Самый мощный водомет
Шведская фирма Камева продолжает удерживать лидерство в бурно развивающейся области производства мощных водометов. Сведения о рекордах здесь устаревают быстро; установка ("КиЯ" №167), только что считавшаяся самой мощной в мире (до 22 000 кВт), уже утратила "титул". Воспользовавшись проспектом фирмы, приводим схему сегодняшнего "рекордсмена" — Камева 200Sll, перерабатывающей мощность до 24 000 кВт (или 32 640 л.с.). Ее сухой вес — 41.220 т.
Подтвердились приведенные в статье Н.Корытова сведения о разработке вдвое более внушительной установки на фантастическую мощность 50000 кВт (68 000 л.с.). Известно, что диа-одозаборного отверстия этого водомета будет равен 3.25 м. Заказано пять таких установок для одного судна.
Невероятная общая мощность, на 30% превосходящая мощность линкоров недавнего прошлого (например, американских типа "Айова"), понадобилась для... скромного грузового судна — контейнеровоза. Принимающий 1 432 контейнера "Fast Ship" рассчитан на скорость 40 узлов; на 6-метровых волнах он сможет поддерживать 38 узлов.
Такая скорость требуется, чтобы решительно (в два-три раза) сократить время регулярных рейсов через Атлантику, между специально переоборудуемыми портами Шербур и Филадельфия. По сообщению журнала "Судостроение", газотурбинное судно, которое встанет на линию в 2002 г., будет иметь длину 265 м, ширину 40 м и осадку 10 м. Будет построено четыре таких судна.
Самый быстрый на суше
В одном из предыдущих номеров "КиЯ" мы упомянули об абсолютном рекорде скорости, установленном для колесных средств, движущихся по земле. Приведем несколько более подробную информацию об этом достижении.
15 октября 1997 г пилот британских ВВС Энди Грин на полигоне в пустыне штата Невада (США) на специально созданном автомобиле (правильнее было бы сказать — ракете на колесах) установил новый рекорд — 1227.715 км/ч, преодолев скорость звука.
Напомним, что до сих пор шагнуть за звуковой барьер на суше не удавалось. Американцы, правда, утверждают, что еще в декабре 1979 г. это сделал Стэн Баррет на "Бадвайзер Рокет", но доказательств нет — официально рекорд не фиксировался. Более того, злые языки утверждают, что очевидцы не слышали звукового удара, который непременно должен сопутствовать моменту перехода на сверхзвуковые скорости.
Англичане свой рекорд фиксировали досконально, точно следуя букве закона. В течение часа супермашина с громким названием "Прорыв" дважды прошла по трассе (общей протяженностью вместе с участком разгона — 547 км) и оба раза на мерном километровом участке показала скорость, превышающую скорость звука (1221 км/ч — в один конец и 1227 км/ч — на обратном пути). Результат, на 262 км/ч превышающий предыдущий официальный рекорд американца Крейга Бридлава, был зафиксирован уполномоченными представителями Комиссии по рекордам.
Несколько слов о самом сверхзвуковом автомобиле. Эта собранная из легкосплавных конструкций 10-тонная махина способна разогнаться до 160 км/ч всего за 4 секунды, а уже через 16 секунд она "летит" со скоростью 1000 км/ч! На ней установлены два мощнейших турбореактивных двигателя "Роллс-Ройс", по 110 000 л.с. каждый. Аналогичные используют на американских истребителях "Фантом". Для сравнения: эта мощность эквивалентна мощности двигателей 1000 автомобилей "Форд Эскорт" или 145 гоночных автомобилей "Формулы-1".
Вокруг света за 70 дней
"Awesome 770", строящийся на верфи Knight and Carver в Сан-Диего (штат Калифорния) — еще один претендент на звание рекордсмена в кругосветном плавании. Это водоизмещающий катамаран.
Главная черта этого судна, которому предстоит пройти 30 000 миль — способность двигаться в экономичном режиме на большие расстояния. Два стандартных двигателя "Caterpillar 3196" развивают мощность по 650 л.с., что позволяет развивать максимальную скорость 35 узлов. Дальность плавания без заправки при скорости 25 узлов составляет 2500 миль.
Автор проекта рекордного плавания — американец Сид Степлтон, за плечами которого немалый опыт морских походов. Рекорд, который предстоит побить — 71 день — принадлежит паруснику, хотя он установлен по короткому маршруту "мимо мысов". Степлтон пойдет по экваториальному маршруту через Панамский и Суэцкий каналы, что потребует средней скорости более 20 узлов, учитывая остановки для дозаправки топливом.
"Awesome" — уже третий претендент на побитие рекорда из заявленных в последнее время. Ходят слухи также об итальянском проекте глиссирующего судна, которое якобы способно сократить рекорд до 60 дней.
Рекордсмен по сложности обводов
Модель подводной части этого катера, показанная на одном из бот-шоу 1999 г., вызвала большой интерес у специалистов-корабелов. Тем более, что автор проекта американец Ховард Харлей во всеуслышание заявил: "Мой катер будет эффективнее сравнимых обычных однокорпусников и катамаранов в три-четыре раза!"
Сказать, что это тоже катамаран с продольной профилировкой моста, обеспечивающей аэродинамическую разгрузку, значит, еще не сказать ничего. Дело в том, что каждый из корпусов катамарана представляет собой сложнейшую комбинацию традиционной килеватой носовой части ("волнолома") и за высоким поперечным реданом — морских саней в виде скегового судна на воздушной подушке. Такого гибрида еще не было!
Есть предварительные наметки подобного же по обводам судна несколько больших размерений — порядка 130 футов (39 м).
По расчетам Харлея, спроектированная им моторная яхта длиной 16.5 м и шириной 4.8 м при установке двух дизелей по 650 л.с. будет развивать скорость до 48 узлов. Крейсерская скорость составит 43 узла.
Собственно дизайн катера с летучим мостиком ничего нового не представляет, как и его планировка (три спальные пассажирские каюты с салоном и набором бытовых помещений).
Штурм рекордов: на воде...
После пяти лет подготовки английский проект, ставящий своей задачей побить рекорд скорости на воде для судов, приводимых силой ветра, близок к своему логическому завершению.
Существующий рекорд — 46.52 уз — установлен в 1993 г и принадлежит австралийцам шкиперу МакКеану и конструктору Канингхэму (см."КиЯ" №159). Англичане — разработчики необычного катамарана "Bootiful" — уверены, что их детище способно развить более 50 уз (при скорости ветра всего 35 уз). На северном побережье Норфолка между Бранкастером и Торнхэмом, где планируется провести рекордный заезд, подобные ветра ожидаются в ноябре. Дистанция рекордного заезда будет проложена буквально в считанных метрах от песчаного пляжа — в расчете на телевидение и зрителей.
и на суше...
Изображенное на снимке диковинное сооружение призвано побить сразу два мировых рекорда скорости для транспортных средств, приводимых в движение силой ветра — на суше и на льду. Построенная с использованием наисовременнейших технологий "Land Yacht" сейчас проходит последнюю доводку. После того, как "сухопутная яхта" будет окончательно готова, планируется перевезти ее на юг Франции, на заброшенный аэродром между Каннами и Сен-Тропе. Удачное расположение этого аэродрома позволяет в полной мере использовать знаменитый средиземноморский мистраль, сила и направление которого практически стопроцентно гарантированы. Если попытка побить рекорд на суше окажется удачной, предстоит еще одно путешествие — на сей раз на одно из покрытых льдом озер северной Канады, где колеса будут заменены на коньки.
Пробные заезды зародили у организаторов проекта твердую уверенность в том, что задуманное удастся. Правда, как сообщил нам его руководитель Ричард Дженкинс, для решающего штурма пока что маловато денег, и по-прежнему ведется поиск спонсоров.
Напомним, что принадлежащий французу Бертрану Ламберу "сухопутный" рекорд составляет 94 статутные мили в час, а ледовый (правда, официально незарегистрированный) — 143 ст. мили в час. Во время пробных заездов на "Land Yacht" на суше уже удалось показать максимальную скорость 110 ст. миль в час при скорости ветра 18 узлов, в то время как теоретические расчеты обещают 152 ст. мили в час. На льду же ожидается куда более весомый результат — 210 ст. миль в час. (Напомним: 1 ст. миля равна 1609 м).
Аппарат длиной 9 м и высотой 7.5 м весит всего 400 кг. Использованы колеса от автомобилей "Формула-1" со сликами (покрышками без протектора) и дисковыми тормозами.
Гораздо больше, чем самое большое
По "Книге Рекордов Гиннеса" известно, что абсолютным рекордсменом — наибольшим по водоизмещению самоходным судном считается японский супертанкер "Сиуайз Джаент". Его водоизмещение равно 640 тыс.т и это достижение остается рекордом уже около двадцати лет! Впрочем, дальнейший рост размерений судов ограничивается отнюдь не возможностями техники, а непомерной сложностью загрузки гигантов "работой" — обеспечения их рентабельности.
Совершенно новую идею, обосновывающую необходимость постройки судна в 4.2 раза большего, чем "Сидайз Джаент", водоизмещения выдвинул американец Норман Никсон. Это пассажирское судно, но не быстроходный лайнер и не чисто круизное судно. Это плавающий город с комплексом зданий для проживания, отдыха и деловых встреч. Оно самоходное, чтобы обеспечить смену впечатлений, меняя место стоянки. Оно способно принимать самолеты, чтобы пассажиры-туристы без всяких пересадок прибывали к месту отдыха. Оно имеет флот самых различных плавсредств, спортивных снарядов, вертолетов и т.п. для активного отдыха и связи с необорудованным берегом на экзотических островах. Оно предоставляет комфорт и условия, соответствующие уровню лучшим в мире развлекательных центров, центров торговли и бизнеса, причем цена пребывания на борту будет ниже, чем в береговых отелях и на существующих "мелких" круизных судах. Впрочем, возможны одновременно и иные режимы эксплуатации гиганта.
Выполнены проектные проработки этого судна будущего под названием "Фридом" стоимостью 6 млрд. долл. и водоизмещением 2700 тыс.т. При длине 1317 м оно будет иметь ширину 107 м и осадку 26 м. Силовую установку составят 100 дизелей по 3700 л.с., работающих на гребные винты в насадках (половина из них будут сделаны поворотными). В корпусе и многоэтажной надстройке судна разместятся 17 000 жилых блоков и 4000 деловых и торговых помещений, рассчитанных на 115 тыс. обитателей и 15 тыс. обслуживающего персонала. Заранее оговорено, что собакам и кошкам вход на борт запрещен.
Никсон убежден, что постройка гиганта вполне возможна, поскольку лично участвовал в создании плавучего этиленового завода для Саудовской Аравии: построенные в Японии плавучие модули были отбуксированы к месту стоянки и здесь собраны в единое целое. "Фридом" может быть собран таким же образом из плавучих модулей 100х15х24 м.
Скептикам не стоит торопиться со словами — невозможно, утопия! Освоение нефтедобычи на береговом шельфе дало неожиданный толчок развитию техники. Например, 18 лет назад в Норвегии был построен и отбуксирован к месту работы в Северном море искусственный железобетонный остров "Статфиорд Б" водоизмещением 850 тыс.т!
Остается напомнить, что некогда Жюль Верн посвятил отдельный роман (лишенный какого-либо налета фантастики!) казавшемуся гигантом пассажирскому судну "Грейт Истерн". А ведь этот гигант имел длину 210 м! Вернемся теперь к началу этой заметки: "Сиуайз Джаент" имеет длину 458 м (при ширине 69 и осадке 25 м), французский супертанкер "Батиллус" — 414 м, американский атомный авианосец "Энтерпрайз" — 341 м...