Будет море по колено
Известный японский яхтсмен и искатель приключений Кеничи Хори, которому уже за шестьдесят, планирует пересечь Тихий океан на 33-футовом катамаране, построенном из 500 использованных стальных бочонков из-под пива. Проект столь необычной посудины, к слову сказать, на полном серьезе заказан одному видному конструктору, которому приходилось строить яхты и для Кубка Америки. Ну а спонсировать мероприятие, естественно, будет некое пивоваренное предприятие.
Из прочих технических подробностей известно лишь, что и мост, и рубка, и даже паруса катамарана под традиционным для японского путешественника названием "Русалка" будут изготовлены из переработанных пластиковых бутылок. Прототипом парусного вооружения послужит традиционная для Востока джонка. Две мачты расположатся на корпусах катамарана.
Кое-кто может подумать, что подобная идея способна прийти в голову только после неумеренного употребления содержимого упомянутых бутылок и бочонков, но не будем забывать, что у себя на родине Кеничи Хори пользуется славой Блайта, Нокс-Джонстона и Табарли вместе взятых. Помимо прочих, менее значительных достижений, в его активе безостановочное кругосветное плавание, он первым из яхтсменов обогнул под парусом обе Америки и не единожды в одиночку пересекал Тихий океан — на 9-футовой яхточке, на педальной лодке и катере с электродвигателем, использующим солнечную энергию.
Круглое входит в моду
Читатели "КиЯ" могут припомнить статью знатока морской истории И. Быховского "Сказ о круглых судах" (№106). Там (и еще раньше — в №57) рассказывалось о швертботе диаметром 6.1 м, который спроектировал адмирал А.А. Попов, а испытывал тогда еще лейтенант С.О. Макаров. (О той же парусной лодке упоминается в книге В. Андриенко "Круглые суда адмирала Попова".)
Испытатели с удивлением обнаружили, что эта круглая "Поповочка" способна не так уж плохо ходить в лавировку.
По сообщению журнала "Zagle" (№ 1, 2000), польский конструктор Войцех Вне-ржбовский еще 6 лет назад построил свою первую круглую 4-местную "неопрокидываемую" яхточку, испытал ее и теперь пропагандирует постройку подобных вооруженных шлюпом швертботов класса "∅3 m", т.е. "Диаметр 3 м". Хотя опытные специалисты-гидродинамики утверждают, что скорость лодки с такими сферическими обводами и длиной по КВЛ 2.0-2.4 м не может превышать 3 узла, Войцех развивал на ней 7 узлов (правда, при ветре 7 баллов). Площадь парусности (шлюп с бушпритом) — 10.5 м2. Вес открытого варианта — 120 кг, закрытого — 250 кг. В гонках уже участвовали 4 швертбота "∅3 m".
В мире толшипов
В прошлом году в регате Катти Сарк стартовало свыше 60 парусников. Метеоусловия были очень тяжелыми (временами скорость ветра доходила до 45 узлов), несколько судов имели повреждения и сошли с трассы. Финиш второй гонки Гринок—Ольборг собрал в этом датском городе более 700 тыс. зрителей. Общим голосованием капитанов Переходящий приз — серебряная "Катти Сарк" — присужден польской баркентине "Погория". Его принял самый молодой — в данном случае самая молодая из участников плавания.
По программе Операции Парус 2000-го года состоятся две гонки. Одна — со стартом в июле в Гданьске и финишем во Фленсбурге, вторая — со стартом в Европе, пересечением Атлантики на Бермуды, рейсом в Канаду и снова плаванием через океан в Амстердам.
В конце прошлого года две английские учебные шхуны STA — "Малькольм Миллер" и "Сэр Уинстон Черчилль" — посетили Лондон с визитом, который можно было бы назвать прощальным. На смену знаменитым парусникам, наплававшим за 30 лет 1.5 млн. миль и ставшим "учебной партой" более чем для 60 тысяч курсантов, должны прийти два новых брига, один из которых уже практически готов. Президент STA, сэр Робин Нокс-Джонстон считает, что суда с прямым парусным вооружением представляют собой куда более серьезную и увлекательную морскую школу, нежели славно поработавшие шхуны.
Дешево и сердито
Набор пластмассовых кружочков, который вы видите на снимке, в рекламе гордо именуется компьютером, хотя скорей он напоминает те "узаконенные" пластмассовые шпаргалки, при помощи которых мы в золотые школьные годы высчитывали синусы и косинусы: покрутишь колечко — увидишь в окошечке результат. Но компьютер там, не компьютер, а работает. Выставляешь время и скорость — получаешь расстояние. "Вводишь" скорость и расстояние — считывай время. Хочешь узнать скорость — выставляй время и расстояние. И так далее (см. пункт 1).
Не числом, а надежностью
В далеком 68-м году известный водномоторник Хуан Фернандез, готовясь к очередной оффшор-гонке "Багама-500", пришел к выводу, что для его нового 34-футового катера типа "Магнум" необходима мощность не менее 800-900 л.с. Оптимальным вариантом была бы установка трех ПМ по 300 л.с., но тогда такая мощность подвесника казалась далекой фантастикой. Рекордной мощностью были 140 л.с. Хуан и набрал требуемую цифру лошадиных сил, навесив на транец шесть таких рекордсменов-"Меркюри"! Увы, чем больше экстремальных форсированных двигателей, тем больше и возможность неприятностей. Гонку Хуан проиграл, хотя когда все шесть ПМ работали исправно, его "Магнум" вырывался вперед...
Крупный рогатый гость
Интересно, какие мысли могут прийти в голову при виде подобной картины? Например, "Сколько же это мы вчера выпили?" Английская история парусного спорта таких подробностей не сохранила. Зато остался снимок Малькольма Уайта и Тони Стоуна.
Снова на своей яхте
После долгого перерыва сэр Робин Нокс-Джонстон снова поднялся на борт своей прославленной "Сухаили". Теперь она стала одним из центральных экспонатов Морского музея в Гринвиче и надо привести такелаж в надлежащее состояние.
Во что превратился старый добрый парус?
Это фото из журнала "Zagle" (№ 1, 2000) показывает, чего добился авиационный инженер Ежи Вольф, еще в 70-х годах плававший на "Кадете", вооруженном поднятым в воздух крылом. Теперь это 4.5-метровое проа (ширина — 2 м, вес — 50 кг), на котором на двух соединенных в виде буквы "V" легких мачтах поднято крыло параплана площадью 25 м2. Теоретически возможна скорость 40 узлов. Не верите? Проверьте.
Катер завтрашнего дня
Представляя концепцию нового 5.4-метрового "озерного" катера "Pendolare 3CX", конструкторы американского центра Петер Граната Дизайн считают, что воплощенной в нем идее "горячего кокпита" должны соответствовать и ультрасовременные — горячие — обводы корпуса. Что за навороты на днище, можно представить, посмотрев на футуристический вариант носового 2-местного сиденья перед катерным постом управления, разработанный для чуть более крупного катера.
Нападают на все, что движется...
...А пьют, как видно, все, что горит, — это про пиратов, обитающих в районе острова Сокотра. Иначе как объяснить тот факт, что им взбрело в голову посягнуть ни много ни мало, а на прославленную английскую макси-яхту "Лонгобарда" — сложнейшую "гоночную машину", совершавшую переход к месту очередного старта. Совершенно непонятно, чем они рассчитывали поживиться, поскольку, невзирая на сумасшедшую цену яхты, реализовать возможную добычу было бы не под силу и самым искушенным мафиози.
В лучших традициях жанра с борта древней арабской доу было сделано несколько выстрелов, что на языке бармалеев всех времен и народов означает: "Сейчас мы будем вас убивать и грабить". К счастью, от стрельбы никто не пострадал. Изумленные яхтсмены запустили двигатель и стали уходить от упрямых флибустьеров, а через час в ответ на посланный по радио призыв о помощи появился фрегат.
Знаменитый английский яхтсмен Джимми Корнелл, участник уже двух кругосветных гонок, так прокомментировал происшествие:
— Эти воды с незапамятных времен кишмя кишат пиратами. При данных обстоятельствах лучше держаться подальше от берега и особо не распространяться о своем местонахождении по радио.
Все по взрослому
Поскольку реклама этой "лодки" помещена в солидном каталоге "The Woodenboat", потребителям сообщаются серьезные технические данные: длина наиб. — 3 фута, ширина наиб. — 1 фут 6 дюймов. Гарантирована влагонепроницаемость корпуса. Цена тоже серьезная — 325 долл.
До чего доводит ученье!
Американский журнал "Motor Boat and Sailing" поместил фотоснимок этой симпатичной яхтсменки на одном развороте с портретами нескольких всемирно известных моряков, конструкторов и гонщиков — рядом с самим сэром Чичестером.
Это 18-летняя Таня Аэби, в 1985 г. завершившая кругосветное плавание в одиночку на 26-футовой яхте "Воруна". О ней в свое время сообщалось в "КиЯ" под рубрикой "Морская смесь". Делался намек на то, что Таня школьным занятиям предпочитала любые занятия на свежем воздухе, в связи с чем рассерженный папаша и отправил дочь в длительную прогулку по морям и океанам. Двойки — двойками, но Таня Аэби смогла написать о своем путешествии книгу, имевшую большой и заслуженный успех.
Фаворит делает сальто
В конце первого же дня трансокеанской гонки "Транзит Жак Фабр" (с экипажами из 2 чел.) по маршруту Гавр—Картахена (Колумбия) произошла авария. Опытнейшие Ален Готье и Мишель Десье, стремясь упрочить лидирующее положение, не стали уменьшать парусность при 25-узловом ветре и в результате их тримаран "Броселиан" зарылся поплавком и перевернулся через нос. Яхтсмены не пострадали, тримаран отбуксирован в Шербур.
Вскоре перевернулся и другой тримаран "Груп Андре". Оказался за бортом французский яхтсмен Поль Ватен.
Рекорд все же состоялся
Юному австралийцу Джесси Мартину, задумавшему побить рекорд своего земляка Дэвида Дикса — самого молодого яхтсмена, совершившего безостановочное одиночное кругосветное плавание в 1996 г., осуществить задуманное не удалось: хоть стартовал он и будучи 17 лет и 3 месяцев отроду, но на финише оказался "старше" Дикса, который завершил свое плавание в возрасте 18 лет и 41 день. Помешали Мартину 10-балльные шторма в южных широтах. Но в книгу рекордов он все-таки попал. Дело в том, что он оказался самым молодым яхтсменом, совершившим подобное плавание без посторонней помощи, в то время как Дикс после одной из поломок был вынужден запросить с большой земли запчасти, которые и доставили ему вертолетом. Джесси шел на 34-футовой яхте "Мистраль".
Пешком еще труднее
На такой посудине, больше напоминающей стиральное корыто, профессиональный путешественник Майк Хорн преодолевает амазонские джунгли в ходе своей одиночной кругосветки по линии экватора. В это, с позволения сказать, "каноэ" пришлось пересесть с велосипеда, когда кончились более-менее проезжие дороги.
По словам самого искателя приключений, хоть он постоянно и твердил себе, что двигаться пешком было бы намного труднее, данный отрезок маршрута можно было сравнить с адом. Жара под 45 градусов, непрекращающиеся дожди, нападение странствующих муравьев, крокодилы, змеи... Тихий океан, который он преодолевал на тримаране "Корсар", кажется раем по сравнению с Амазонией.
На очереди — водометный катер
Меня зовут Станислав, занимаюсь изготовлением самодельной техники уже двадцать с лишним лет. На счету моем детский двухместный автомобиль, прицеп, автомобиль-микроавтобус на семь мест, легкий самолет, ну и, конечно, кое-что для водной стихии. Посылаю вам фотоснимок самодельного гидроцикла с подвесным мотором, построенного по чертежам из вашего журнала. Но с отдыхом на воде в последнее время возникла проблема. Реки наши мелеют, и с обычным подвесным мотором далеко не везде можно пройти. Другое дело — водометный движитель!
Я постоянно просматриваю технические журналы и из вашего "КиЯ" черпаю много полезного. Вот и попалась мне статья из №152 (за апрель 1991 года) "Ласточка с водометом". Хотелось бы узнать об этой конструкции побольше и что-то подобное сделать.
Ветер, солнце и вода
Несколько лет назад гостем редакции был шведский инженер-физик, изобретатель, журналист и мечтатель Андерс Ансар (см. "КиЯ" №93, №148, №149). Его "конек" — необычные паруса. В разговоре мы припомнили фразу, сказанную им еще раньше: он говорил, что у него есть идея совместить две тогдашние новинки — жесткий парус-крыло и солнечные батареи. Теперь выясняется, что эта идея уже реализуется на практике сразу.
Благодаря журналу "Schiff und Hafen" мы можем сообщить некоторые подробности работы Андреаса Виезе. Его идея — создать прототип действительно "экологически чистого" судна, поэтому 5-метровая яхта, на которой проводятся испытания, так и называется "Эко-лодка".
Применен поворачивающийся на 3600 жесткий прямой парус, примерно такой же, как на японском танкере "Шин Аитоку Мару". Парус общей площадью 5.9 м2 сделан "телескопическим" — разрезан на три части, которые входят одна в другую. Верхние две части поднимаются и опускаются отдельными тросовыми системами. На поверхностях верхней секции расположены 180 солнечных батарей. Емкости аккумуляторов достаточно для 4 часов непрерывной работы гребного электродвигателя. На ходу под парусами потребителями электроэнергии служат не только сеть освещения и навигационные приборы, но и камбуз, система подогрева воды и установка для разложения содержимого фекальной цистерны. Нормальная работа всего этого комплекса и дала основание считать "Эко-лодку" действительно экологически чистым судном.
На той же лодке прошли испытания и такого же по устройству телескопического паруса-крыла большей площади (7.5 м2) с увеличенным числом солнечных батарей. Результаты даже превзошли ожидания. На очереди — уточнение возможностей создания более крупного парусника-электрохода. Проводит эту работу фирма "Zenith GmbH" из Мюльхайма.
Австралийская Solar Sailor Company проводит серьезную исследовательскую работу с целью создания экологически чистого парома для реки Паррамета. Спущен на воду его экспериментальный прототип "Marjorie K" — двухместный катамаран с наклонными парусами-крыльями, одновременно служащими основой для солнечных батарей, аккумуляторами и электрическим ПМ. В соревнованиях электролодок катамаран за 5 часов прошел 57 км со средней скоростью 6.2 узла. Двумя днями позже при 8-10-узловом ветре он под одними "парусами" развил 6 узлов, а при одновременно включенном электромоторе — 12-15 узлов.
Обнадеживающие результаты испытаний могут служить основой для постройки 100-местного 28-метрового судна. Попутно упомянем, что в Японии на бот-шоу "Корабль мечты" демонстрировалась модель одноместного тримарана "Аэро Сэйлор": парус-крыло и даже поперечная балка его были сплошь покрыты панелями солнечных батарей. Любопытно, что предполагалось применить не водяной, а воздушный толкающий винт.
Сохраним его голубым!
Так, имея в виду океан, можно перевести на русский довольно многозначное название этой лодки "Keep it blue". На ней 3 февраля 2000-го года 52-летний француз — бретонец Жо Ле Гуен вышел в одиночное плавание на веслах через океан по совершенно необычному маршруту: Новая Зеландия — мыс Горн. Плавание включено в 3-летнюю международную программу изучения Мирового океана. С учетом опыта лучших океанских гребцов Жо составил следующий распорядок дня: с 7.00 до 11.50 и с 14.00 до 18.50 — гребля по часу с 10-минутными перерывами. Сразу после каждого из двух "сеансов" гребли — определение места по GPS. С 23.00 до 6.00 — сон.
Лодка — непотопляемая и самовосстанавливающаяся — представляет собой соответственно усовершенствованный вариант морской шлюпки для спасательной службы. Она имеет длину 9 м и ширину 1.6 м при собственном весе 450 кг При полной нагрузке ее водоизмещение возрастает до 1150 кг Управление рулем, подвешенным за кормовым скегом, педальное с проводкой штуртросов поверх крыши кормовой каюты. В крыше полностью герметизированной каюты сделан смотровой люк со сферической плексигласовой крышкой.
На 28 февраля координаты лодки Ле Гуена: 47°32’ ю.ш. и 174°06’ з.д. Это значит, что он уже прошел 814 миль. Впереди — около 3650 миль.