Сенсация гонок
Сенсацией 2000-го года в парусном мире обещает быть участие в трансатлантической гонке одиночек британской яхтсменки Элен Макартур. Дело в том, что ей всего 22 года и она будет самым молодым шкипером в истории одиночных гонок через океан. Для нее строится яхта класса Open-60 под названием "Кингфишер".
Юнга с "Прайда"
Шестилетний Виктор был полноправным членом экипажа 6.7-метровой крейсерской версии "Дрескомб Лонгбота", принадлежащей морскому историку и писателю Гансу Вандерсмиссену. Не думайте, что Виктор был самым младшим: его сестренке во время этого семейного плавания было 3 года.
Салага с громким, именем
Щенок по имени Нельсон, впервые оказавшись на борту яхты "Твистер", уже обрел "морские ноги" и готов к исполнению обязанностей вахтенного у входа в каюту. Фото Джона Ингледоу.
В старом Фалмуте
Здесь все дышит стариной. Данью морским традициям является и носовая фигура парусника, которую внимательно изучает мальчик. Обратите внимание — она установлена у входа в парусную мастерскую, существующую с 1825 года.
Автомобиль с клинкерной обшивкой
То, что хозяин этого пикапа Ник Гейтс в душе так и остался моряком, ясно каждому.
Зимний парус
Этот снимок Е. Шаренский сделал в Москве — в Строгино. Ждем сообщений об успехах колесных яхт-вездеходов столичного производства!
Готов к переходу
Такую необычную форму загерметизированного сверху моторного судна под названием "Моби" выбрал Том Маклин. На этом ките он планировал пересечь Атлантический океан. Фото из "Yachting Monthly".
Вклад любителей
Существует Любительская ассоциация яхтенных исследований (AYRS) со штаб-квартирой в Лондоне. Она насчитывает около 600 членов (из них 180 — американцы), которые проводят большую и интересную работу. Вице-президент ассоциации Дик Ньюик демонстрирует модель моторного тримарана с новаторскими обводами.
Электролодка для исследователей
"Sea-Vu" — аккумуляторная непотопляемая одноместная лодка-"доска" длиной 2.5 м для желающих наблюдать жизнь в толще океанской воды. Исследователь лежит лицом вниз (в районе тубуса дно сделано из прозрачного оргстекла) и управляет движением лодки со скоростью до 5 миль/ч. С одной зарядки лодка движется в течение 5 часов. Вес лодки — 68 кг, цена — 3000 долл. Выпускает "Clearwater". Рис. Тревиса.
Редкий вариант
Знаменитый фотограф Бэкен из Кауса запечатлел драматическую ситуацию в "родном" проливе Солент: экипаж британской яхты под управлением Боби Фишера так перегрузил ее носовыми парусами, что она нырнула под волну.
Осиротевший зал
Несколько лет назад редактор журнала "Seilas" был приглашен на коктейль-парти в Нью-Йоркский яхт-клуб и сделал это фото в его Модельном кабинете, где запечатлена история гонок на Кубок Америки. Здесь представлены модель знаменитой шхуны "Америка", полумодели и модели гремевших некогда яхт "защитниц" и "претендентов". В то время здесь же хранился и сам Кубок (он в левой части снимка).
Увы, сейчас американцы, проиграв отбор итальянцам, до финиша не добрались, так что надежды вернуть Кубок Америки в США в этом столетии не оправдались.
Старик Хэм и море
Произведения Эрнеста Хемингуэя наверняка читали все, но не всем известно, что в определенных кругах он еще и пользуется славой родоначальника спортивного океанского рыболовства. И этот 38-футовый катер, носящий имя "Пилар" — излюбленное женское имя "Старика Хэма", не менее знаменит, чем сам писатель. Именно на нем Хемингуэй в компании двух неразлучных приятелей Карлоса Гутиэрреса и Григорио Фуэнтеса проводил время за ловлей акул и марлинов на океанских просторах от Ки-Уэст до Гаваны. Кстати, именно Гутиэррес в свое время поведал писателю историю, ставшую основой для его самого знаменитого рассказа "Старик и море".
Вышла цепь с тиною морскою...
У какого приверженца чистоты (а на воде таких приверженцев традиционно больше, чем на суше) не вырвется непроизвольный стон, когда вместе с якорным канатом или цепью на свеженадраенную палубу полезет со дна морского всякая дрянь — ил, водоросли или жидкая глина? Изображенный на снимке очиститель якорной цепи, предлагаемый американской корпорацией David Instruments, позволяет избавиться от большей части подводной грязи еще до того, как канат или цепь окажется на палубе. Выбирая якорь, нужно попросту двигать надетое на якорный конец приспособление вверх-вниз при помощи отрезка троса, предварительно привязав к нижней части очистителя какой-нибудь груз, или же воспользоваться обычным отпорным крюком. При этом можно не бояться упустить очиститель в воду — он не утонет.
Памяти нашего автора
Не стало Владимира Осипчука — талантливого инженера, нашего друга и постоянного, начиная с далекого 1964 года, автора.
С детских лет он любил море и паруса, после Нахимовского училища закончил Кораблестроительный институт, работал инженером-проектировщиком в наших катерных ЦКБ, затем — главным конструктором ЛЭС (Ленинградской экспериментальной судоверфи) и предприятия "Фрегат". Несколько раз побывал в дальних морских походах — в том числе и под парусами.
Владимир Борисович внес существенный вклад в развитие нашего прогулочно-туристского малого флота. Его неоценимая заслуга — в разработке ряда проектов, рассчитанных на самостоятельную постройку силами любителей, специально для публикации массовым тиражом на страницах "КиЯ". Эти оригинальные проекты и сегодня не потеряли значения.
Стоит, например, напомнить проекты удачных "сверхмалых" каютных катеров с упрощенными обводами — водоизмещающего "Бемби" ("КиЯ" №3) и глиссирующего "Арго" ("КиЯ" №29); их строили любители в разных концах нашей страны. Желающие построить самоходную разборную мини-плавдачу использовали проект "Золушки" ("КиЯ" №65). В нескольких детских кружках и секциях строили 3-местную фанерную гребную лодку "Чижик" ("КиЯ" №24); на ней ставили парус, ходили на ней под 5-сильным "Прибоем". Но, пожалуй, наиболее популярным детищем Осипчука стал 2,8-метровый швертботик-кэт "Кузя" ("КиЯ" №13). По многочисленным просьбам читателей автор совершенствовал первоначальный проект; так появились "Кузя-80" ("КиЯ" №100) и "Кузя-83" ("КиЯ" №110).
На многих морях и в открытой Атлантике можно встретить крейсерские яхты, построенные в Петербурге по проектам В.Б. Осипчука. Высокую оценку получили, например, мореходные качества яхт типа "Круиз" (см. №171). Яхта "Светлана" ходила вокруг Европы на Средиземное море и вернулась домой. На ЛЭС строился серийно экспериментальный однотонник "Марина" (см. №86).
В последние годы Владимир Борисович стал обобщать накопленный опыт. Была задумана серия материалов о том, какими чертами должны обладать рассчитываемые на серийную постройку современные парусные и моторные суда. Он успел напечатать только вводную статью "Яхта на рынке" (№161).
Память о Владимире Борисовиче сохранится не только среди тех, кто хорошо знал его, но и среди тех, кто строил по его чертежам, кто плавает на гребных, парусных и моторных лодках, автором которых он был.
Яхта "Таис" в далеком Заполярье
Яхта "Таис" сфотографирована в далеком Заполярье — на Кильдинском озере.
Прислал этот снимок капитан яхты А.В. Маров — член яхт-клуба Мурманской судоверфи. О себе он сообщил только, что парусным спортом занимается с 1979 года.
Яхта представляет собой восстановленный и модернизированный своими силами старый швертбот типа Т2-69 ("Дельфин"). Можно напомнить, что в "КиЯ" №20 В. В. Чайкин — конструктор Ленинградской верфи ВС ДСО профсоюзов (в дальнейшем — Ленинградской экспериментальной судоверфи ЛЭС) приводил описание и подробные чертежи этого судна, использованные Маровым при работе по реконструкции. Первоначально швертбот строился остроскулым с обшивкой из бакелизированной фанеры толщиной 7 мм. В дальнейшем верфь строила корпуса со скругленной скулой с реечной обшивкой на гнутых дубовых шпангоутах; этот вариант и превратился в яхту "Таис".
По проекту швертбот "Дельфин" имел длину корпуса наибольшую 7 м при длине по КВЛ около 5.5 м и ширине наибольшей 2.30 м. Осадка корпусом — всего 0.25, швертом — 1.0 м. Высота надводного борта в носу — 0.83 м, в корме — 0.55 м. Водоизмещение — 960 кг. Площади парусов — грот 13.8 м2, стаксель — 6.15 м2.
В дальнейшем проект широко использовался в разных концах страны для самостоятельной постройки силами любителей (см. например, №38) и в целом получил высокую оценку. В журнале печатались также варианты швертбота Т2 — типа "Цефей" в "КиЯ" №71 (статья А.Б. Карпова) и типа "Скат" в "КиЯ" №111 (статья В.В. Чайкина).