Последние несколько лет изготовителя "Ветерков" — ОАО "Волжские моторы" (г. Ульяновск) сильно лихорадит: это происходит из-за проблем с основной продукцией — автодвигателями для УАЗа и ГАЗа.
Выпуск лодочных моторов то прекращали (сначала — на год, потом — на несколько месяцев), то вели переговоры о передаче лодочного производства новому хозяину, то до минимума сокращали номенклатуру выпускаемых моделей. В 2000 г. с трудом было выпущено около 4 тыс. моторов, причем только одной модели — "Ветерок-8".
И все же, несмотря на все трудности, генеральный директор предприятия доктор экономических наук В.В. Самохвалов решился сделать рывок: в 2001 г. увеличить выпуск лодочных моторов вдвое, восстановив "Ветерок-12" (и его модификации: в удлиненном и реверсном исполнении) и добавив к модельному ряду новый "Ветерок-6" (дефорсированная "восьмерка") и вариант в яхтенном исполнении с кольцевой насадкой на гребной винт.
Ориентировочные цифры годового выпуска выглядят следующим образом: "Ветерок-8" — 4450 шт., "Ветерок-8Р" — 500 шт., "Ветерок-12" — 400 шт., "Ветерок-12РУ" — 400 шт., "Ветерок-6" — 1400 шт.
Для этого пришлось заказывать новую литейную оснастку взамен отработавшей свой срок, изыскивать станки и восстанавливать технологические потоки, решить немало вопросов с поставщиками материалов и комплектующих изделий.
Цех сборки и испытаний №7 и механический цех № 2, изготавливающий основную часть деталей лодочного мотора, теперь объединены в один цех.
Для улучшения качества и снижения издержек при изготовлении моторов конструкторами намечено усовершенствование системы зажигания, повышение надежности пускового механизма, переход на более современную и дешевую упаковку моторов в картонную тару, увеличение выпуска запчастей с одновременной разработкой и изданием сервисной и ремонтной документации на "Ветерки".
В "Ветерках" выпуска 2001 г. карбюратор К-33 (из г. Шадринска) будет заменен более современным карбюратором типа К-49 с центральной поплавковой камерой (производства ЦНИИТА, г. Санкт-Петербург); из этого карбюратора топливо при откидывании мотора на держатель не выливается, обеспечивается несколько меньший расход топлива, улучшается запуск.
В текущем году конструкторским отделом намечено проведение работы над еще одной модификацией моторов — "Ветерок-спорт". Отличие "Ветерка-8" и "Ветерка-12" в спортивном исполнении заключается, в основном, в повышении достижимой скорости судна и надежности ПМ за счет увеличения степени сжатия, установки в нижнюю головку шатуна двойного игольчатого подшипника (как это было сделано на "Ветерке-12" неоднократного победителя первенств России и СССР в классе мотолодок 250 см3 м.с. А.В. Баринова), уменьшения механических потерь, выравнивания выхлопных и продувочных окон, улучшения совпадения продувочных каналов в цилиндре и картере, ликвидации литейного уступа и полировке гребного винта. Для тех, кто пожелает на своем моторе сделать более надежным узел нижней головки шатуна, приводится схема двухрядного подшипника с укороченной иглой 2.5х6, который самостоятельно изготавливался заводскими спортсменами-водномоторниками.
От Федерации водно-моторного спорта России мы получили сообщение о том, что с 2001 г. вводится новый спортивный класс мотолодок с моторами, имеющими рабочий объем двигателя 175 см3 (юношеский). Это значит, что к классу 250 см3 с "Ветерком-12" прибавится еще один класс с "Ветерком-8".
В этом году ОАО "Волжские моторы" расширяет и свои международные контакты. Это в основном касается возможного производства на предприятиях в России зарубежных моделей. В конце октября прошлого года в Брюсселе состоялись переговоры представителей ОАО "Волжские моторы" — генерального директора В.В. Самохвалова и начальника отдела внешних экономических связей В.Н. Триханова с руководством бельгийского филиала "Mercury Marine" фирмы "Marine Power Europe, Inc" (МРЕ) — генеральным директором Жаком Брошаром, директором по продажам и маркетингу Люком Одрит, директором сети снабжения Марком Франсен и координатором по продажам и администратором Московского представительства МРЕ по продажам Татьяной Ершовой. Темой переговоров было обсуждение вопросов о размещении производства двухтактных лодочных моторов фирмы "Меркури" в России. После окончания переговоров в конце года ульяновцами были изготовлены и переданы фирме "Marine Power Europe, Inc" для тестирования два лодочных мотора в экспортном исполнении "WIND-8" и "WIND-12". В первой половине текущего года намечено продолжение переговоров о целесообразности организации производства ПМ "Меркури" на ОАО "Волжские моторы" и возможной поставке "Ветерков" в страны юго-восточного региона.
Аналогичное предложение от фирмы "ОМС", производящей моторы "Джонсон", предприятие получило через группу "Маркет Марин" (Москва) и выразило согласие на проведение переговоров.
Если говорить о стратегической линии предприятия, конструкторский отдел завода располагает полным комплектом документации на два современных лодочных мотора мощностью 8 и 20 л.с., которые, мы надеемся, пусть нескоро, но дойдут до серийного производства.
Как сообщалось в 2000 г. в центральной прессе, такие предприятия, как Горьковский автозавод, Ульяновский автозавод, Ижмаш-Авто после прихода крупных стратегических инвесторов ("Сибирский алюминий", "Северосталь", самарская группа "СОК") нацелились на выпуск "народного" автомобиля: надежного, компактного, рентабельного для производителей и сравнительно дешевого. Если правомочно при столь разных объемах проводить аналогию с автомобилестроением, то в лодочном моторостроении на роль "народного" лодочного мотора, скорее всего, могла бы претендовать продукция ОАО "Волжские моторы", способного, на наш взгляд, осилить небольшой ряд недорогих и экономичных, унифицированных моторов малой и средней мощности: 4 л.с. (половина "Ветерка-8"), 8, 12 и 20 л.с., поскольку предпосылки и для модернизации выпускаемых "Ветерков", и для создания новых 4- и 20-сильных ПМ у завода имеются.