Веселая коллекция
Центральное место в недавно открывшемся Музее судоходства в Сендоне занимает ценнейшая коллекция из 40 деревянных носовых фигур старинных парусников XVIII и XIX столетий.
Хорошим людям разрешается и фотографироваться с этими экспонатами.
Сколько яхтсменов В США?
Статистика, которая, как известно, "знает все", позволяет ответить и на этот вопрос.
В 1998 г. в стране с населением в 260 млн. чел. было 3.6 млн. яхтсменов (47-е место в списке из 59 видов спорта), плюс 0.6 млн. виндсерфистов (вот они-то и занимали 59-е место!). Если за предыдущий год число парусников увеличилось на 4.1%, то число увлекающихся виндсерфером возросло на 17.3%. Любопытно, что 45.6% армии американских яхтсменов составляют женщины.
Считается, что число рыболовов-любите-лей в 1997 г. достигло потолка (44.7 млн.; 5-е место) и за следующий год уже уменьшилось на 2.7%. То же самое можно сказать и о количестве увлекающихся плаваниями на своих катерах и мотолодках: рекордная цифра 27.2 млн. (14-е место) в 1998 г. стала меньше на 5.4%.
Стоит подчеркнуть, что это уменьшение несколько компенсируется продолжающимся ростом (на 11.6%) числа воднолыжников — 7.2 млн., 37-е место.
Туристы-водники также составляют очень мощную группу, причем 7.1 млн. плавают на каноэ и байдарках, а 3.2 млн. — на каяках и рафтах.
В течение 1999 г. около 78 млн. чел. хотя бы один раз отдыхали на воде на малом прогулочном судне. Оборот отрасли составил 23 млрд. долл.
Суммарный парк малых прогулочно-туристских судов насчитывает около 17 млн. единиц, из них 12.5 млн. зарегистрированы Береговой охраной. В этом числе 1.7 млн. — парусные суда; 8.2 млн. — мотолодки с подвесными моторами (причем количество ПМ на ходу — 13.8 млн.); 3.4 млн. — катера со стац. двигателями (из них 1.7 млн. — с угловыми колонками); 1.1 млн. — гидроциклы. В стране 7.3 млн. лодочных трейлеров и свыше 11.5 млн. — постоянных причалов.
Если говорить о распределении этого флота по штатам, то наиболее насыщенным прогулочно-туристскими судами является Мичиган, не имеющий выхода к океанским побережьям (895 тыс. зарегистрированных судов). На втором месте — Флорида.
Импорт малых судов (0.9 млрд. долл.) выше, чем экспорт (0.7 млрд. долл.).
Существенно возрастает число строящихся парусных судов. Если в 1989 г. было построено 11 362 яхты, то в 2000-м году это число превысило 27 800, причем в их постройке участвовало 162 предприятия. Можно проанализировать состав построенных в 1999 г. яхт по размерам: число парусников длиной до 11 футов составило 9532; 12-19 футов — 7497; 20-29 футов — 1926; 30-35 футов — 921; 36-40 футов — 670; 41-45 футов — 370; 46-59 футов — 234; свыше 60 футов — 19.
В числе построенных за 1999 г. яхт 10% составляют многокорпусники (2165, причем 1868 из них имели длину до 19 футов и 186 — от 20 до 29 футов).
120 основных компаний, занимающихся чартером, имели в 1999 г. 3182 судна и в общей сложности "продали" 34 189 недель плаваний. Любопытно, что 54% выручки дали рейсы в Карибском бассейне, 33% — внутри США и не более 7% — в Европе (Средиземное море).
Еще один рекорд
В январе 2001 года швейцарский яхтсмен Бернар Штамм в компании с тремя французскими членами экипажа на яхте класса "Open-60" установил новый рекорд пересечения Атлантики в восточном направлении однокорпусным парусником. Его "Amour Lux-Fois Gras Bizac" на 3 часа улучшила рекордное время, показанное ранее 147-футовой "Mari-Cha III". Новый рекорд — 9 дней и 21 час. Средняя скорость на переходе — 13.7 узла.
Жюль Верн — прав
Майк Харрис, известный яхтсмен из Новой Зеландии, решил на себе испытать приспособление, которое Жюль Верн придумал для спасения терпящих бедствие моряков и описал его в рассказе "Горе китайского господина" в 1879 г. Оно состояло из резинового костюма-скафандра, жесткого листа из материала, обладающего повышенной плавучестью (на котором и располагался человек), короткого весла и небольшого паруса. Мачта прикреплялась к ботинкам. Поскольку Жюль Верн обладал хорошим чувством юмора, эта выдумка была воспринята современниками как шутка.
Боясь быть высмеянным, Майк проводил испытание "аппарата Boyntonа" (так назвал это приспособление писатель) в безлюдном месте, надев неопреновый гидрокостюм и спасжилет.
"Первые впечатления, — говорит Майк, — были похожи на то, что я испытал, когда впервые сел на велосипед. Сначала трудно, да и потом... ненамного легче. Натягивать шкот, бакштаг и одновременно управляться с байдарочным веслом — достаточно проблематично. Но при всем таком "нелепом" способе передвижения попутный 10-узловый ветер гнал меня со скоростью около одного узла. В целом идея подобного передвижения по воде оказалась не лишенной смысла, но "путешествие" с "аппаратом Boyntonа" не безопасно и рекомендовать его в качестве спасательного средства я пока не буду".
Что делать со старыми фортами
Этот форт был построен в 1890 г. для защиты от неприятеля входа в главную базу британского флота Портсмут. Естественно, боевое значение он давно потерял. Предприимчивые хозяева форта вложили 10 млн. фунтов в его переоборудование и теперь это одно из самых необычных сооружений для престижного отдыха на море "вдали от цивилизации" и без таких нежелательных атрибутов как качка. Здесь около 100 помещений, включая 25 спальных двухместных номеров; есть и закрытый стеклянным потолком ресторан, дискотека, шесть баров, плавательный бассейн и т.д. и т.п. Одновременно на форту могут находиться до 500 гостей.
Наша тематика в монументальной скульптуре
Яхтсменов, заходящих в марины, расположенные в устье реки Медуэй (в районе Чатема — в 30 км от Лондона), теперь встречает 35-футовой высоты монумент, символизирующий морскую историю старинного края. Скульптор Сэм Холланд сделала центром величественной хорошо видной с воды композиции две фигуры — моряка-парусника XIX столетия и яхтсмена-виндсерфиста наступившего XXI века. Материал — бронза и нержавеющая сталь.
Новинка из XIX века
Один из ведущих яхтенных конструкторов мира Колин Мьюди ("Lymington’s Naval Architect") за свою долгую творческую жизнь разработал сотни проектов. Наряду с множеством мореходных крейсерских яхт классического типа он проектировал самые невероятные плавсредства вроде парусного плота (с надстройками) для дрейфа через океан или герметизированной гондолы для воздушного шара (плавучей — на случай аварии над водой). Самые известные из его судов — построенный в 1971 г. для STA стальной бриг "Роялист" (на правом фото; его длина — 29 м, высота алюм. мачт — 23 м, основная парусность — 435 м2) и построенный в 1986 г. специально для реабилитации инвалидов стальной трехмачтовый барк "Лорд Нельсон" (длина — 54/42 м, высота мачт — 32.4 м, основная парусность — 992 м2).
На снимке — знаменитый конструктор у только что построенной по его проекту копии 52.5-метрового барка "Данброди", перевозившего ирландских эмигрантов в середине XIX века. Пока это судно строилось, на верфи в Нью-Россе (Ирландия) побывало свыше 100 000 посетителей: нечасто можно в наши дни видеть, как строится большой деревянный корабль!
Федор Конюхов в роли пирата
Да, в самом прямом смысле. А вынудили его к этому современные флибустьеры с Марианских островов, затерявшихся в Филиппинском море.
"На эти острова я не собирался заходить, но пришлось из-за болезни — еле-еле довел туда свою "Формозу", — рассказывает Федор. — Пока лечился на берегу, "Формоза" моя исчезла — угнали! В такую ситуацию попал впервые. Подумалось: неужели суждено навсегда остаться здесь, на далеком острове, до конца дней своих коротать жизнь в качестве Робинзона Крузо?".
Медсестра-китаянка подсказала, что, по слухам, пристанище пиратов где-то на островке Манагаха. Но как туда добраться?
Бродя по яхт-клубу, Федор увидел, что к причалу подошел катер. С него сошли бандитского вида пассажиры и направились в бар. Пришлось рискнуть — он пошел на отчаянный шаг. Спортивным прыжком в один миг оказался на катере, включил двигатель и на полной скорости направился к пиратскому острову. В одной укромной бухточке увидел "Формозу"! Она была пришвартована к бую довольно далеко от берега.
Ночью Федор разделся, одежду закрепил на голове и поплыл. "Чувствую, что ноги обвивают какие-то скользкие, холодные тела, — поведал он. — Вспомнил, что в водах Филиппинского моря обитают морские змеи, укус которых смертелен. Перевернулся на спину, чтобы лицо было выше, — одежда ушла на дно. В страхе еле добрался до борта яхты и с трудом, но бесшумно влез на корму. Услышал пьяный храп разбойников. Их оказалось двое. Связал им руки и ноги крепким морским узлом и погрузил на надувную лодку. Тут же поспешил выйти в море подальше от этого проклятого места".
С современными флибустьерами он столкнулся и во время третьей кругосветки, участвуя в международной парусной гонке "Вокруг света — в одиночку". У бразильских берегов его настигла быстроходная шхуна без названия и флага. На борту заметил более десяти рослых метисов. Попытался их приветствовать по-английски, ответа не последовало. Более того, трое матросов с суровыми лицами приготовились перепрыгнуть на яхту Конюхова.
"Тогда в отчаянии я выстрелил из сигнальной ракетницы, — теперь со смехом говорит Федор. — Попал в рубку шхуны. Появилось много дыма. На бандитов это подействовало, среди них началась суматоха. Заработали огнетушители. На всякий случай еще держал я в готовности и ружье для подводной охоты. Между тем, шквальнуло, задул хороший попутный ветерок, и моя яхта "Современный гуманитарный университет" стала быстро удаляться".
Новые Правила Регистра
Вышли из печати разработанные в Российском Морском Регистре Судоходства "Правила классификации и технического надзора за морскими прогулочными судами".
Основанием для разработки этих Правил стало Постановление Правительства РФ от 31.01.2001 г. "О государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами в Российской Федерации". При создании Правил был использован опыт Регистра по надзору за пассажирскими судами ограниченного района плавания и определенных размеров.
Настоящие Правила применяются к закрытым прогулочным судам длиной не более 24 м с числом пассажиров на борту более 12 человек. Правила определяют технические требования к конструкции, механическим установкам, системам, оборудованию и снабжению прогулочных судов. По заявкам судовладельцев Регистр будет принимать прогулочные суда под свой технический надзор и классифицировать их. При этом будет осуществляться первоначальное освидетельствование судов с оформлением на них необходимых классификационных документов и документов на право плавания.
Модельные испытания 70-узловой суперяхты
Строительство первой на яхтенной верфи "Wally" в Монако мореходной моторной яхты экстремального дизайна "WallyPower 118" по заказу итальянского подрядчика "Intermarine" продвигается успешно.
Яхта будет оснащена двумя газовыми турбинами и двумя вспомогательными дизелями, что позволит ей развивать скорость как минимум до 70 узлов!
По сообщению шефа фирмы Люка Бассани в начале этого года модель "WallyPower" в масштабе 1:16 была испытана в опытовом бассейне института SPPA (Швеция). Затем, в мае, модель в масштабе 1:12 была испытана в аэродинамической трубе "Ferrari" в Маранелло (Италия), чтобы определить оптимальное и безопасное положение отверстий забора воздуха для газовых турбин, а также исследовать спутную струю позади корпуса. Модель продувалась в режиме, имитирующем глиссирование. Скорость набегающего потока составляла 85 узлов, что моделировало натурную скорость яхты 60-65 узлов при встречном ветре 20-25 узлов. Модель была покрыта плотной сетью датчиков. Воздуховоды турбин были выполнены из прозрачного материала для возможности визуализации воздушного потока.
"Yamaha" и "Sea-Doo" представили четырехтактные гидроциклы
После многомесячных размышлений и предварительного показа на Багамах "Yamaha" официально представила первый в мире четырехтактный гидроцикл. "FX140" дает меньше "выхлопа", чем любая другая модель из ныне существующих. "Это самое революционное решение после появления "сидячих" гидроциклов в 1987 г.", — сказал Марк Спикс, президент подразделения "Yamaha" по производству гидроциклов.
Спустя всего несколько дней после этого "Sea-Doo" объявила о производстве своего гидроцикла GTX 4-TEC. Эта модель будет иметь мотор "Rotax" с самым большим из существующих объемом цилиндров — 1500 см3. Мотор производит та же компания, которая поставляет четырехтактные моторы для мотоциклов BMW и внедорожников "Bombardier".
Оба мотора удовлетворяют нормам EPA и CARB.
Становление морской индустрии в Эстонии
Признак становления морской индустрии в Эстонии, где сегодня, по официальным данным, насчитывается 9692 прогулочных судна, — образование торговой ассоциации. Правда, на сегодня 9 из 12 членов — импортеры. Центром активности стала яхтенная гавань в Пирите, которую в прошлом году посетило свыше 5000 судов.