Европейским парламентом с 16 июня 1998 г. в странах ЕС введена в действие директива 94/25/СЕ по обязательной сертификации прогулочных судов, регистрируемых на территории Европейского Союза.
Правила сертификации распространяются на все плавсредства длиной от 2.5 до 24 м, используемые в некоммерческих целях. Исключение составляют виндсерферы, каноэ, гоночные и экспериментальные суда и яхты, построенные до 1950 г.
Согласно новым правилам, все некоммерческие суда, представляемые на рынке стран ЕС, а также комплектующие части к ним, должны соответствовать установленным требованиям и иметь сертификат. В каждой из стран ЕС существуют организации, обеспечивающие соблюдение установленных правил и выдачу сертификатов. Основная ответственность ложится на судостроительные и торговые компании, так как они не имеют права продавать на европейском рынке несертифицированные суда и комплектующие. Требования директивы 94/25/ЕС базируются на стандартах ISO (Международная Организация Стандартизации), которые подробно описывают требования, предъявляемые к прогулочным судам, а также к их комплектующим и системам. Особое внимание уделяется остойчивости и непотопляемости судов, а также топливной и противопожарной системам. Часть стандартов ISO, касающихся конструкции и прочности корпуса, еще не введены в действие.
Согласно новым правилам, производитель или импортер должен представить необходимые расчеты и документацию, подтверждающую прочность и непотопляемость яхты. Проекты, выполненные по действующим правилам различных национальных классификационных обществ — Регистров, удовлетворяют этому требованию. Наиболее известны и приспособлены для малого судостроения правила Германского Ллойда, Бюро Веритас (Франция), ABS (США), Английского Ллойда.
К сожалению, в нашей стране отсутствуют правила, пригодные для профессионального проектирования маломерных судов, используемых для плавания в открытых морях. Правила Российского Морского Регистра Судоходства, разработанные для крупнотоннажного судостроения, мало подходят для постройки морских яхт длиной 10-15 м, в основном строящихся из современных композиционных материалов.
Петербургская компания Мортранс Крафт, построившая парусно-моторную яхту "МОТ-30" в соответствии с требованиями ЕС, первой среди российских компаний получила Сертификат соответствия под номером BMORT001. При регистрации в России были высказаны некоторые замечания по конструкции и оборудованию, которые были учтены для приведения яхты в полное соответствие с правилами.
Очевидно, что после ввода в действие всех стандартов ISO по малому судостроению они должны быть применены и в России. Использование единых и конкретных стандартов на всю продукцию малого судостроения позволит строить и сертифицировать "правильные" и безопасные яхты вне зависимости от того, где они строятся и регистрируются — в Нижнем Новгороде или Лондоне.