Во время церемонии награждения победителей одного из главных парусных соревнований Сибири мое внимание привлек столик, за которым сидело несколько молодых ребят, по виду — старшеклассников, в форме моряков-курсантов. Они весело переговаривались, отхлебывая пепси-колу. Я спросил сидящих рядом, кто это такие? Оказалось, морские кадеты из клуба "Алые паруса", только что вернувшиеся из плавания на трехмачтовом паруснике "Надежда" в Тихом океане. Я подошел, и мы разговорились. Оказывается, ребята — большие энтузиасты этого вида спорта, раньше проходили парусную практику в клубе "Наука". Они и посоветовали мне обязательно встретиться со своим "адмиралом" — Андреем Михайловичем Некрасовым.
Отыскать "адмирала" оказалось непросто, он был одновременно организатором и участником I Всероссийской конференции по кадетскому образованию, проходящей в это время в нашем городе, и, конечно, оказался очень занят. Наконец мы смогли встретиться.
— Кто такие морские кадеты и как возникло это движение? Какова история их девиза "Мужество, героизм и воля"?
— Все началось еще в 1960 г. Новосибирские 10-12-летние школьники по инициативе одного из них — Н. В. Бордюги — создали по тимуровскому образцу самодеятельный морской отряд с этим гордым названием. Проводили военизированные игры, изучали отечественную военную историю. Когда организаторы отряда выросли — стали студентами, начали привлекать к своей деятельности школьников. Возникли новые отряды — артиллерийский, стрелковый, саперный. Массовость этого движения школьников росла, отряды превратились в неформальные самодеятельные клубы. Их заметили, так как ни одно военно-патриотическое мероприятие не обходилось без молодцеватых ребят из этих клубов. Во всех соревнованиях они лидировали, а впоследствии, во время службы на флоте или в армии, заметно отличались от остальных. Движение переросло в ведущее подростковое объединение, которое получило официальный статус по линии гороно, а в 1997 г. на его базе был создан Сибирский кадетский корпус. Сегодня под его эгидой и работают военно-патриотические клубы города. С гордостью назову цифры: в 12 клубах юных моряков занимается свыше 600 школьников. Это больше, чем в Санкт-Петербурге или в Москве, даже в обеих столицах вместе взятых.
— Какова же цель этих морских клубов?
— Я бы сформулировал ее так: воспитание государственно мыслящих людей, бескорыстно служащих Отечеству, способных эффективно работать в любой отрасли, необязательно военной. Эта цель полностью согласуется с постановлением Правительства РФ от 16.02.2000 г. "О государственной программе патриотического воспитания граждан РФ на 2001 — 2005 гг."
— И как организована ваша работа?
— Вот уже 15 лет я руковожу кадетскими морскими классами и клубом юных моряков. Мы занимаемся со школьниками 5—11 классов. В клубах они проходят пятилетнюю подготовку по программе, мало отличающейся от принятой в кадетских классах. В нее обязательно входят судовая практика, ближние и дальние походы под парусом и на веслах, гонки на дистанции 1.2 мили на "Оптимистах" и шлюпках. Мы имеем базу "Гренада", расположенную в Бердском заливе, ее флот — 12 ялов и катера сопровождения. Между клубами на этой акватории проводятся соревнования. Младшие ребята ходят в шлюпочные походы протяженностью не более 100 миль. Для старших мы ежегодно организуем и дальние походы по проекту "Аргонавты Сибири", чаще всего к местам исторических событий. Так, в 1993 г. кадеты на ялах ходили до села Ново-Пичугово, в окрестностях которого 400 лет назад было разбито войско хана Кучума. Тремя годами позже состоялся шлюпочный поход к месту гибели Ермака. Ребята привезли с собой собственноручно изготовленный 9-метровый деревянный крест и водрузили его на высоком берегу Иртыша, близ Тобольска, рядом с малоприметным гурием — пирамидой, сложенной побывавшей в этих местах экспедицией корреспондентов разных центральных газет. Кстати сказать, никакого памятника завоевателю Сибири ни царская, ни советская власть поставить не удосужились.
За последние восемь лет проведено 10 походов по Обскому морю, рекам Бия, Обь, Томь и Иртыш различной протяженности, от 200 до 2000 км, в которых, как правило, участвовало от трех до семи экипажей.
Кульминационная часть судовой практики школьников 9—11 классов — участие в плавании на больших парусниках. Заранее объявляется конкурс, в ходе которого отбирают лучших из лучших. Победители отправляются в Санкт-Петербург на курсы подготовки к судовой практике на океанских парусных судах и после экзаменов зачисляются юнгами в матросский состав. Так, в 2001 г. получили аттестат моряка и прошли судовую практику 10 новосибирских кадетов, из них шестеро из клубов "Норд-Ост" и "Касатка" — на "Седове" в Атлантике, трое из клубов "Алые паруса" и "Касатка" — на фрегате "Надежда" в Тихом океане и один — на паруснике "Мир" по Балтике.
— Я вижу, ребята носят интересную форму. Что это за форма?
— Она создана в нашем кадетском корпусе, признана лучшей, запатентована и скоро, вероятно, будет введена по всей России. Такие рекомендации были приняты на только что закончившейся I Всероссийской конференции по кадетскому образованию. Это же относится и к кадетскому нарукавному знаку.
— Расскажите, пожалуйста, немного о себе и своих ближайших планах.
— Я педагог-историк, сторонник морского воспитания школьников. После службы в армии полностью посвятил себя воспитательно-преподавательской работе со школьниками-кадетами в рамках движения "Мужество, героизм и воля". В настоящее время — директор Центра дополнительного образования Новосибирского военно-патриотического объединения под этим же названием Сибирского кадетского корпуса. Это объединение охватывает свыше 1000 школьников города.
В настоящее время с участием старшеклассников разработан проект похода "Сибирь — Волга", который намечен на 15.06—30.07.2002 г., на парусных надувных тримаранах. Посвящается этот поход 60-летию Сталинградской битвы — переломному моменту в Великой Отечественной войне. Проект являет собой синтез парусного туризма и краеведения, что обещает дать большой воспитательный эффект.
Я от души желаю успехов А. М. Некрасову в благородном деле воспитания будущего поколения и по его совету знакомлюсь с работой Детского военно-морского клуба "Алые паруса" в Академгородке.
В полуподвальном помещении меня встречает руководитель клуба — женщина в форме лейтенанта морской и речной службы. Уловив мой удивленный взгляд, Ольга Константиновна Димова, учительница школы №162, объясняет: "Морские клубы, следуя 40летней традиции, имеют не только свою форму, но также "звания" и награды. (После этого мне стало ясно, почему все кадеты называют Некрасова адмиралом!) Все воспитатели и преподаватели ведут занятия в форме и носят звания того рода войск, к которому они относятся. Это служит повышению авторитета старших, дисциплинирует и подтягивает школьников".
Я осмотрелся. В клубе уютно. При входе небольшая каптерка, в которой хранится обмундирование. Дальше идет большой зал со скамейками по периметру, доской, картами и партами у задней стены. На передней стене — государственные, военные, флотские и кадетские флаги. В углу — телевизор с видеомагнитофоном. Внизу под знаменами на пандусе разложены фотоальбомы, отражающие пятилетнюю деятельность клуба. На стенах — плакаты по морскому делу, фотомонтажи и Доска информации. В кабинете руководителя клуба стоит модель старинного парусника, развешены большие цветные фотографии тех учебных морских судов, на которых ребята проходили практику. Везде чистота и флотский порядок.
Как рассказала Ольга Константиновна, клуб был создан в 1995 г. На плавпрактику ребята ходят под парусом и на веслах на шлюпке "Ял-4", которую они сделали своими руками. Все прошлые годы летняя практика проходила на яхтах спортклуба "Наука", но, к сожалению, его руководство отказалось предоставлять суда бесплатно, а денег у клуба нет. Ребята дважды в год участвуют в городских соревнованиях по морскому многоборью и всегда занимают призовые места. В прошлом году 11-классники школы №162 Женя Тахтобин и Женя Оненко сдали экзамены по морскому делу и физической подготовке, получили сертификаты моряков и прошли судовую практику на фрегате "Надежда".
Познакомился я и с Женей Тахтобиным, который с готовностью поведал свои впечатления об этом плавании.
"Мы вышли в Японское море и были просто потрясены! Море — это стихия, свобода, простор! И ничего вокруг до самого горизонта! Только ветер гудит в упругих парусах, покачивая корпус. Мы вышли почти при полном штиле, и море принялось подкидывать нас то вверх, то вниз! Качку мы с Женей Оненко переносили хорошо. Большое впечатление на нас произвели японские города Аомори и Хатинохе, в которые заходила "Надежда". Нас поразили радушие и вежливость японцев, идеальная чистота повсюду. Японцы очень бережно относятся к своей истории. Мы посетили огромный музей старинных морских судов в городе Ха-тинохе. В больших залах размещены подлинные старые парусники и их копии в натуральную величину.
Когда мы пришвартовались к пирсу этого города, там уже стояло другое учебное парусное судно — точная копия нашей "Надежды" — фрегат "Паллада". После окончания стоянки "Надежда" под машиной отвалила от стенки и, выйдя на внешний рейд, легла в дрейф. Среди экипажа сразу же распространилась новость — капитаны договорились о суточной гонке в открытом море! Через некоторое время появилась "Паллада" и, поравнявшись с нами, также легла в дрейф. С нее раздался непродолжительный гудок — сигнал старта. И сейчас же прозвучала по громкой связи команда: "Все наверх! Паруса ставить!". Мы поставили паруса на пять минут раньше "Паллады" и при свежем ветре начали заметно от нее удаляться. Под крики "Ура! Мы обгоняем!" несколько юнг бросились на ют и по старому морскому обычаю показали конец экипажу отстающей "Паллады". Но, как оказалось, это было преждевременно. Почти сутки парусники шли параллельными курсами, попеременно обгоняя друг друга. Шансы были равные, ведь суда — родные братья. К исходу суток "Надежда", не меняя парусов, начала отставать, сначала на длину корпуса, а затем все больше и больше.
И вот 24 часа истекли. "Паллада", дав торжественные гудки, легла на другой курс и через некоторое время скрылась за горизонтом".