В предыдущем номере мы познакомили читателей с результатами испытаний "на мерной миле "КиЯ" моторных яхт "Кама-93" производства судостроительного завода компании "Транс-Контакт Холдинг" (Набережные Челны) и пообещали более подробно рассказать о новой серии моторных яхт "Берсут", два первых судна которой планируется спустить на воду в начале будущего сезона.
Стремление строить катера (моторные яхты) более современные по дизайну и быстроходные, чем "Кама", родилось, а затем и материализовалось, когда на стапелях "Транс-Контакта" еще стояли "Камы" со строительными номерами первого десятка.
В 1996 г после раздумий о выборе партнера-проектанта предпочтение было отдано молодому тогда коллективу — проектно-конструкторской группе "Квартет" в Санкт-Петербурге. Работа шла в ускоренном ритме: подготовка конструкторской документации по корпусу содержала и другие разделы проекта, а разбивка натурного плаза и изготовление сборочного стенда (для постройки корпуса вверх килем) были выполнены до согласования проекта в Речном Регистре.
На чертежах общих видов и демонстрационной модели катер-моторная яхта, получивший помимо рабочего названия проекта КМ-132 собственное имя "Берсут" (по названию одного из притоков Камы) выглядел довольно привлекательно. Корпус — двускулый с призматическими обводами (с учетом технологических требований), при этом верхняя скула-уступ играет роль брызгоотбойника, а конструктивно — и элемента продольной жесткости. Архитектурный тип тоже не из очень распространенных: полубак до миделя, рулевая рубка, полуутопленная в полубак (с оборудованным в нем местом отдыха судоводителя) и отделенная от других помещений; под рубкой — каюта, на крыше рубки — выносной пост управления, за рубкой в корму — просторный салон, за которым открытый участок палубы. Крыша салона — переходной мостик на "флайингбридж". Основные жилые помещения — две двухместные каюты в носовой части корпуса, два запасных спальных места — в салоне.
Потом, после публичных дискуссий, когда проект "отлежался", стали заметны и недостатки планировки, но это было впереди.
Главные размерения и основные характеристики катера представлены в таблице 1.
Катер стальной, в основном варианте силовой установки (предусмотрены и три дополнительных) — двухвинтовой с двумя дизелями фирмы "Volvo-Penta" TAMD 41M мощностью 2x125 кВт (2х170 л.с.).
Корпус набран по продольной системе и отвечает требованиям для судов класса "М". В корпусе четыре водонепроницаемых отсека, остойчивость также соответствует требованиям Речного Регистра к судам класса "М", непотопляемость — одноотсечная.
Район плавания — водоемы разряда "О" и "М" (с ограничениями по погоде), а также прибрежные зоны морей при высоте волны до 2 м.
В основном варианте скорость хода может достигать по расчету 30 км/ч, а дальность плавания на крейсерской скорости 27 км/ч при проектном запасе топлива в 1000 л — 380 км. Последнее по российским меркам для многих покажется недостаточным, и потребуется разместить дополнительные баки.
Модель катера в масштабе 1:8, правда, уже после завершения проектных работ, была испытана в опытовом бассейне. Результаты буксировочных испытаний подтвердили выполненные "всухую" расчеты "Квартета", и, что также интересно, дали материал для сравнения корпуса с известными прототипами. Пусть вскользь, но хотелось бы отметить, что при относительной скорости — числе Фруда FrD=2 (для нашего катера это 34 км/ч) значение удельного остаточного сопротивления КМ-132 практически точно совпадает с таковым, определенным по графикам серии Гроота и Нордстрема (а это круглоскулые "вылизанные"корпуса) для соответствующей относительной длины. При меньшей относительной скорости по этому параметру КМ-132 немного хуже модели серии, при большей — предпочтительнее.
Излишне говорить, что в катере предусмотрено все подобающее моторной яхте оборудование, причем по требованиям техзадания состав оборудования практически полностью был импортным. Отечественным производителям достались от проектанта лишь две позиции — люки в форпик и ахтерпик.
Мы сознательно лишь бегло окинули взглядом планировку помещений, поскольку вариантов — и как будто неплохих — довольно много, а заказчик, как сложилось в практике "Транс-Контакта", в принципе, может предложить свой вариант. Так, модернизацию головного катера проекта КМ-132 в части общего расположения (и, соответственно, пересогласование в Регистре) пришлось выполнить практически одновременно с закладкой судна. На эскизах общего расположения катера "Берсут" представлен модернизированный вариант. От базового он отличается тем, что две раздельные каюты объединены в один блок, а вход в блок-каюту устроен более удобно через полноразмерную дверь из салона.
К сожалению, с этого места в отношении головного катера придется применять будущее время: металлический корпус готов полностью, но монтаж механизмов и оборудования, изоляция, обстройка и отделка — впереди. Срок выхода катера на испытания — март 2001 г.
Одновременно в работе находится второй катер типа "Берсут". Это его модификация, предусматривающая установку конвертированного в судовой 240-сильного дизельного двигателя "КамАЗ".
Идею создания судового дизель-редукторного агрегата "Транс-Контакт" реализовал в 1998-1999 гг с помощью специалистов Зеленодольского ПКБ (формулирование технических требований к ДРА и технического задания, помощь в подборе комплектующего конверсионного оборудования) и проектно-конструкторского центра ОАО "КамАЗ" (конструкторские работы и изготовление агрегата на базе серийного автомобильного двигателя). Конструкторская документация одобрена в Российском Морском Регистре судоходства, а два опытных образца готовы к установке на катер и проведению сертификационных испытаний.
Основные характеристики ДРА на базе дизеля "КамАЗ" приведены в таблице 4. По значению мощности этот двигатель аналогичен ТАМD 63L. Стоит отметить, что в первых образцах ДРА применен реверс-редуктор, созданный на базе автомобильной коробки передач. Возможно, более перспективным окажется использование (с соответствующей адаптацией) зарубежных реверс-редукторов — фирм "Twin-Disc", "ZF", "Hurth" — над чем работает в настоящее время "Транс-Контакт".
Конвертация двигателя "КамАЗ", имея совершенно самостоятельное значение, являлась при этом одним из этапов создания модификации катера типа "Берсут" с отечественными механизмами и оборудованием. Выполнить эту работу было также предложено Зеленодольскому ПКБ, и конструкторский отдел "Транс-Контакта" участвовал в ней, образно выражаясь, под крылом старшего брата. Ее предварительным итогом явилась разработка комплекта рабочей документации по механической и электрической частям проекта модификации "Берсута" с двумя двигателями "КамАЗ". Расчетная скорость хода катера — 20 км/ч, и объективно он представляет собой перспективный самостоятельный вариант. Истину, как всегда, выявит практика, т.е. испытания, которые мы планируем организовать по полной схеме.
Хотя оба "Берсута" (по сути дела оба они "головные") строятся как моторные яхты, представляется, что проект "КМ-132", особенно в базовом варианте, достаточно хорошо приспособлен для создания модификаций специального назначения. Это подтверждается интересом, проявленным к катеру представителями ряда авторитетных ведомств.
Ну, и "последняя любовь". Это КМ-150 (что означает 15-метровый) с предварительным пока именем "Идель" (одно из названий матушки-Волги). Катер, разработка проекта которого началась в октябре 2000 года, служит примером того, как пожелания заказчика могут резко подвинуть конструкторскую мысль.
Катер должен быть относительно быстроходным — 30-35 км/ч, поэтому за основу был принят корпус катера КМ-132, но более удобным по расположению (по мнению заказчика, как КМ-93 "Кама"), а также иметь солярий и площадку для гидроцикла.
В базовом исполнении — это моторная яхта для комфортного отдыха на воде, включая рыбалку, охоту, подводное плавание, а также для деловых разъездов и встреч. Эксплуатация катера предусматривается в водоемах разрядов "О" и "М", а также в прибрежных морских районах при волнении до 2.5 м.
Главные размерения и характеристики приведены в таблице 3. Здесь, как и у "Берсута", возможны несколько вариантов планировки помещений, учитывающих различные требования, предъявляемые к судну будущими владельцами. Главные из них — общее количество людей, размещаемых на ночлег, и ожидаемая степень комфорта, а также необходимость устройства отдельного места отдыха судоводителя, если его роль не предназначена самому владельцу катера. Если нет стремления обеспечить максимально возможное количество спальных мест, размещение восьми человек не составляет проблем: четверо — в комфортабельных каютах и еще столько же на запасных местах, организуемых с помощью диванов и опускных столов. В основном варианте силовой установки катер двухвальный — 2xTAMD 63L, 2xTAMD-71 либо два двигателя других фирм. На крейсерской скорости хода около 28 км/ч при запасе топлива 1200 кг в основных баках дальность плавания составит около 450 км.
В проекте учтен недавний опыт, и моторный отсек предусматривает размещение двух дизелей "КамАЗ". С импортными двигателями в нем будет посвободнее. И, кстати, о свободе. Если верно, что свобода это не осознанная необходимость, а осознанные возможности, то мы движемся в правильном направлении. Дело за малым: задуманное построить и испытать.