Мы — это петербургская фирма "Сатэм плюс", которая в 1995 г., кроме уже выпускаемых лодок и других изделий из стеклопластика, решила освоить постройку современных комфортабельных катеров для семейного плавания.
Основные данные катера "Орфей"
Длина корпуса наибольшая/габаритная, м | 7.0/8.85 |
Ширина наибольшая, м | 2.36 |
Высота надв. борта минимальная, м | 0.64 |
Осадка в грузу, м | 0.38 |
Водоизмещение полное, т | 2.35 |
Пассажировместимость макс., чел. | 6 |
Мощность двигателя, л.с. | 230 |
Мы отказались от зарубежных прототипов и решили создать собственный проект. В начале проектирования главная трудность состояла в том, что, к сожалению, мы еще мало знакомы с самим понятием "комфортабельность" в современном его значении, принятом на мировом рынке. Это и неудивительно. Ведь в привычной для нас пятиметровой дюралевой мотолодке, где члены экипажа не снимают резиновые сапоги и непросыхающий ватник, а удобства находятся "за бортом", трудно было создавать сколько-нибудь комфортабельные условия. Да никто этого и не требовал.
Мы убедились в том, что для семьи в четыре человека, которая при нашем прохладном и коротком лете собирается совершать многодневные путешествия со всеми удобствами, необходим как минимум 7-метровый мореходный катер с закрытой каютой, имеющий и, просторный открытый кокпит, камбуз, мойку, туалет, широкие и удобные спальные места. Судно должно иметь мощный и надежный двигатель обеспечивающий скорость в полном грузу не менее 60 км/ч, современные приборы управления и навигации, достаточный запас топлива.
Исходя именно из этих условий и был разработан проект "Орфея".
Катер имеет традиционные глиссирующие обводы с умеренным углом килеватости на транце в 15°, тремя парами продольных реданов, расположенных по всей длине корпуса, и развитыми скуловыми брызгоотбойниками.
Стеклопластиковый корпус собран из двух секций: палубы (с надстройкой и кокпитом) и собственно корпуса, которые соединяются по привальному брусу. Толщина обшивки колеблется от 5 до 8 мм с усилением по килю до 14 мм. Переборки — фанерные, оклеенные стеклопластиком.
В качестве материала были выбраны "норполовские" смолы, гелькоуты, стеклоткани и шпаклевки.
По технологии для высококачественного выклеивания корпуса необходимо иметь теплое помещение. Это и вызвало первые трудности. Когда мы уже подготовили болван корпуса катера (в дереве), ангар, который арендовался в Центральном яхт-клубе Петербурга, был отключен от электросети. Работы практически остановились. Мы потеряли много времени, прежде чем удалось найти надежных партнеров в лице ЗАО "Метробетон" и ООО "Сатэм". Они предоставили нам теплый ангар, оказали финансовую поддержку, а главное — поверили в нас как в профессионалов, не вмешиваясь в нашу творческую деятельность.
Надо сказать, что многие из нашего коллектива проработали долгие годы на предприятии "Патриот", которое выпускало гоночные мотолодки, скутера и глиссеры, а также быстроходные катера, широко известные в бывшем СССР Например, В. П. Сгибнев проработал на "Патриоте" судосборщиком 42 года!
Постепенно концепция семейного крейсера обретала реальные черты. Главным требованием по комфортабельности, конечно, должна была отвечать каюта. Она занимает почти 2/3 длины катера при высоте до подволока в районе камбуза 1.6 м. Здесь размещаются при дальних плаваниях четыре человека, при коротких выходах достаточно места для шестерых. В центральном проходе установлен съемный стол, который при устройстве на ночлег опускается и разует широкое спальное место.
Информация об изображении
Общее расположение катера — продольный разрез и план со снятой крышей каюты
По левому борту у центральной поперечной переборки расположен камбуз с плитой, мойкой и вместительным кухонным шкафом. По правому борту выгорожен гальюн с биотуалетом и отдельной мойкой. Возможна установка душа. Забортная вода подается в мойку насосом; таким же образом осуществляется и подача питьевой воды.
Общее расположение катера — продольный разрез и план со снятой крышей каюты
Подволок зашит ворсовой тканью, исключающей отпотевание. В холодное время может быть включен обогреватель, для эксплуатации в жаркие месяцы — установлен кондиционер. Для вентиляции открывается носовой световой люк (через него можно и выходить на палубу).
В открытом самоотливном кокпите по правому борту оборудовано место водителя.
Под кормовым диваном находится "сердце" катера — четырехтактный восьмицилиндровый двигатель американской фирмы "MerCruiser" мощностью 230 л.с. при 4600 об/мин, работающий на поворотно-откидную колонку. Моторный отсек, полуутопленный в дно кокпита, имеет откидывающиеся боковые стенки, что облегчает доступ к двигателю при его обслуживании. В моторном отсеке установлены также электрическая и ручная помпы осушения, предпусковой вентилятор.
Двигатель работает на бензине не ниже АИ-92, который заливается через бортовую горловину в бак емкостью 250 л. Этот бак находится под настилом кокпита и заключен в специальный металлический ящик.
Для подстраховки блоки плавучести из пенополистирола, обеспечивающие непотопляемость катера при затоплении каюты, оклеены стеклопластиком.
Над кокпитом установлена П-образная мачта. На случай непогоды кокпит закрывается тентом.
Головной образец катера "Орфей" уже отходил две навигации. На ходовых испытаниях катер показал максимальную скорость 74 км/ч. Крейсерский же режим "Орфея" — 60 км/ч. На одной заправке он способен преодолеть расстояние около 200 км.
Катер прошел сертификацию и приемку Российским Речным Регистром. На сам катер и на двигатель предоставляется гарантия в один год.
В зависимости от комплектации стоимость катера составляет 30-35 тыс. долл.(Такая цена "Орфея" не представляется чрезмерной, поскольку все комплектующие изделия приходится закупать за рубежом — отечественная промышленность на сегодня их не выпускает.) Для сравнения можно сказать, что аналогичные западные катера такого класса стоят около 50-60 тыс. долл.
Следующий "Орфей" делается уже под конкретного заказчика, который попросил установить на катер не двигатель с угловой колонкой, а 200-250-сильный подвесной мотор "Mercury". В дальнейшем при заказе серийного катера возможен как выбор двигательно-движительной установки, так и выбор варианта планировки по требованию покупателя.