От "Пройссена" к "Роял Клиперу"
Со дня трагически нелепой гибели в Английском канале крупнейшего в своем классе судна "Пройссен" — германского пятимачтовика судоходной компании "Лайеш", притягательной и безнадежной оставалась мечта: создать такой же прекрасный и совершенный, столь же уникальный в части своих технических характеристик корабль. Однако ни реалии периода довоенных плаваний парусников — океанских перевозчиков каменного угля и селитры, ни расцвет послевоенной практики учебных плаваний под парусами не могли дать и не давали возможности оставить мир фантазий и заняться претворением мечты в жизнь.
Лишь на стыке двадцатого и двадцать первого веков, в атмосфере крепнущего экономического благополучия группы особо благоразумных стран, в связи с небывалым ростом популярности международного туризма — морского и океанского в частности, наконец созрела ситуация, в рамках которой идея постройки суперпарусника стала обретать и обрела черты коммерчески целесообразного проекта.
Автором и реализатором именно такого проекта стал шведский предприниматель Микаэль Крафт — владелец небольшого флота крупных круизных судов, с юных лет мечтавший материализовать милый его сердцу образ пятимачтового красавца "Пройссена".
Если у кого-то возник вопрос, а почему все время упоминается именно "Пройссен", процитируем известного американского морского писателя капитана Алана Вильерса: "Без сомнения, это был великолепнейший парусник из всех, которые видел мир".
Рождение судна
К тому моменту, когда, вроде бы, на задний план отошли финансовые препятствия, М. Крафт уже знал, что одна из польских верфей готова расстаться с "бесхозным" корпусом некоего несостоявшегося по организационно-финансовым причинам парусного судна. Расчеты показывали, что сам по себе этот корпус хорош и на его базе может быть построен парусник желаемых габаритов и пропорций...
Недолгим был путь под буксиром до причала верфи "Мерведе Шипярд" ("Merwede Shipyard", Хардинксфельд-Гиссендам, неподалеку от Роттердама). В короткие, даже по западным меркам, сроки работы на заказе с заводским номером 681 были завершены. Через какую-то сотню лет, можно сказать, после рождения легендарного неудачника "Пройссена" в строй действующих судов вошла его шестипалубная "сестричка" — почти тех же форм и почти таких же габаритов, но совсем иного содержания.
Паруса XXI века
Исторические хроники свидетельствуют, что команде "Пройссена" — шести десяткам смельчаков, не боящихся работать на высоте, требовалось не менее часа для того, чтобы обойти все мачты и реи и привести в действие все парусное хозяйство судна. Паруса на нем весили свыше 260 т. Чтобы подобрать на рей, укатать и закрепить каждый из нижних прямых парусов, приходилось посылать на один рей до 20-22 матросов. А если бы капитану пришло в голову убрать сразу все прямые паруса, потребовалось бы иметь команду в 370-420 человек...
На судне "Роял Клипер" совершенно иная — механизированная парусная часть, спроектированная специалистами широко известной польской компании "Хорень Дизайн" (Choren Design & Consultancy). Здесь парусами, пошитыми из гораздо более легкого, чем сто лет назад, материала, занимаются только двадцать человек. Постановку и уборку прямых парусов контролирует вахтенный офицер, с мостика отдающий "кнопочные" команды механизированным вращающимся реям. "Менее руководящие члены экипажа, не покидая верхней палубы, производят подъем и спуск косых парусов, осуществляют развороты реев в горизонтальной плоскости: их труд, впрочем, тоже нельзя считать непосильным: решающим фактором в их действиях выступает не крепость мышц, а мощность палубных гидравлических лебедок.
Экипажу "Роял Клипера" нужно не больше тридцати минут, чтобы развернуть все сорок два паруса корабля (в том числе — 26 прямых, 11 стакселей, 4 кливера.
Есть и еще одна очень любопытная деталь. Судно способно проходить под такими мостами, под которыми никогда не смог бы пройти его предтеча: стеньги "Роял Клипера" достаточно легко могут быть опущены до требуемого уровня. Трудно понять, как это оформлено конструктивно, поскольку известно, что на две кормовые — трубчатые — мачты "Роял Клипера" возложены несколько необычные функции: через них осуществляется подвод воздуха к дизелям и отвод отработавших газов.
Царство отдыха и развлечений
Очевидно, что круизное судно современной постройки немыслимо без открытого плавательного бассейна. На "Роял Клипере" их целых три. Однако не этот факт удивляет туристов, поднимающихся на борт судна. Оказавшись в пространстве обширного внут-рисудового атриума высотой в три палубы, гости обнаруживают, что немалую часть потолка здесь занимает. стеклянное дно среднего бассейна, самого большого из трех.
Привычными атрибутами фабрики развлечений выступают судовые рестораны и музыкальный "Пиано-бар", библиотека и тренажерный зал, минеральные и грязелечебницы, "Тропический бар" и центр коммуникаций, предлагающий туристам вполне земной набор услуг электронной почты и радиосвязи. Впечатляют 1800 квадратных метров верхней палубы, покрытые бирманским тиком.
По-настоящему фирменным "блюдом" плавучего острова развлечений туристы считают расположенный на самой нижней палубе "Холл капитана Немо", двадцать четыре иллюминатора которого, дополненные специальной подсветкой, раскрывают картины подводного забортного пространства.
Любителям особо острых ощущений предоставляется возможность провести какое-то время в "вороньем гнезде". Острота всего переживаемого при этом полностью отвечает высоте "гнезда", открытого всем ветрам. Уровень отваги "впередсмотрящего" заметно повышается в момент, когда страхующий матрос пристегивает к мачте пояс безопасности, надетый на туриста перед началом подъема.
Романтика и расчет
Известно, что всякому парусному судну пристойно иметь украшающую клиперштевень носовую фигуру. Это может быть фигура какого-нибудь ужасного зверя или наоборот — доброго чудовища. Но лучше женской фигуры — это тоже хорошо известно — ничего быть не может. Микаэль Крафт в этом вопросе решил от традиций не отходить. Нос "Роял Клипера" украшает и одновременно защищает судно от всяких напастей скульптурный портрет его дочери Марии.
Кто он, этот господин Крафт, — романтик или расчетливый и удачливый бизнесмен, шагнувший в двадцать первый век уже с тремя большими круизными парусниками: "Стар Флайером", "Стар Клипером" и "Роял Клипером"? Многие задаются этим вопросом, тут же признавая, что ответ очевиден. Самые смелые идеи находят себе место в окружающем нас материальном мире. Да и не нужно спешить, впадать в суету не ко времени. Но нельзя и медлить, когда приходит время обращать умозрительно угаданное — в рационально материальное, в явь.