Ульяновское областное отделение Союза женщин России и Клуб "Деловая женщина" решились на ценную инициативу — проведение спортивных праздников цикла "Ретро-спорт", имеющих целью вспомнить и почтить ветеранов спорта, показать молодым спортсменам, как начинался и продолжается спорт в нашем городе Ульяновске и области. Для начала были проведены три праздника: "Ее величество гимнастика", "Ода плаванию" и "Салют, баскетбол!". Устроители хотели, чтобы эти необычные мероприятия объединили спортсменов и тренеров, помогли им в решении их проблем, напомнили о славных традициях.
С теми же целями в 1998 году 13 июня в рамках юбилея — 350-летия Симбирска-Ульяновска на Волге, 8 районе речного порта, яхт-клуба и городского пляжа был проведен водноспортивный праздник "Симбирский фарватер".
Главный организатор праздников — примечательный и очень энергичный человек, председатель Клуба "Деловая женщина" Светлана Семеновна Гаранина, юрист по образованию, подполковник милиции в отставке и одновременно самодеятельная исполнительница оперного, камерного и эстрадного репертуара. Это — жена ведущего конструктора и испытателя нашего ОАО "Волжские моторы" Юрия Гаранина, постоянного участника популярных в не столь уж отдаленном прошлом гонок на приз сборника ‘Катера и яхты".
В программе праздника: парусные гонки на яхтах и ялах, 5-мильная кольцевая гонка на судах с подвесными лодочными моторами, показательные выступления воднолыжников, массовый заплыв на открытой воде, демонстрация разработок подвесных лодочных моторов ОАО "Вол- . жские моторы" и моделей зарубежных фирм.
Было приятно вспомнить, что многие работники Ульяновского моторного завода (теперь ОАО "Волжские моторы") входили в состав сборной России и Союза, неоднократно становились рекордсменами страны по водно-моторному спорту. В отдельные годы в составе сборной РСФСР из 12 спортсменов, выступающих на чемпионатах СССР, 8 были ульяновцами. На предприятии продолжают работать несколько мастеров спорта международного класса. Это слесарь-испытатель Евгений Степанов — обладатель трех мировых рекордов скорости в классе скутеров с рабочим объемом двигателя 175 см3, выступавший на гоночном моторе ГЛМ-1, созданном на заводе. Это четырехкратный чемпион страны конструктор Константин Мартищенко: он выступал в классе глиссеров R-4 на выпускаемом нашим предприятием автомобильном двигателе. Это заслуженный тренер России Анатолий Баринов., в настоящее время — руководитель ООО "Мотор", изготавливающего поршни для самых разнообразных двигателей автомобилей, мотоциклов, снегоходов.
Активное участие в проведении праздника на Волге приняло ОАО "Волжские моторы". Несмотря на серьезные трудности, переживаемые предприятием, моторостроители продолжают работу по совершенствованию лодочных моторов и смогли кроме серийно выпускаемых "Ветерка-8" и "Ветерка-12" (с холостым ходом и реверс-редуктором) показать ряд опытных образцов моторов:
- "Ветерок-6" (дефорсированная восьмерка) — упрощенная и удешевленная конструкция с контактным зажиганием от "Нептуна-23", маховиком с чебоксарскими анизотропными магнитами НЖБ, улучшенным дизайном;
- "Ветерок-6 водомет" — водометный вариант, способный преодолевать мелководье глубиной 18 см;
- "WIND-9.9 канадский" (дефорсированный двенадцатый) с повышенными требованиями по безопасности и экологичности, разрабатываемый по заявке фирмы "Лада-Канада";
- "Ветерок-15" с рабочим объемом 250 см3 из опытно-промышленной партии (100 штук) производства 1974 г., до сих пор успешно эксплуатируемый, получавший в 80-е годы на союзных соревнованиях на приз сборника "Катера и яхты" дипломы как самый эффективный и элегантный мотор;
- "Ветерок-20" — самая последняя разработка ПМ с рабочим объемом 326см3, 3-канальной петлевой продувкой, выхлопом через ступицу гребного винта, настроенным выпуском, термостатом, глушителем шума впуска, комплектом однорычажного ДУ и др.; это модель современная и достаточно экономичная (расход топлива 6 кг/ч).
К сожалению, о серийном выпуске продемонстрированных моделей в настоящее время нельзя сказать ничего определенного: предприятие старается выжить только за счет выпуска модернизированных автомобильных двигателей для вездеходов "УАЗ" и "ГАЗ".
Две "Казанки 5М4" со спаренной установкой "Ветерков-20" приняли участие в кольцевой 5-мильной гонке в классе судов с мощностью двигателей 40 л.с. и выше. На одной лодке шли начальник КБ лодочных моторов ОГК Игорь Вихарев с испытателем Наилем Хасяновым, на другой — испытатель отдела технического контроля Николай Мягков со своим сыном, работником инструментального цеха. На старт вышел ветеран — конструктор Юрий Неткасов, выступавший на спаренной установке "Ветерок-20" плюс "Ветерок-15". Ведущий конструктор Ефим Фишбейн выступал на шведском "Архимеде-45", инженер-испытатель Камил Фаляхов со слесарем экспериментального цеха Анатолием Граниным — на "Казанке-5" с "Эвинрудом-55". На старой "Казанке" решил померяться силами со спарками слесарь экспериментального цеха мастер спорта Николай Кузнецов: на его лодке стоял "Ветерок-20". К сожалению, не смогла принять участие лодка "Днепр" с казанским "Стартом-50" — вышла из строя крыльчатка водяного насоса. Неудачно выступили неоднократные участники и призеры заводских водно-моторных соревнований — сыновья электрика экспериментального цеха Николая Карнакова на спарке с двумя "Вихрями" — капризничал один из ПМ.
Четыре круга в районе городского пляжа первыми преодолел экипаж конструкторского бюро лодочных моторов (№11) на двух " Ветерках-20"; скорость победителя на мерном участке составила 45 км/ч. Второй пришла лодка с "Ветерком-20" и "Ветерком-15". третьей — с "Архимедом-45". Четвертым на финише был "Ветерок-20" на "Казанке".
Главным судьей был мастер спорта международного класса К. Мартищенко Большим успехом у зрителей пользовалась лодка "Казанка-6" с установленным на ней мотонасосом "Свияга", выпускаемым ОАО "Волжские моторы" на базе двигателя "Ветерок-8". Перемещаясь и поворачиваясь около берега от реактивного действия струи мотонасоса, лодка поливала изнывающих от жары на берегу горожан.
Кроме водно-моторной гонки были проведены соревнования по гребле на ялах-"шестерках": мужчин — на дистанции 1500 м, женщин — 1000 м. В составе команды-победительницы был целый ряд мастеров спорта и мастеров спорта международного класса — победителей кубка мира 1997 г. и чемпионов России 1998 г.
Парусные гонки яхт проводились в классах "полутонник" и "четвертьтонник".
В массовом заплыве на 100 м приняли участие 22 человека.
Победителям и призерам соревнований вручались ценные подарки, предоставленные спонсорами: ОАО "Волжские моторы", Водоканал и др. Главный приз соревнований — лодочный мотор "Ветерок-8", выделенный ОАО Волжские моторы", по решению членов оргкомитета праздника был передан детско-юношеской спортивно-технической школе ОСТО для использования в работе по подготовке сборной команды области по морскому многоборью.