Шаг первый. 50-метровый волнопронизывающий
Длина наибольшая — 49.2 м, по КВЛ — 43.75 м, ширина — 18.85 м, осадка — 3.15 м. Водоизмещение — 462 т. Максимальная скорость — 40 узлов.
Азиатский клиент, заказавший этот проект, сказал, что мечтает о чем-то "роскошном, но ни на что не похожем". Выполнена ли поставленная задача? Хотя эта яхта своими очертаниями все-таки напоминает классические моторные яхты, ее вид непременно вызовет удивление везде, где только она появится. Взяв за основу классический катер, конструкторы оклендского бюро Крейга Лумса увеличили его относительную ширину, "подняли из воды" и поставили на длинные и узкие волнопронизывающие корпуса. Этим они одновременно получили и высокие ходовые качества (благодаря малому волновому сопротивлению корпусов), и повышенную мореходность, и фантастические площади внутренних помещений.
Конструкторы предложили дизель-электрическую силовую установку. Она состоит из ряда небольших дизель-генераторов, которые включаются в цепь по мере необходимости. Два гребных электромотора соединены напрямую с углепластиковыми винтами.
Среди изюминок проекта — два подводных обзорных иллюминатора (один в салоне и один в отдельной каюте), так что гости смогут наслаждаться панорамой подводного мира, даже лежа на своих койках. Большая ширина яхты позволяет без труда разместить на палубе две 10-метровые мотолодки для спортивного рыболовства.
Комментарий «КиЯ» к «первому шагу»: «Ультимейт леди» вышла в море
Текст, написанный в 1998 г., устарел очень быстро. Приводимое фото из сообщения Дега Пайка в журнале "Batmagasinet" (№ 4, 1999) показывает, что бюро Крейга Лумса уже построило на новозеландской фирме "Wave Piersers" и успело провести ходовые испытания своего первого катамарана с волнопронзающими корпусами — моторной яхты. Правда, "Ультимейт леди" несколько меньше, чем 50-футовый "прототип", но их характерные черты в основном совпадают. Длина судна — 26.7 м при ширине — 10.0 м и осадке — 1.65 м. При водоизмещении 76 т запас топлива составляет 20 тыс. л. Два дизеля "MAN" мощностью по 1200 л.с. обеспечивают скорость 29 узлов. Дальность плавания 25-узловым ходом — 1100 миль, а 10-узловым — 4000. И очень важно, что при выходе в открытое море обеспечены более комфортабельные условия, чем на любом другом судне такого же водоизмещения. Проектант и строители полагают, что уже сегодня возможно создание аналогичных скоростных комфортабельных судов длиной до 90 м!
Шаг второй. «Проа-2000»
Длина наибольшая — 70.5 м, по КВЛ — 60.5 м, ширина — 19.7 м, осадка — 2.2/2.9 м. Водоизмещение — 592 т. Максимальная скорость — 16 узлов.
Может быть, именно так отдыхают марсиане? Если они любят боулинг, им наверняка понравится площадка на 10 дорожек, расположенная в корме. И уж совсем привычными покажутся им подъемная рулевая рубка в форме "летающей тарелки", кормовая вышка-бельведер, эстрада с гидравлическим приводом и акриловый бассейн с минеральной водой. Вот это стиль!
Конструкторы "Варвик Яхт" из Окленда взяли за основу идею асимметричного катамарана — распространенного некогда в тихоокеанских водах проа (узкой быстроходной лодки с аутригером и косым парусом). Они использовали такие преимущества классического проа, как увеличенная остойчивость судна и огромная площадь соединительной платформы. Наконец, они "на полную катушку" раскрутили то, что фирма именует "футуристическими" обводами и "напористым" внешним видом.
Яхта рассчитана на компанию из 24 отдыхающих (и 18 членов экипажа), которые смогут наслаждаться водными видами спорта в теплых климатических условиях. На стойке аутригера выше ватерлинии расположена водолазная площадка.
Конструкторы считают, что такое судно будет иметь дальность плавания свыше 3000 миль. Судно будет оборудовано съемно-поворотной винтовой колонкой, работающей от дизеля мощностью 1200 л.с., и водометного движителя с управляемым вектором тяги, который расположен в носу основного корпуса и работает от 400-сильного дизеля. Балластные цистерны в аутригере позволят контролировать крен и умерять качку.
Шаг третий. «Дефинитив» («Решительный»)
Длина наибольшая — 37.5 м, по КВЛ — 31.75 м, ширина — 8.95 м, осадка — 1.45 м. Водоизмещение — 210 т. Максимальная скорость — 25 узлов.
Спроектированная в бюро Майкла Петерса (Флорида) моторная яхта многими чертами напоминает футуристические фильмы типа "Бегущий по лезвию бритвы", снятые под влиянием стиля Сая Меда. Достаточно упомянуть объемные бортовые лацпорты, которые в откинутом положении превращаются в площадки для купания, прогулочную подводную лодку или даже дистанционно управляемый подводный аппарат, оборудованный видеокамерой.
Дизайн судна, в котором просматривается и итальянское влияние, типичен для самых современных моторных яхт Флориды. Силовая установка "обычная": два дизеля MTU по 2611 л.с., работающие на водометные движители KaMeWa.
Прекрасно оборудованы просторный дневной салон, выходящий на открытую палубу, закрытый салон с видеотерминалом подводного аппарата, игровой зал, насыщенный всевозможной техникой для развлечений, четыре каюты для гостей и каюта "хозяина".
Транцевый лацпорт образует "палубу приключений" в духе Джеймса Бонда. Платформа может иметь три положения: наклонное — для спуска в воду подводной лодки, горизонтальное на уровне воды — для использования в качестве купальной площадки и посадки на любые плавсредства, а также верхнее — горизонтальное (на уровне солнечной палубы) для посадки вертолета.
Шаг четвертый. 100-футовый «Глобал Сериес»
Длина наибольшая — 29.5 м, по КВЛ — 27.2 м, ширина — 7.6 м, осадка — 1.93 м. Водоизмещение — 185 т. Максимальная скорость (проектная) — 14 узлов.
Эта моторная яхта (бюро "Парагон", Северная Каролина) внешне мало отличается от малых рыболовных и исследовательских судов с их сверхпрочной конструкцией и большой осадкой. При длине 98.4 фута получилось судно неограниченного района плавания и почти неограниченной автономности, хорошо приспособленное для плаваний как в теплом Карибском море, так и у берегов Аляски. Мачта оборудована "вороньим гнездом" для обнаружения рифов и айсбергов.
Вместимость судна такова, что группа пассажиров может взять на борт все необходимое для самого длительного плавания. На судне выделены отдельные каюты для четырех гостей и владельца, кубрик для немногочисленного экипажа. Судно может принять 28 350 л топлива, но имеется и место для двух дополнительных топливных цистерн.
Вопреки "пролетарскому происхождению" судна, гости получат куда более высокий уровень комфорта, чем рыбаки и научные работники на "судах-прототипах". При трехпалубной в целом конструкции две палубы оборудованы как солнечные; закрытые палубы оснащены всеми современными средствами развлечения, включая шлюпки, виндсерферы и гидроциклы.
Лацпорты с обоих бортов опускаются гидравликой до уровня воды и образуют идеальные спортивные площадки.
Хотя данный проект находится еще в стадии разработки рабочих чертежей, уже готовится увеличенная 108-футовая модификация судна.
Неужели будущее ближе, чем мы думаем?
Комментарий «КиЯ» к «четвертому шагу»: океанская моторная яхта «Саманта Ли» идет в Антарктиду
Идея превращения быстроходной моторной яхты в океанское судно, оборудованное по еще более высоким стандартам комфорта, не так уж оригинальна. Вот, например, разработка Halter Marine (Trinity Yacht) — "экспедиционная моторная яхта "Саманта Ли", о которой пишет в американском журнале "Power and Motoryacht" профессор морской архитектуры Дж.Л. Петри.
Если и раньше моторные и моторно-парусные яхты довольно часто стилизовались под малые промысловые, лоцманские и рабочие суда, то теперь идея морского круиза получила совершенно новое развитие: уже не кратковременные развлекательные выезды на райские уголки Средиземноморья или Кариб, а поиск морских приключений, при котором выбор маршрута абсолютно ничем не ограничен (можно идти к берегам Антарктиды!), а широчайшие возможности отдыха на воде и высокий уровень комфорта, недостижимый на малом судне, гарантированы. Становятся осуществимыми любые фантазии состоятельных людей, причем отмечено, что подобное круизно-чартерное судно рассчитано отнюдь не на молодежь.
"Саманта Ли" представляет собой 814-тонное стальное судно, имеющее наибольшую длину — 55.6 м, длину по КВЛ — 49.5 м, ширину — 10.8 м и осадку — 2.6 м. Два 1000сильных дизеля "Катерпиллер" обеспечивают скорость хода 13.5 узла. Штатный запас топлива при 10-узловой скорости обеспечивает дальность плавания порядка 20 000 миль.
Не будем и пытаться перечислять прекрасно оформленные помещения и оборудование судна; отметим лишь наличие на борту не только надувной мотолодки и гидроциклов, но и 9.3-метрового рыболовного катера.