Устроители наиболее крупных и престижных бот-шоу вполне оправданно считают самым продуктивным выставочным сезоном конец зимы — начало весны. Этот факт, подтверждаемый многочисленными примерами, был подмечен нами в №171 "КиЯ", немало места в котором оказалось уделено выставочной тематике. Ярким примером эффективности проведения бот-шоу в канун навигации служит Московская Международная выставка "Лодки, катера и яхты", которая с 9 по 12 марта вот уже в шестой раз проходила в столице России.
В первый день работы выставки на улице перед входом в выставочный павильон посетителей встречали припорошенные снегом катера, мотолодки и сиротливо вжавшиеся в снег импортные надувнушки. В пору было по аналогии с западными On-Water-Boat-Show, проходящими на водных акваториях, назвать нашу выставку On-Snow (на снегу). Но первые тревожные ощущения, возникшие при виде заснеженных экспонатов, счастливо рассеялись, лишь только мы переступили порог большого павильона.
Год назад мы с тревогой отмечали снижение интереса к выставке со стороны ее потенциальных участников. Тому спаду, правда, были причины — кризис только-только минул, цены на выставочную площадь многих смущали. В 2000-м году о ценах уже не вспоминали, видимо, 320 долларов за метр худо-бедно устраивали.
Принципиального увеличения числа фирм, пожелавших представить свою продукцию, товары и услуги, по сравнению с прошлым годом не произошло. Те же полтора десятка экспонентов — в большинстве своем хорошо знакомые нашим читателям торговые дома и представительства иностранных компаний. Однако, некоторые перемены при осмотре того же павильона ощущались — они были связаны с настроением участников, их отношением к тому, что, как и зачем они демонстрируют. Все это носило положительную окраску.
В первую очередь посетители выставки могли отметить возросшую конкретику предложений: цены перестали быть неким "черным ящиком", каждая продаваемая опция, каждый блок могли быть оценены отдельно. Уточнялись сроки поставок и спектр сервисных услуг; рекламные листовки теперь больше напоминали справочный каталог с указанием спецификаций, особенностей тех или иных моделей товара. Менеджеры компаний предлагали свои консультации по вопросам эксплуатации и технического обслуживания продаваемого оборудования.
На стендах можно было увидеть не только рекламируемый товар, но и совсем неожиданные, особенные экспонаты, которые разнообразили экспозицию и повышали ее информативность. Так, например, на стенде Торгового дома "Царь" шеренгу новеньких "Эвинрудов" возглавлял их легендарный предок — старенький двухтактный одноцилиндровый подвесник 1915 года рождения. Менеджер компании Дмитрий Криворученко с удовольствием рассказал нам историю реставрации "дедушки" и заверил, что этот 3.5-сильный мотор, "под которым, вполне вероятно, еще Ленин по Разливу плавал", до сих пор в рабочем состоянии.
Восстановленный мотор, любопытная отреставрированная шлюпка, найденная в архивах историческая справка — вот и в таких, казалось бы, мелочах проявлялось уважение настоящих специалистов и к своей работе, и к покупателям, в которых стараются видеть не просто источник доходов, но и заинтересованных партнеров, людей, увлеченных морской техникой.
С каждым годом увеличивается ассортимент товаров, которые предлагают своим покупателям крупнейшие торговые дома России. Они же чаще всего являются и разного рода представителями иностранных компаний. Казалось бы, "зубры" российского рынка — столичные "Торговый дом "Царь", компания "Маркет-Марин" и ряд торгующих организаций из российских регионов, полностью удовлетворяют потребности отечественных покупателей в современном импортном оборудовании для спорта и отдыха на воде. Однако почти ежегодно мы становимся свидетелями рождения все новых и новых имен. Вот и на этот раз в выставочном комплексе на Красной Пресне свой товар представлял новый экспонент — фирма под названием "Выставка-продажа "Туризм. Спорт. Отдых".
Итак, похоже, сделан еще один шаг в сторону развития рыночной конкуренции. Сегодня мы можем не только выбирать что купить — "Меркюри" или "Джонсон", "Бриг" или "Зодиак", но и у кого купить, кого выбрать в качестве партнера по обслуживанию дорогостоящей техники. И все более существенным критерием выбора является не столько цена (цены на одноименный товар у разных продавцов, как правило, совпадают или различаются незначительно), сколько комплекс услуг, которые могут предложить компании, продающие ту или иную технику. И сразу становятся актуальными вопросы о том, располагает ли фирма сервисными центрами в Москве и других городах, большой ли у нее склад запчастей, или каждый болт под заказ выписывают из-за границы.
Все охотнее наши торговые дома сотрудничают с отечественными производителями морской техники. На их стендах и в каталогах можно встретить и мневские надувнушки, и уральские парусные яхты "Рикошет".
На наших заводах и производствах остановимся особо: свои собственные стенды представили только КНААПО (Комсомольск-на-Амуре) и "Адмиралтейские Верфи" (Санкт-Петербург).
Первые привезли в Москву моторные лодки из алюминиево-магниевого сплава "Стрела-4" и "Стрела-5", а также катер "Восток-2" с водометным движителем. Хоть и не воочию, а по изображениям в буклетах и на мониторе компьютера, посетители могли познакомиться и с другими моделями катеров типа "Амур", "Восток" и "Стрела". Сегодня самая дорогая дальневосточная моторная лодка ("Стрела-5") стоит около 12.600 долл. Схожий с ней по характеристикам (длина около 7 м, водоизмещение 2-2.4 т, вместимость 6 чел.) каютный катер "Максим" "Русских судоверфей" у торгового представителя в Москве ценится почти в 17 тыс. долл. Все это, конечно, в два-три раза дешевле стеклопластиковых катеров того же класса и мореходности, произведенных на Западе. И это плюс, но все-таки вопрос о том, для кого делают свою продукцию наши уважаемые заводы, остается открытым. Для частных лиц с невысоким достатком эта цена — недостижимое далеко. Для пресловутого среднего класса покупка стоимостью свыше 10 тыс. долларов теоретически доступна, но практически — затея редко осуществляемая. Для этой категории населения уместно говорить о приобретениях в пределах 5—10 тысяч. Люди же с хорошим достатком, смею заметить, даже не смотрят в сторону сделанной в России мотолодки. И причин тому множество.
Самая яркая из них — примитивный, десятилетиями не изменяемый дизайн. В рекламных буклетах отечественных производителей почти всегда можно встретить выражение "современный гидродинамический дизайн" или "совершенные высокоэффективные обводы". Признаемся,что касается обводов — трудно представить, что типовые образцы западных маломерных судов для широкого пользования принципиально отличаются от наших своей гидродинамикой. Мы же не за железным занавесом живем! Но поставьте рядом два любых серийных катера — наш и "чужой", — родную вещь узнаем сразу! Все делается на старом оборудовании, по старым технологиям, по старым схемам. Нужен талант художника, чтобы не копировать формы, подсмотренные в старых каталогах, а чувствовать моду, уверенно экспериментировать. Вот Алексеев — создатель нашего крылатого флота — таким талантом обладал!
Одним словом, маркетинговые заявления и качества самого товара, по-моему, далеко не всегда совпадают. Возможно, покупателем такой продукции могут быть организации и фирмы? Но на представительский уровень наши катера откровенно не тянут.
Примером разумного маркетинга, обоснованных претензий, подтвержденных качествами продукции, могут служить лодки "Мастер" "Адмиралтейских верфей", две модели из длинного ряда которых — "Мастер 410" и "Мастер 500" — были показаны на стенде компании в Москве. Аналогичный западный товар — например, финские легкосплавные открытые "Бастеры" — существенно дороже! Дизайн лодок "Мастер" вполне удовлетворяет принятым во всем мире стандартам для судов такого класса; качество обработки поверхностей и отделки кокпита осознанно соответствует одному из уже устоявшихся рекламных слоганов фирмы: "Мастер" — лодка для сапог". Не случайно основными заказчиками этой продукции верфей являются рыбаки, охотники, а также службы береговой охраны. Причем, не только России, но также Финляндии, Швеции, Германии.
Мы побеседовали с начальником бюро сбыта маломерных судов Владимиром Усачевым, который так прокомментировал результаты участия "Адмиралтейских верфей" в бот-шоу: "Мы представили в Москве свою новую 4-метровую модель — "Мастер 410" и, честно говоря, рассчитывали, что именно к ней будет проявлен особый интерес посетителей. Однако на самом деле большим спросом пользовалась другая, уже хорошо знакомая и более крупная 5-метровая модель, заказы на которую мы принимали прямо на нашем стенде. "Мастер 410" сейчас еще находится в стадии конструктивной доработки — экспериментируем с транцем и кормовой частью кокпита, стараясь сделать лодку более универсальной, пригодной для установки отечественных и импортных подвесных моторов с различной высотой "ноги" и разной длиной румпеля. На западе, к слову, эта модель уже получила высокую оценку специалистов, и мы уже сегодня имеем большой заказ от наших финских и шведских партнеров. Мы уверены, что эта лодка станет популярной и в России,тем более, что и без того невысокая розничная цена (1690 долларов) будет с началом серийного выпуска новой модели снижена. В ближайшее время мы будем демонстрировать "Мастер 410" на воде, на бот-шоу в Петербурге".
Что было прогнозируемо накануне московской выставки, так это рост интереса к ней со стороны продавцов и производителей надувных лодок с жестким корпусом (RIB). Ожидания оправдались — такого разнообразия надув-нушек, представленных живьем и в каталогах продаж, мы раньше здесь не встречали. Выставлялись многие модели, которые определяют сегодняшний спрос и вкус российских покупателей. Это лодки "Zodiac" , "Quicksilver", "Selva", харьковские — "Бриг", петербургские - "Мнев", "Лидер" и "Корсар".
О "Корсарах" хочется сказать отдельно. Эти надувные лодки производятся в Южной Корее, однако проект и контроль производства - российские. Здесь же, в России, производится и часть комплектующих, например, транец, сиденья и пол из водостойкой фанеры. В работе сейчас 4 модели в диапазоне длины от 2.65 до 5.50 м. На рекламном буклете фирмы изображен момент ночной высадки заморских десантников на далеком неведомом берегу. Видимо, на лодке "Корсар".
Три года назад фирма "Бриг" впервые привезла в Москву две модели своих лодок. Наверное, мало кто подозревал тогда в скромном дебютанте столичной бот-шоу крепкого конкурента для известных российских и западных компаний. Однако сегодня модельный ряд "Брига" насчитывает 11 типов лодок, не считая рафтов, и состоит из 38 моделей! Кстати, и конкуренция на рынке надувных лодок, естественно, выше, чем в других классах судов.
Помимо интересной технологической информации, касающейся производства лодок, на стенде у "Брига" нам сообщили, что с нынешнего года дистрибьюторская сеть фирмы существенно расширилась за счет включения украинских лодок в перечень продаваемой продукции компании "Volvo Penta" по центральной Европе. Официальная презентация этого делового союза состоялась еще в начале 2000 г. на выставке в Дюссельдорфе. Интересно, что на стенде компании "Юнисейл-Т", уполномоченного сервис-дилера "Volvo Penta" в Москве, факт этот подтвердили только после "очной ставки" с украинскими "лодочниками" — настолько непонятным казалось партнерство производителей морских стационарных двигателей и легких надувнушек. Однако, сегодня это — свершившийся факт.
И еще с одним высказыванием, продекларированным на выставке, были готовы поспорить москвичи из "Volvo Penta". Ехидная надпись, выгравированная на медной табличке, украшавшей один из стендов с "катерными" аксессуарами, гласила: "Если бы Господь желал, чтобы люди делали суда из пластика, он вырастил бы пластиковое дерево". Уверен, тысячи адептов деревянного кораблестроения подписались бы под этими словами. Однако, время заставляет нас отказываться от многих привычек и даже традиций. Лодки, катера, яхты — все уже вкусили углеродных волокон. Дошла очередь и до винтов. "Юнисейл-Т" представила занятную новинку — пластиковые гребные винты "Propulse" шведского производства. Это — винты регулируемого шага со сменными лопастями. Два типоразмера ступицы винта и два комплекта лопастей к каждому — обеспечивают высокую универсальность этого движителя. Таблица подбора характеристик винта указывает на возможность его применения на 48 (!) моделях подвесных моторов "OMC", "Mercury", "Tohatsu", "Honda", "Suzuki" и "Yamaha". В рекламной листовке отмечается высокая прочность и долговечность винта, однако секрет материала, из которого он изготовлен, не раскрывается. Очевидно, что довольно высокая стоимость винта ($250-280) может быть компенсирована тем, что при поломке одной из лопастей достаточно купить и поставить новую ($36-40).
Как только солнышко растопило снег вокруг павильонов, мы снова оказались возле "уличных" экспонатов, и в первую очередь, рядом с продукцией уральских яхтостроителей.
Яхты "Рикошет", пользующиеся всероссийской известностью и популярные среди яхтсменов бывшего Союза, сегодня выпускают серийно только в Екатеринбурге. Все модели (а их вместе с модификациями — 9), напомним, были в свое время разработаны петербургским предприятием ООО "Рикошет Дизайн Групп", возглавляемым конструктором Юрием Ситниковым. Внеся некоторые изменения в палубный дизайн, применяя современные технологии и материалы, используя импортное палубное оборудование, специалисты ООО "Спрей" с партнерами выпускают сегодня весьма конкурентоспосбные на внутреннем рынке яхты. Внутренняя отделка также заслуживает похвалы: комфорт здесь осязаем. Несмотря на то, что специалисты по современным правилам обмера могут лишь издевательски хмыкнуть в адрес гоночных характеристик "Рикошетов", лодки эти весьма быстроходны и прилично выглядят в гоночной борьбе. Недаром крупнейшие на сегодня российские матчевые гонки "Ява Трофи" и этапы "Open Russia" проводятся на двух модификациях этих парусников — "Рикошет-550" и "750".
Выставка в Москве отшумела, а ближайшая возможность такой встречи представится нам на бот-шоу в Санкт-Петербурге. Добро пожаловать в Северную Столицу!