Вопрос: Поговорим о перспективах. В каком состоянии 3-цилиндровый (519 см3) "Нептун-33", опытные образцы которого были сделаны еще в 1973-75 гг.? Такой мотор был бы оптимальным для современных лодок длиной 4.2-4.6 м и весом 200-250 кг. Что вообще на сегодня есть у предприятия по перспективным разработкам? Как отслеживаются общие тенденции по производству подвесных моторов? Где водометные приставки? Мы заведомо не касаемся таких "глобальных" вопросов, как расширение нашего мощностного ряда, проектирование принципиально нового двигателя, разработка системы раздельной смазки, применение новых технологий по изготовлению конкретных деталей, организация фирменного сервиса (хотя бы в России) и т.п.
Ответ: "Нелтун-33" образца 1974-1975 гг. — это творческий порыв в никуда, реанимировать его бесполезно. Водометные приставки (с осевым движителем) остались недоведенными. Но мы понимаем, что потребность в водометных подвесниках была, есть и будет. Наверное, стоит подумать о центробежном водомете.
Вопрос: Считаем, что наращивать мощность и число оборотов при том же рабочем объеме (346 см3) и используемом бензине А-76 не нужно. Особое внимание надо обратить на повышение экономичности и эффективности, удобство эксплуатации ПМ.
Будет ли выпускаться ПМ с длинным дейдвудом (на транец 508 мм)? Будет ли возможно его подсоединение к одному из новых видов рулевого управления, например "Ультрафлекс"? Разрабатывается ли ДУ реверсом и газом современной конструкции?
Ответ: Длинный дейдвуд можно считать освоенным. Часть моторов будет выпускаться в этом варианте. Возможна поставка комплекта для "удлинения" моторов уже находящихся в эксплуатации. Вопрос об адаптации "Нептуна" к современным системам рулевого управления вполне решаем. Опытный образец скоро будет готов, запуск в серию — ориентировочно в конце 1997 — начале 1998 годов.
Относительно ДУ информацию приняли. Первый путь: выбрать одно из самых простых и дешевых двухрычажных импортных ДУГР и адаптировать к "Нептуну" (фактически на замену ДУ "Москва"). Второй: разработать собственную конструкцию однорычажного ДУГР, в котором будет предусмотрена возможность реализации функции поста управления в современном понимании (кроме чисто механического привода рычагов надо вывести сюда же ключ зажигания, электрокабели для подключения различных систем, приборов и т.п.). Необходимо также внести соответствующую информацию в руководство по эксплуатации, дать рекламу на места, в "КиЯ" и т.п.
Вопрос: Что вы можете сказать о внедрении электростартера и электронного зажигания? Появится ли генератор с реле-регулятором, выведенным к аккумулятору?
Ответ: По электростартеру: ищем контрагентов для приспособления к мотору одного из существующих, например, от автомобиля "Ока" (или аналогичного импортного). Электронное зажигание, аналогичное применяемому на ПМ "Вихрь-30", фактически освоено. Вопрос о генераторе с реле-регулятором должен решаться совместно с электростартером. По современным требованиям, питание бортовой сети необходимо брать с аккумулятора через выключатель массы с предохранителями от короткого замыкания.
Вопрос: Давно назрела замена топливного бака, шланга и штуцеров с разъемами на современные; будет ли топливный фильтр?
Реплика: Нам показали чертежи перспективного 20-литрового бака, которым предполагается комплектовать "Нептун" (по сути, это увеличенный бак "Ветерка"). Это, конечно, лучше, чем существующая "канистра".
Наши соображения:
а) Емкость бака должна быть 25 л. Обычно заливают порцию в 20 л, а еще 5 л емкости нужны как запас на неполный выбор топлива из-за качки, наличие некоторого количества воды от конденсации влаги, использование бензина с примесями, окалиной или откровенной грязью; необходимость доливки моторного масла (1 л на 20 л бензина). К тому же, заборный штуцер с сеткой обычно не достает до дна на 15-20 мм.
б) Разъем на моторе и на баке лучше иметь одинаковым. Владелец обычно покупает дополнительные стандартные баки, а не разнокалиберные канистры. Это избавляет от необходимости постоянно переливать бензин, часто в неудобных условиях; достаточно переключиться на другой бак. Кстати, первоначальная идея нептуновской "канистры" именно этим и объясняется.
в) Нельзя назвать удачной форму бака. Фланцы на середине его высоты портят вид, неприятны при контакте; как и горловина и ручки, заметно увеличивают габариты. В качестве свободного от этих недостатков можно назвать пластмассовый бак ПМ "Ямаха".
г) Полезно предусмотреть какой-нибудь элемент для фиксации баков в отсеке. Не помешает и простейший указатель уровня бензина.
д) Обязательное требование — герметичность в закрытом состоянии."непроливаемость" при открытом выходном отверстии.
е) К топливному шлангу претензии обычные: качество резины; производительность груши; внешний вид.
Ответ: Нового шланга и топливного фильтра пока не будет, так как нет поставщиков.
Вопрос: Когда появятся "чистый" карбюратор современной конструкции и герметичный поддон двигателя как защита от воды?
Ответ: Карбюратора лучше, чем К65Л и бензонасоса лучше, чем устанавливаемые на серийные "Нептуны", в России нет. ЦНИИТА ничего нового предложить не может. Герметичный поддон сегодня сделать не удастся — слишком много оснастки потребовалось бы переделывать.
Вопрос: Появится ли термостат в системе охлаждения?
Ответ: Проблему мы знаем и понимаем. но сделать ничего не можем — нет специалистов. нет поставщиков.
Вопрос: Что планируется сделать для снижения уровня шума?
Ответ: Бороться с шумом по-серьезному — сложная задача, которая на сегодня предприятию не под силу.
Реплика: Стоило хотя бы ввести оклейку капота поролоном или пенополиэтиленом, что заметно снижает высокочастотную составляющую шума.
Вопрос: Очень нужен упор в подвеске для мелководья, который можно было бы задействовать на нейтрали, не глуша двигатель. Его дополнительная функция — фиксация мотора при перевозке лодки на трейлере.
Ответ: Проблему приняли, будем думать. Устройство простое, в принципе его можно скопировать с импортных моторов, например. "Маринера-30".
Реплика: Нужны и дополнительные болты крепления подвески к транцу (2 шт.). Это целесообразно на лодках, с которых моторы в течение сезона не снимают. Дополнительные приливы с отверстиями на моторах 20-25 л.с. обычно размещают в верхней части подвески. Болты нужны нержавеющие, гайки — латунные самостопорящиеся.
Вопрос: Будет ли на "Нептуне" румпель и переключение реверса современной конструкции? Имеется в виду не только их внешний вид и эргономика, но и критический анализ всей кинематики исполнительных механизмов и систем. Все отечественные ПМ имеют одинаково плохо сконструированные архаичные системы управления, которые работают с большими зазорами, слабо поддаются регулировке; за ними необходимо постоянно следить; зачастую не обеспечивают четкой Фиксации требуемых положений; имеют слишком малый диапазон рабочих перемещений (поэтому в руках малоопытных водителей или при сложных маневрах, особенно при включениях заднего хода, не обеспечивают легкости управления).
Ответ: Обещать что-либо пока нельзя.
Вопрос: Необходим комплект приборов. позволяющих контролировать работу двигателя, подбирать ГВ, выбирать режимы эксплуатации. Это тахометр, датчик температуры двигателя, вольтметр, спидометр. Нужны и рекомендации завода по использованию этих приборов.
Ответ: Ведется работа с контрагентом по тахометру и термометру, необходимо довести это до серийного производства. Вольтметр и спидометр — приборы более простые. Вольтметр, контролирующий работу аккумулятора и генератора, нужен для моторов с электростартером, при наличии бортовой сети 12 В. Спидометр действительно очень важен при подборе винтов, для определения наиболее экономичной скорости (совместно с графиком расхода топлива в зависимости от числа оборотов двигателя). Для всех приборов корпуса и шкалы должен разрабатывать один дизайнер, необходима унификация посадочных мест и способа крепления, нужна подсветка.
Реплика: На приборной панели или щитке желательно иметь свободное гнездо для подключения и других потребителей 9-12 В. Это несложно, по сравнению с выпуском комплекта.
Вопрос: Сегодня в мире, кроме наших, нет ни одного мотора мощностью 20-25 л.с. с выхлопом через наклонный патрубок за ГВ. Когда появится подводная часть с улучшенной обтекаемостью? Можно ли ожидать редуктор с увеличенным передаточным отношением 1:2 вплоть до 1:2.5? Будет ли ГВ современной геометрии с креплением на валу гайкой? Стоит ли вопрос о дополнительных винтах и улучшении их характеристик?
Ответ: Нет возможностей даже для попытки что-либо делать в этом направлении. Сегодня можно лишь ставить вопрос о выпуске четвертого винта к существующим: Это "белый" винт от "Москвы-25" и "-30" с Д=232 мм, Н=250 мм, с которым "Нептун-23" показывает наилучшие результаты на лодках весом 200-250 кг.
Вопрос: Есть ли вариант мотора улучшенной модификации для поставки на экспорт? (Важны упаковка; окраска; капот; качество обработки деталей; нержавеющий крепеж; крашеный блок цилиндров; полированные ГВ; возможность перехода на фирменные масла и бензин с октановым числом 87-95).
Ответ: Возможна работа по улучшению упаковки, окраски, нового оформления капота, переходу на нержавеющий крепеж, а также дополнительной защите мотора от коррозии с помощью цинковых протекторов. На сегодня отметим, что новая форма капота и черная окраска мотора несколько осовременили вид "Нептуна". Правда, белый капот нарядно смотрится только на новом моторе, а через полгода реальной эксплуатации...