Солнечная ветреная погода оказалась как нельзя кстати для нашего первого выхода на интересующей нас яхте. Конечно, марка "Bavaria" не нуждается в дополнительных представлениях — она уже довольно давно наилучшим образом зарекомендовала себя на европейском парусном рынке. Однако для русских вод эта "тридцать четверка" была, не сомневаюсь, в диковинку. Нам было интересно проверить в первую очередь не ее конструкцию, прочность и ходкость, а, скорее, потребительские качества, важные с точки зрения комфортного отдыха на воде. Как писал в свое время Михаил Жванецкий в одной из миниатюр: "Этот пароход — сейчас мы проверим какой он моряк..." С такой мыслью мы и ступили на борт яхты, где нас уже поджидал хозяин лодки — Александр Николаевич Маркаров. Собственно, и сама идея представить читателям "КиЯ" типичную для запада серийную яхту впервые родилась в его голове. Сам яхтсмен со стажем, человек глубоко парусный, Александр Николаевич принял решение, используя возможности своего Торгового дома "Царь", вывести на наш рынок яхты фирмы "Bavaria". До него с разной степенью успеха предпринимались попытки торговать французскими "Jeanneau", американскими "Hunter", однако заметного следа в отечественных клубах и маринах эта дилерская активность не оставила. В качестве ударного продукта на этот раз выбраны немецкие яхты. Что ж, может быть очередная попытка приобщить состоятельных людей к парусной романтике с европейским знаком качества окажется более удачной.
А пока перед нами стояла яхта, полностью вооруженная и готовая к первому в сезоне плаванию. Время немного поджимало, заставляя торопиться с выходом, но мы все-таки посвятили первый час подробному и спокойному осмотру лодки, что называется, "со всех сторон".
Неискушенный покупатель вряд ли сможет найти характерные, присущие только яхтам этой марки, элементы фирменно: дизайна во внешнем облике "Баварии". Элегантный клиперштевень чуть менее остро, чем следовало бы в его классическом исполнении, начинает килевую линию. Борта лодки достаточно высоки, чтобы не спутать ее с участником матчевых гонок, и г лишены элегантности. Обращает на себя внимание современны функционально продуманный и комфортный кокпит. На его оборудовании мы остановимся чуть ниже, а здесь отметим лишь, что со стороны открытого транца пространство кокпита ограничивает удобная банка, рулить, сидя на которой, благодаря характерным изогнутым формам, удобно даже на небольших крена Пластиковая палуба обшита снаружи фанерой из красного дерева, с нанесением тонкого слоя тика (тикового шпона). В поисках все тех же характерных черт мы спустились под палубу, в просторную каюту. Осмотр дал следующие результаты.
Внутри — отличная шумоизоляция: 19-сильный дизель "Volvo Penta", размещенный под трапом, почти не выдавал себя, пока мы не залезли под капот-откидные ступени. Нет ни характерного тракторного стрекота, ни ощутимой вибрации. Дизель установлен, отцентрован и заизолнрован добросовестно.
Справа при входе, традиционно — штурманский уголок, слева — камбуз. Что характерно, на камбузе под столиком оборудован рундук-холодильник, причем холодильник настоящий, а не просто термос. В комплект поставки входит двухконфорочная газовая плита на карданном подвесе.
Носовая каюта — спальная, рассчитанная на двух человек. Диван оказался вполне просторным и удобным для отдыха. Аккуратные узенькие полочки над койками по обоим бортам пригодны как для книг и журналов, так и для разных мелочей. В кают-компании на высоте плеч по бортам проходят перила — деревянные лакированные рейки, прикрепленные к корпусу в трех местах. На первый взгляд, эта конструкция выглядит несколько хлипковатой. Действительно, стоило нам приложить некоторое усилие, как перила опасно изогнулись. Мы легко представили, как какой-нибудь одурманенный качкой гость выходит из гальюна, расположенного в межкаютном пространстве слева от мачты, хватается за поручень и при очередном рывке на волне, чертыхаясь, летит на противоположный борт. Кстати, упомянутый выше гальюн заслуживает высокой оценки: здесь все собрано по самой современной моле, т.е. предусмотрены унитаз с помпой, раковина и смеситель-душ. Подогрев воды обеспечивает работающий дизель. Вода из-под пайола откачивается электрической помпон.
В корме под кокпитом конструкторы яхты разместили еще две каюты на четырех человек: две пары здесь могут расположиться по бортам. Таким образом в лодке на ночлег с комфортом могут разместиться 8 человек (с учетом двух мест на койках в кают-компании). Жилые помещения обшиты фанерными панелями из красного дерева и смотрятся дорого. Все люки изнутри оборудованы специальными пластиковыми шторками, которые открываются, скручиваясь под воздействием пружинного механизма в рулон. Очень удобная конструкция.
Пока шли под мотором, мы спокойно изучат такелаж и проводку, осматривались в кокпите. Здесь сосредоточено практически все управление яхтой, начиная от панели дистанционного управления двигателем, на которой очень легко отыскать под нижней кромкой штурвала кнопку пуска, и заканчивая выведенными сюда шкотами и оттяжками.
На крыше рубки слева и справа расположены по три стопора и по одной лебедке (следует заметить, что на пашей лодке было установлено палубное оборудование фирмы "Rugerson"). Все управление гротом и гиком сосредоточено здесь.
Заслуживает доброго слова и рангоут фирмы "Selden". Легкие алюминиевые мачта и гик выглядят современно, а по эксплуатационным возможностям способны вызвать одобрение у любителей ходить под парусом в одиночку или с командой необветренных новичков. Благодаря установленной закрутке грота в мачту операция постановки и уборки или рифления парусов занимает минимум времени, даже если команды судовладельца или шкипера выполняют незнакомые с яхтой люди. Гика-шкот пропущен через три блока, перемещающихся на ползунах по гику, и выведен на поперечный погон, закрепленный на рубке. Таким образом, можно регулировать усилие на гика-шкоте и распределение нагрузки по длине гика. Правда, грот невелик (штатный — около 23 м2), поэтому из всех возможных задач такая проводка скорее всего решает лишь одну — уменьшает нагрузку на ходовом конце гика-шкота. Закрутка грога — механическая. Вращая лебедку (а на этой модели были установлены лебедки "Harken") и переключая передачу в прямое или обратное положение, соответственно, выбирая или потравливая грота-шкот, разворачивают или убирают парус. Фал всегда выбран, правда, при повторной установке грота требуется всякий раз контролировать набивку паруса по передней шкаторине — это зависит от ветра.
Стаксель также стоит на закрутке. Стаксель-шкоты проведены через пару кареток па погоне, установленном по каждому борту (на палубе у рубки) и выходят на лебедки в корме.
Из соображении бережливости (зачем портить товарный вид такой красавицы) решили паруса особо не трепать. В итоге, единственный замер скорости под парусами сделали при движении в галфвинд. При боковом ветре в 5-7 м/с лодка шла со скоростью около 6 уз. Общие ощущения от рулежки вполне благоприятные — яхта на руле не лежит, в привод уходит только на сильных порывах ветра и тут же практически сама возвращается на прежний курс. Все это говорит также и об отличной центровке яхт: Оглянувшись назад, отметили ровный кильватерный след от лишних бурунов за кормой — воду транцем эта лодка не тащит. Кстати, на срезе транца бросились в глаза рубленые отметины от алюминиевого трапа, который во избежание разрушений декоративного слоя следовало бы опускать плавно, регулируя этот процесс шкертом или другой снастью. Просто бросать его на транец не рекомендуется.
Также мы отметили удобную конструкцию раскладного столика, который в убранном состоянии компактно фиксируется по нактоузу. А вот обилие всевозможных концов, брошенных на дно кокпита, навело на мысль о том, что, вероятно, строителям следовало бы предусмотреть на задней стенке рубки нечто вроде навесных карманов, куда все эти веревки на ходу можно было бы убрать. Тем более, что стенка эта не занята приборами, которые собраны на общей панели на нактоузе, прямо перед глазами рулевого.
Насколько мы оказались нерасторопны при замере характеристик движения под парусом (да и зачем, положа руку на серде, мерить поляры скоростей на круизной лодке!?), настолько тщательно мы изучили ход яхты под мотором. При движении по ветру (5-7 м/с, на порывах до 10-12 м/с) и увеличении оборот двигателя от 2 тыс. до 3.5 тыс. с шагом 500 об., скорость лодки составила 3.3 узла, 5, 5.4, 5.7 узлов соответственно. На тех же оборотах, но против ветра — 3, 4, 4.8 и 5.2 узлов соответственно. На среднем ходу провели полную циркуляцию. Круг радиуса около 10 метров замкнулся за 20 секунд.
Вместо вывода
Обычно, анализируя ту или иную продукцию исследователи обращаются к понятию соотношения цены и качества, а потом переходят к сравнению. В нашем случае дело состояло сложнее: в силу того, что аналогичное качество отделки (особенно это касается внутреннего пространства судна и в меньшей степени — сборки и конструкции) пока не демонстрирует ни один из отечественных производителей. Поэтому в настоящее время "Bavaria", оказавшись одиночным "живым" представителем западного парусного рынка на наших российских просторах, просто не имеет здесь реальной конкуренции.
Наша справка
Основанная в 1978 г. верфь "Bavaria Yachtbau", выпускающая сегодня 10 моделей парусных яхт длиной от 9.4 до 15.2 м, четвертая среди самых крупных строителей яхт в мире и вторая — в Европе. В течение 2000—2001-го финансового года построено 1780 парусных яхт (74% — на экспорт) и 220 моторных судов. Расположена в Гебельштадте. Строится новое предприятие в 10 км от старой верфи. С ее пуском число выпускаемых единиц превысит 2400. Основные проектные работы выполняются бюро 'U&J Design" в Словении.