Этот катер фирмы "Cheetah Marine" можно смело спускать на воду в сильный прибой, вести на большой волне, а на берег выбрасываться даже на скорости 18 узлов.
Странного вида мореходные катамараны "Cheetah" со сдвоенными подвесными моторами широко используются в основном для рыболовства, а также как портовые плавсредства и для инспекционных целей.
Испытания нового 27-футового ("малого" варианта) с двумя 90-сильными четырехтактными моторами "Honda" состоялись в районе о-ва Уайт при ветре силой 6-7, порывами до 8 баллов.
Испытатель из журнала "Practical Boat Owner" Дэвид Хардинг был поражен уже тем, как этот стеклопластиковый катамаран на самой большой прибойной волне спокойно выкатился прямо на берег Суда этого типа выполняют такой маневр практически каждый день, так что вид желтого рыболовного катамарана, выбрасывающегося на берег, не вызвал никакого удивления у местных жителей. Два завода фирмы "Cheetah" выпускают три модели катеров, оборудуя их по заказу для самых разных целей, и они хорошо известны. Здесь они имеют репутацию незаменимых для всех, кто хочет иметь просторный, скоростной, остойчивый и экономичный катер.
Дизайнер и директор "Cheetah Marine" Син Стевенс на вопрос, чем объясняется популярность его двухкорпусных рабочих катеров в жесткой конкурентной борьбе с обычными однокорпусными дизельными судами, ответил так:
— Эти модели изначально разрабатывались именно для рыболовства и именно вблизи берегов южной части острова. Мы начали с разного рода дори, популярных здесь для ловли на удочку. Они хороши только в тихую погоду, а зимой на них выходят в море только самоубийцы. Южное побережье острова Уайт отличает самая дурная погода, и я решил создать судно, способное ей противостоять. Эта мысль посетила меня после поездки в Австралию, где катамараны распространены больше всего. Я увидел там пару скоростных мореходных катамаранов для охоты на акул и подумал, что это как раз то, что мне нужно. На острове Уайт тоже была пара катамаранов, но они больше напоминали парусные суда без мачт. Пришлось проектировать собственную модель, пригодную для использования с менее мощными и более экономичными моторами, чем у австралийцев: они додумались ставить на 7-метровый катер сдвоенные 250-сильные подвесные моторы!
Сейчас преимущества мореходных катамаранов даже столь малых размерений достаточно очевидны. Это, к примеру, высокая остойчивость, большая площадь палубы, меньшая бортовая качка. Почему катера "Cheetah" такие узкие? Все объясняется весом. Многие думают: раз уж строишь катамаран, то надо делать его как можно шире, но тогда он получается тяжелым и неохотно выходит на режим глиссирования без мощных двигателей. Я считаю, что лучше увеличить абсолютную длину, а относительную ширину приблизить к пропорциям однокорпусных судов — это от 2.5:1 до 3:1. Таким образом вы выигрываете в уменьшении осадки, упрощаете выход на глиссирование, получаете более гладкий ход и экономию топлива.
Перед проектантами обычных судов встает противоречивая задача — обеспечить комфорт при ходе против ветра и безопасность при ходе по ветру. Необходимы острые обводы носа для мягкого хода против волны, однако слишком острый нос при широкой корме вызывает брочинг при ходе по ветру. Двухкорпусные суда дают возможность совместить эти противоречивые требования. Более того, воздушная подушка между корпусами под платформой катамарана смягчает удары о волны. Однако если корпуса будут слишком узкими, вы потеряете воздушную подушку, удары волн придутся на платформу, а если слишком широкими — то от брочинга будут страдать оба корпуса.
Еще один важный момент — симметричность или асимметричность корпусов. Симметричные имеют большее собственное сопротивление движению, но активнее создают подушку, обеспечивающую подъемную силу.
На акватории, закрытой от волны и ветра островом, катер шел на комфортабельной скорости 12 узлов. Но что будет, когда он обогнет мыс? Ветер полной силы и крутая волна практически ничего не изменили. Поддерживая ту же скорость при 4000 оборотах, катамаран не испытывал ударов мостом, даже сходя с гребней больших волн. В интересах эксперимента водитель увеличил скорость, прибавив еще 1000 оборотов, — ход стал более ровным и мягким.
Син нисколько не был удивлен этим: "Чем больше скорость, тем плотнее, если можно так выразиться, воздушная подушка между корпусами, — пояснил он, — отсюда меньше ударов, меньше напряжения, возникающие в корпусах".