1. Новая модель "290 Amberjack"
Если бы мы жили в идеальном мире, каждый из нас мог бы позволить себе иметь несколько высокосовершенных специальных судов: комфортабельный круизер для семейных прогулок в выходные дни, спортивный катер "для настоящих мужчин", гены которых побуждают газовать только "полным вперед", и, разумеется, машину для спортивного рыболовства, когда владельцу вздумается померяться силами с какими-нибудь морскими чудищами. К сожалению, реальность такова, что многие из нас счастливы приобрести судно, выполняющее хотя бы одно из эти назначений хорошо, либо наоборот — покупают дорогое универсальное судно, кое-как приспособленное для использования "на все случаи жизни".
Но вот новейшая версия "290 Amberjack" введет вас в подлинный мир совершенства, потому что она справляется со всеми этими основными задачами одинаково хорошо.
Основные данные лучшего спортивного крейсера 2001-го года "290 Amberjack"
Наибольшая длина, м | 8.84 |
Габоритная длина с плавательной платформой, м | 9.55 |
Ширина, м | 3.20 |
Осадка (колонка опущена/откинута), м | 0.85/0.74 |
Сухой вес, кг | 5126 |
Запас топлива, л | 870 |
Запас воды, л | 114 |
Емкость холодильника, л | 106 |
"290 Amberjack" выходит в мир с габаритами кокпита, намного большими, чем вы ожидали обнаружить в сверхскоростном 9-метровом катере. Конструкторы "Sea Ray" спроектировали его с таким расчетом, чтобы он превосходно служил любителям всех видов отдыха на воде. Кормовая банка, например, легко отодвигается от транца, так что рыболовы вполне могут подойти к самой корме, испытывая восторг от того, что у них оказалось на другом конце лески. И вдобавок, независимо от того, с какой стороны кормы вы оказались, вы обнаружите, что рыболовный комплект обеспечил вам 20-сантиметровый ножной упор. Упомянутый рыболовный комплект включает в себя также алюминиевую арку с устройством для запуска сигнальных ракет и аутригерами, причем эта же арка может нести радар и радиоантенны. В комплекте предусмотрено место для приготовления наживки с раковиной и садком с проточной водой, чтобы сохранить живцов. Имеется также мощная действующая автономно система смыва морской водой, способная быстро ополоснуть самоотливной кокпит.
Транцевая дверь ведет на платформу для купания, но рыболовы могут легко сдвинуть эту дверь, чтобы втащить в лодку крупную добычу. Укромно спрятаны под комингсами обычные стойки для удочек ("Sea Ray" предусмотрительно защитила кончики удилищ потайными поливинилхлоридовыми наконечниками, так что удилища скользят, когда вы вставляете и вынимаете их, будто смазанные маслом). Имеется удобное место для хранения удилищ под планширем
В транце находится большой ящик для рыбы.
Когда вас начинает мучить жажда скорости, сделайте шаг наверх — на "капитанский мостик", охватите одной рукой фирменный штурвал, а другую положите на ручки газа. Если вы заказали мощные сдвоенные двигатели "7.4L MerCruiser MPI" по 310 л.с. каждый, это потребует от вас 8-дюймового движения правой руки — и вот в вашей власти уже не рыболовная лодка, а спортивный катер, делающий 50 статутных миль в час (это 80 км/ч). Управление столь большой мощностью настолько легко, что даже при максимальной скорости вам не придется сжимать руки до побеления пальцев.
Теперь — три ступеньки вниз. Спустившись под носовую палубу, вы не обнаружите ни спартанского помещения — привычной каморки для рыболова-спортсмена, ни темного отсека, который называют каютой на спортивных лодках. Напротив, интерьер здесь светлый и располагающий, с обстановкой, выдержанной в нейтральных тонах. Словом, каюта, занимающая более 4 м по длине катера, кажется гораздо просторнее, чем на самом деле. Задернув шторку, вы получаете носовую спальную каюту и салон, в котором по правому борту расположены обеденный стол и диваны, а по левому — изолированные санузел и камбуз.
Стандартные двигатели здесь — двойные "5.0L MerCruiser EFIs" по 240 л.с. с приводами (угловыми колонками) "Bravo II", но вы можете выбирать из четырех других вариантов с возрастающей мощностью. Серьезные рыболовы, к тому же, могут заказать двойные дизельные "MerCruiser D-Tronic" по 225 л.с. с двухопорными приводами "Bravo III".
Выбор двигателей и наличие регулируемых транцевых плит обеспечивают превосходные эксплуатационные качества, и каждый водитель получит большое удовольствие, обгоняя множество других катеров.
Прогулка будет приятной даже при выходе в море, которое никогда не бывает зеркально гладким. 21-градусная килеватость днища является хорошим компромиссом между рабочими характеристиками корпуса с "глубоким V" для бурной воды и корпуса с умеренной килеватостью, гарантирующей высокие скорости на тихой воде.
"290 Amberjack" — модель, в которой объединились все уникальные особенности, сделавшие знаменитым это название, и самые последние конструкторские достижения "Sea Ray"!
Новинка сезона 2001-го года — более крупный "340 Amberjack" удовлетворит даже тех, кто предпочитает плавания в холодную погоду и имеет склонность к рыбной ловле в ночное время. Впрочем, на нем превосходно ловится рыба в любое время суток. "340 Amberjack" умеет держаться на волне и ведет себя очень устойчиво. Такое судно позволит начинать рыболовный сезон раньше других. Мощный сдвоенный двигатель "7.4L BPI MerCruiser" (310 л.с.) без усилий домчит вас к любимому месту рыбалки, даже через полосу непогоды.
2. Семейство "Sundancer"
Всем моделям с названием "Sundancer" присуще стремление дизайнеров "Sea Ray" установить промышленный стандарт для класса экспресс-круизер. Это не означает, что дизайн и конструкция катеров "Sundancer" являются абсолютным совершенством (хотя некоторые из них к этому весьма близки). Это означает лишь то, что с учетом всех обычных компромиссов, положенных в основу дизайна и конструкции, результатом является вещь, обладающая и красотой, и подлинной функциональностью.
Основные технические данные катера "240 Sundancer"
Наибольшая длина, м | 7.32 |
Габаритная длина с плавательной платформой, м | 7.92 |
Ширина, м | 2.59 |
Осадка колонкой, м | 1.02/0.64 |
Сухой вес, кг | 2495 |
Запас топлива, л | 265 |
Запас воды, л | 76 |
Пассажировместимость, чел. | 8 |
Полезная грузоподъемность, кг | 726 |
Эта философия особенно очевидна в модели "240 Sundancer". Как только эта новая модель была запущена в производство, завод Теллико в штате Теннеси привлек все достижения высокой технологии, чтобы обеспечить высокое качество на всех этапах, от современной робототехники для нанесения гелевых покрытий и точного высверливания отверстий до процесса формования, при котором происходит подача точно дозированного количества смолы и стекломатериалов в каждую форму что обеспечивает и улучшенное качество поверхностей, и равномерную толщину. Количество составляющих для каждого участка корпуса и палубы проверяется специальной системой компьютеризированного мониторинга. Даже для процесса внутренней зашивки используются фрезерные станки и раскройные машины с ЧПУ, обеспечивающие постоянное высокое качество и наилучшую возможную пригонку.
"240 Sundancer" получил и ряд впечатляющих новых дополнений оборудования, начиная со стандартного комплекта, который включает в себя водонагреватель, преобразователь, доковую систему питания, двойной переключатель батарей, холодильник (рассчитанный на два напряжения), систему мытьевой пресной воды с водоприемником и душевым шлангом. Запирающаяся дверь, образующая одно целое со ступеньками для выхода на носовую палубу, ведет в исключительно удачно спроектированную каюту. "240 Sundancer" предоставляет своим пассажирам достаточно пространства и удобств, включая среднюю каюту с двуспальным местом и отгораживающей шторкой. Здесь есть просторный V-образный диван, легко превращающийся из обеденного уголка в место для сна. Здесь размещается камбуз. Имеется полностью изолированный гальюн со стандартным унитазом (для дополнительного удобства вы можете выбрать систему "VacuFlush"). В каюте благодаря световому палубному люку и легко открывающимся иллюминаторам много света и превосходная вентиляция.
На пульте управления появилось спроектированное по-новому вращающееся ковшеобразное кресло с откидным валиком, который позволяет капитану управлять катером в течение многих часов стоя. На других судах эта существенная деталь часто является дорогой опцией.
Водителю обеспечена хорошая видимость. Новая приборная панель "под дерево" и удачная подсветка аппаратуры устраняют слепящие блики. В числе приборов появились противотуманные датчики и жидкокристаллический указатель времени работы двигателя, встроенный в тахометр. Уникальная электронная клавиатура компании "Sea Ray", отдаленно напоминающая пульт управления TV, заменяет стандартные переключатели. Приборная панель выполнена по самым высоким технологиям; она компактна и проста в обращении. Скорее всего, эта идея панели будет широко заимствована в ближайшие годы всеми катеростроителями.
В транцевую стенку кокпита встроен просторный рундук, который оборудован поручнями и краном для мытьевой пресной воды. Небольшое отверстие в стенке рундука позволяет протянуть шланг (или дополнительный кабель для берегового питания) так, что нет необходимости держать люк открытым только для того, чтобы пользоваться краном или подключением к береговому питанию.
Особого внимания в транцевой зоне заслуживает переключатель положения угловой колонки. Специальный опрос, проведенный компанией, показал, что владельцы "Sea Ray" предпочитают, чтобы этот переключатель находился именно здесь: необходим легкий доступ к нему при перевозке катера на трейлере. Если кому-то потребуется поднять или опустить колонку, чтобы долить масла или заменить гребной винт, он может сделать это, не поднимаясь на борт, а используя переключатель колонки с нового места управления.
При том, что "240 Sundancer" довольно вместителен, он впечатляет и своими эксплуатационными качествами. С двигателем на 220 л.с. и движителем "Bravo II МСМ" он являет собой мечту катерника, в особенности когда установлено фирменное чувствительное и мощное рулевое управление. Стандартные возможности включают регулировку положения движительно-рулевой колонки и гидравлическое управление триммерами; имеются эхолот "Lowrance 3500" и датчик CO2 для каюты. Список всех предлагаемых опций позволяет приспособить "240 Sundancer" для любого стиля и любых условий водных путешествий. Это полный набор элементов и эксплуатационных качеств, которые могут быть объединены в одном проекте.
Великолепный семейный спортивный катер устойчив на курсе, предсказуемо ведет себя при разворотах, превосходно маневрирует и уверенно идет по волне (чему способствует 19-градусная килеватость корпуса).
Новый несколько более крупный (длина наиб. — 7.92 м) "260 Sundancer" на трейлере кажется бесформенным. Но стоит его спустить на воду, как это круизное судно мгновенно приобретает стремительность спортивного катера. Оборудованный установкой "7.4L MPI MerCruiser Bravo III" (310 л.с.), он демонстрирует исключительную управляемость даже в стесненных условиях — при полуденном бризе в 15 узлов. Кажется, самый неопытный рулевой может пришвартовать этот катер.
Когда "260 Sundancer" покидает бухту, забываешь о том, что это всего лишь прогулочный катер с каютой. Он ведет себя, подобно небольшой спортивной лодке. Это главным образом связано с обводами корпуса. Подобно многим другим маломерным моделям "Sea Ray", "260-й" снабжен тремя гранями наружной обшивки с каждого борта, которые создают дополнительную подъемную силу, как и острая скула с обратной кривизной. Максимальная скорость - 42.2 статутной мили в час (около 68 км/ч), когда двигатель работает с частотой 4250 об/мин.
Бросая "260-й" в крутой вираж на большой скорости, вы испытаете потрясающее, незабываемое ощущение. Катер ведет себя как спортивная лодка, мгновенно повинуясь штурвалу и входя в поворот без всякого проскальзывания. Нужно отдать должное качествам колонки "Bravo III", а также, в равной степени, корпусу "Sea Ray" — за ювелирно рассчитанную управляемость катера. При килеватости в 19° на транце он хорошо управляется даже при сильном ветре, поднимающим 3-4-футовые волны.
Носовая палуба имеет форму, способствующую быстрому сливу воды за борт. На самом носу расположены вместительный контейнер для якоря и большой валик из нержавеющей стали для намотки якорной цепи (он выносится под углом наружу и вниз — благодаря чему детали якорного устройства не касаются корпуса судна).
3. Система "Precision Pilot"
Компания "Sea Ray" создала систему "Precision Pilot" (точный пилот) — вспомогательную систему маневрирования на малом ходу или даже на "стопе", использующую джойстик для электронного управления тремя полностью интегрированными подруливающими устройствами (thrusters), перемещающими судно вперед, назад, в стороны и по диагонали. Легким прикосновением к джойстику судно можно полностью повернуть на 360', не перемещая его ни вперед, ни назад. Система обеспечивает точность маневрирования при швартовке до 5 см даже при крепком навальном ветре или во время прилива. Модуль управления мгновенно рассчитывает и автоматически включает нужное число оборотов каждого из трех двигателей при одновременном изменении их тяги, необходимой для перемещения судна в направлении, выбранном оператором.
Управление предельно просто, и каждый, кто в состоянии манипулировать компьютерной мышью, справится и с этим. Чтобы изменить направление движения, следует просто повернуть в нужную сторону джойстик. Нажмите на него в любом выбранном направлении — судно даже лагом двинется в этом же направлении.
Одновременно это еще и более безопасный способ подъема на борт плавающих в воде спортсменов. Поскольку система "Precision Pilot" предназначена для использования в условиях, когда главный двигатель выключен, воднолыжники, виндсерфисты и все работающие или купающиеся вблизи судна могут не опасаться вращающегося гребного винта.
Модуль управления и двигатели малой тяги работают от трех 12-вольтовых батарей "AGM" (Absorbed Glass Matt), соединенных последовательно. Эти батареи весят всего по 5.9 кг каждая, но они достаточно эффективны, чтобы обеспечить более чем 15-минутную непрерывную работу системы (считается, что, например, постановка в док или маневрирование при швартовке требуют самое большее две-три минуты). Как бы то ни было, встроенный преобразователь постоянного тока позволяет полностью перезарядить батареи за 15 минут от главного двигателя судна, работающего с частотой вращения 1000 об/мин; кроме того, он служит своеобразным изолятором системы, исключающим возможность разрядки отдельной батареи судна для запуска двигателя.
Особой заботой конструкторов было такое расположение и оформление выходных сопел на корпусе, чтобы они не увеличивали сопротивления движению. Ниши у носового подруливающего устройства и направляющие козырьки на кормовых соплах служат повышению эффективности выходящего потока.
Сопла подруливающих устройств защищены от попадания в них различного мусора, но даже при самом неблагоприятном стечении обстоятельств электрический прерыватель остановит работу двигателя прежде, чем произойдет повреждение лопастей, а в кокпите прозвучит сигнал тревоги. Трубы устройств снабжены двойным уплотнением для предотвращения малейших протечек.
В настоящее время "Sea Ray" предлагает систему "Precision Pilot" только в качестве опции к новой модели "210 Bow Rider", но в будущем она будет доступной на всех судах этого ранга. В простейшем варианте опция включает в себя джойстик, сконструированный в соответствии с требованиями эргономики, 36-вольтовый модуль управления с несколькими реле, три специально предназначенные 12-вольтовые батареи, DC/DC стабилизатор/изолятор и три расположенных в специально выбранных для этой модели местах двигателя малой тяги, каждый из которых создает тягу приблизительно 22,7 кгс. Установленный вес всех этих компонентов — меньше 40.8 кг, включая вес батарей.
Главная цель, которую преследовала фирма, проектируя систему "Precision Pilot", — уменьшить нервозность в сложных случаях управления, например, при постановке судна в док, пугающей новичков судовождения. Эта система превращает судно в игрушку — поиграть с ней такое удовольствие, что каждый захочет дождаться своей очереди у пульта.