Раньше, пока тяжело не заболел муж. на рыбалку они всегда выходили вдвоем. Тогда и захватила ее накрепко эта сладкая рыбацкая страсть. Теперь с тяжелой лодкой приходится управляться одной. И малька для наживки в любой ветер надо суметь наловить, и с якорями приходится намаяться. Но главный бог на рыбалке — старенький "Вихрь". Закапризничает или хуже того — сломается, и придется, если никто не подберет, "хлюпать" металлическими веслами полтора-два десятка километров до дома.
Может быть ее "Крым" и не совсем удобен для долгого сидения с зимней удочкой наперевес, но она привыкла Поменять его на новую удобную лодку с надежным мотором уже никогда не сможет. Не на что. Да и вообще за последние годы на стоянке не появилось ни одной новой лодки! Иногда перепродаются старые — теми, кто не выдерживает борьбы за выживание, вынужден расстаться с любимым увлечением. А ведь здесь большинство — рыболовы.
Специальных рыболовных лодок с мудреными приборами Надежда никогда не видела. В соревнованиях по ловле не участвовала, хотя, полагаясь на свой опыт и чутье, наверное, могла бы добыть не последний трофей. Только с каждым годом его вес все меньше. В редкий выход не зацепишь тяжелой мормышкой браконьерскую сеть. Озеро на глазах скудеет. Как остановить это. она не знает, но свою дальнейшую жизнь без обимого увлечения не представляет.
Увлечение рыбной ловлей — явление национальное. В 70-е годы только организованных рыболовов-любителей у нас в стране насчитывалось свыше 2.5 млн.. а "неорганизованных", по грубым прикидкам, было на порядок больше. И сейчас армия рыболовов оккупирует берега пригородных речек. Но для настоящей рыбацкой удачи необходима лодка. Рыбачат у нас с дощатых лодок местных типов, с "фофанов" и "шпонок", "Пелл" и надувнушек. байдарок и даже водных велосипедов. Популярна и "дюралька" — моторная лодка серийного производства. Именно быстроходная — глиссирующая — моторная лодка! Ведь мотор — гарантия скорости и надежного возвращения даже при ухудшении погоды, это настоящая свобода выбора места ловли. Не приходится затрачивать драгоценное время и силы на работу веслами. Можно быстро добраться даже до сравнительно далеко расположенного облюбованного, водоема... Подойдите к любой отходящей от причала моторке — почти в каждой вы увидите как минимум простую удочку. По статистике ГИМС, например, на главной реке России 50-55% всех промышленных моторок и сегодня используется исключительно для выходов на рыбалку.
Так можно ли, говоря о проектировании и выпуске мотолодок, сбрасывать со счетов — не учитывать счетов — специфические интересы столь многочисленной части судоводителей-любителей?
Знаменитое постановление Правительства СССР (1969 г.) об увеличении выпуска лодок, катеров и моторов, которое дало мощный толчок промышленному развитию всего нашего малого флота, оказалось реальным благодаря в первую очередь человеку с удочкой. Ежегодно пополняющие малый флот 150 тыс. лодок (не считая надувных!) тогда в основном и покупались с главной целью отдохнуть на рыбалке. Но как раз универсальная прогулочно-туристская мотолодка тех лет и оказалась к требованиям рыболова малоприспособленной.
На страницах "КиЯ" тех лет не раз обсуждалась проблема специализированной рыболовной лодки (см. например, №58, 1975 г.). С необходимостью выпуска именно таких лодок соглашались тогда и ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, и головное ЦКБ "Нептун", и Общество охотников и рыболовов (№63, 1976 г.).
Но раскрученный маховик индустриального забюрократизированного монстра не позволил гибко перестроить ассортимент выпускаемых лодок. Нацеленная на количество и дешевизну продукции промышленность отвлекаться "на частности" не захотела. За все эти годы можно припомнить только одну модель, специально предназначенную для рыбаков-любителей: это была "Сарепта-Р" Волгоградского судостроительного завода. Только и она сколько-нибудь крупной серией не пошла...
Идея рыболовной лодки, которая, по мнению многих специалистов, могла бы, как паровоз, потянуть развитие индустрии отдыха на воде, была провалена. А вслед за этим по целому ряду причин и "золотой век" нашей массовой лодки покатился к закату.
О сегодняшнем положении наших бывших судо- и моторостроительных гигантов без горечи говорить нельзя. Большинство из них стоит или в лучшем случае выпускает за год прежнюю месячную программу. И с большим пессимизмом смотрит в завтрашний день, не видя ми экономических предпосылок, ни большой национальной идеи, способной оживить рынок и сдвинуть наш малый флот с мертвой точки.
Упомянутое постановление 1969 года было директивным толчком к развитию этого флота. При новых же рыночных отношениях ни приказом, ни постановлением ничего не сделаешь вообще. На что же надеяться? Новая национальная идея? Возможно ли сегодня такое?
Информация об изображении
Образец "пакетного" варианта продукции, рекламируемый фирмой "Hydra-Sports"
Опыт зарубежных стран, в первую очередь США, подсказывает, что "да". И это — массовое любительское рыболовство, возглавляемое профессиональным рыболовным спортом. В последней публикации "Странички рыболова" "Большеротая эпидемия" ("КиЯ" №162) мы начали знакомить наших читателей с этим поначалу — чисто американским феноменом и. как обещали, теперь продолжаем тему. Тем более, что некоторым читателям рассказанное нашим американским корреспондентом показалось фантазией. Были и упреки в адрес редакции, которая гораздо чаще писала о любительском морском лове, чем об организованном рыболовстве на пресноводных внутренних водоемах США. Постараемся учесть и эти замечания.
Образец "пакетного" варианта продукции, рекламируемый фирмой "Hydra-Sports"
Говоря о национальной идее, предвидим и сомнения, и огульные, с места в карьер, возражения типа — у нас такое невозможно. для сегодняшнего бедственного положения страны это и нереально, и неактуально. Однако рискнем предложить другое. Отбросим "невозможно" и попробуем спроецировать американскую реальность на свое будущее. (Кстати сказать, ведь очень многое из того, что уже стало нашим настоящим, вчера тоже считалось абсолютно невероятным!)
Давайте для начала подчеркнем то общее, что сразу можно обнаружить, сравнивая условия двух великих стран. Главное — это наличие великолепной базы. Во-первых, это обилие подходящих для широкого развития рыбной ловли водоемов. Внутренние пресноводные воды СНГ состоят из рек протяженностью 3 млн. 400 тыс. км. а площадь наших озер и водохранилищ составляет 21 млн.га. Во-вторых огромная армия рыболовов-любителей. Отметим попутно и примету последних лет: для состоятельного любителя, а таких — все больше, стало доступным и самое современное зарубежное рыбацкое оснащение: от сверхпрочной японской лески до легчайших углепластиковых спиннингов от "Дайвы".
Хотим мы этого или нет, но и среди наших любителей появился целый клан "профессионалов", которые ловлей (в том числе запрещенной) стремятся заработать на жизнь. Другое дело, что в реальный заработок такой рыболов может превратить только выловленную рыбу, а никак не завоеванный в соревнованиях приз (за рубежом чаще всего весьма солидный — не в одну тысячу долларов!).
Было бы утопией, подчеркивая общее, закрывать глаза на серьезное различие в качестве "сырьевой базы". В принципе никакая рыбалка невозможна без реальной перспективы "найти и поймать!". К сожалению, у нас на многих заманчивых с первого взгляда водоемах рыбы просто нет. Она уже давно перестала быть "даром природы", но многолетние попытки сохранить и тем более преумножить рыбные запасы с расчетом на массовый вылов рыбхозами (разумеется — сетями) ни к чему не привели. Зарыбление водоемов по продовольственной программе толстолобиком, карпом, пелядью народному столу мало что принесло. Лицензионный лов рыбы, практикуемый робко и лишь в самое последнее время, когда "за страсть надо платить", применяется в основном для элитной рыбалки.
Чистый и рыбный водоем — стоит очень дорого! Так откуда же взялись такие водоемы в Америке? Их американцы создали своими руками.
Здесь уместно напомнить то, что рассказывал А. Великанов об американском большеротом окуне. Bass — основной объект массового любительского рыболовства в США, его слава и гордость. Благодаря своей активности, неуемному охотничьему азарту, силе и плодовитости этот хищник представляет исключительный интерес для зарыбления с расчетом на спортивное и любительское рыболовство.
Имея своей родиной Великие озера и бассейн Миссисипи, большеротый хищник проявил удивительную "уживчивость" на новых местах. Охотно селится как на юге. так и на севере, например, уже прочно обосновался в Канаде, которая так похожа на Россию! Был бы пресноводный водоем с чистой и небыстрой водой богат растительностью. Живет он в зарослях на глубине 2-5 м. нерестится весной, а наибольшую активность в поисках добычи проявляет при t воды 14-18°С. Растет быстро и достигает 10 кг веса и метрового "роста"!
Охотится "басс" днем и ночью. Основной снастью на окуня служит спиннинг со всевозможными блеснами, мушками, снасточками и т.д. И ловят его не с берега, а как правило, со специальных соответственно оборудованных "окуневых" лодок.
Американский окунь-большеротик перешагнул национальные границы, с успехом распространяется в Южной Америке, в Африке, а теперь уже быстро завоевывает и Европу. Он вполне мог бы стать той "золотой рыбкой", которая способна увести нас от "разбитого корыта". У тех же американцев уже существуют правительственные программы помощи другим странам в зарыблении перспективных водоемов этим волшебным окунем. Обычно это делается через комитеты по туризму. Вложенные средства с приходом вслед за окунем всей рыболовной инфраструктуры довольно быстро окупаются, что и позволяет находить инвесторов.
Сегодня жизнеспособно лишь то, что на волне массового увлечения может предоставить новые возможности для возникновения и развития бизнеса, нацелено на интересы развивающегося среднего класса. Нужен новый поворот темы. Смогли же, например, в Саратове привлечь внимание к парусным соревнованиям — найти спонсоров, рекламодателей, превратить рядовую регату в яркое зрелище.
Доступность современного технического оснащения преобразила многие увлечения, дала им вторую жизнь. Посмотрите на горные лыжи, теннис, парусную доску, мотонарты и гидроциклы. При нашей общенациональной нищете те же автомобили перестали быть роскошью, на них уже стало негде ездить, некуда ставить.
В богатых морских магазинах наших "столиц" уже стали появляться первые специализированные рыболовные лодки. Японцы очень серьезно оценивают перспективы нашего любительского рыболовного рынка, а западный ботинг уже выжидательно смотрит на его потенциальные возможности. Неужели отечественная промышленность упустит этот шанс? Ведь если даже не учитывать чисто личное рыболовное оснащение участников (спиннинги, лески, катушки, блесны и т.д.), область тяжелой "артиллерии" рыболовов-спортсменов уже напрямую затрагивает интересы индустрии малого флота: это не только сами рыболовные лодки, но и их оборудование, специальные подвесные моторы, приборы, трейлеры, причалы и т.д.
От национальной идеи к правительственной программе будет необходим следующий шаг. И министерство по туризму и спорту могло бы сказать свое слово. Зачинателями могли бы стать мегаполисы — появление в нескольких пригородных водоемах этого желанного американского гостя и соответствующего оборудования и обустройства сразу привлекло бы и профессионалов, и новый класс любителей. Перспективен был бы и Север, в первую очередь — богатые нефте- и газоносные области с рыбными озерами и реками.
Словом, главное начать. А для того, чтобы читатель лучше представлял, о чем идет речь, снова обратимся к американскому опыту. Привлечь к нему внимание — в этом состоит главная цель нашей публикации.
Рыболовы - за окунем!
В США по числу любителей рыбалка (общая численность рыболовов оценивается в 60 млн. чел.) оставила далеко позади игру в гольф (24 млн. чел.) и теннис (17.3 млн. чел.). Согласно статистике, каждый пятый американец хоть раз в год. но выезжает на рыбалку.
Ловцы окуня — наиболее массовая среди рыболовов "партия": их не менее 30 миллионов! Они есть практически в каждом штате. Общество любителей окуневого лова — BASS (Bass Anlers Sportsman Society) насчитывает более чем 600 тыс.членов. Журнал "Bassmaster" имеет более 4 млн., а газета "Bass Times" — более 245 тыс. читателей. Воскресные телепередачи Bassmaster на канале TNN смотрят обитатели миллиона американских домов.
Чемпионаты по ловле окуня стали движущей силой развития окуневой индустрии, которая сейчас характеризуется ежегодным оборотом ни много ни мало 40 млрд. долл. Старейший в стране и наиболее прибыльный многоэтапный рыболовный чемпионат создает своих героев, а они, в свою очередь, формируют покупательские предпочтения среди армии окуневых рыболовов-спортсменов.
Профессиональные ловцы окуня пересекают страну вдоль и поперек, чтобы показать себя на том или ином соревновании. Их чествуют как рок-звезд, у них есть многочисленные фан-клубы, они получают до миллиона долларов в год от спонсоров и в виде гонораров за публичные выступления.
Кто же они, эти заядлые рыболовы? Статистический анализ подписчиков окуневой прессы показывает, что типичный "окунеман" имеет возраст около 42 лет, женат, а его годовой доход порядка 60 тыс. долл. Обычно в его "арсенале" не менее 12 спиннингов, специальная "окуневая" лодка с мощным ПМ и трейлером и четыре комплекта снастей, которые он обновляет или совершенствует не реже, чем раз в два месяца. Примерно 93% любителей посвящают рыбалке каждый выходной, причем 60% — при этом выезжают за пределы своего штата. Вот почему так необходим лодочный трейлер, не говоря уже об автомобиле!
BASS имеет 2700 местных организаций в 47 штатах США. а также в Японии. Зимбабве. Канаде. Италии и Пуэрто-Рико. Почти 114 тыс. любителей собрала в 1996 г. специализированная выставка BASS Masters Classic в Бирмингеме (шт. Алабама).
Главная причина, по которой этот вид спорта имеет такой огромный долларовый оборот, состоит в том, что в нем, как правило, используется исключительно разнообразное, многочисленное и дорогостоящее оборудование и снаряжение.
"Окуневая" лодка. Участники турниров BASS помогли выработать оптимальную на сегодня конструкцию специализированной окуневой лодки, без которой абсолютно невозможно рассчитывать на успех в соревнованиях. Чтобы удовлетворить их требованиям малой осадки (для плавания по мелководью) и очень высокой остойчивости (для свободы перемещений рыболова в пределах лодки), такие лидеры индустрии, как Ranger boats (шт. Арканзас) отошли от круглоскулых и валких прототипов и перешли на выпуск пластиковых быстроходных лодок с площадками для забрасывания спиннинга в носу и в корме, причем настолько остойчивых, что рыболов может даже встать на планширь, не опасаясь перевернуться. Приподнимающиеся гидравлические поворотные сиденья обеспечивают удобное положение тела и хороший обзор. Встроенный садок для рыбы позволяет сохранить улов в живом виде. Вспомогательный электромотор помогает удерживать лодку против ветра и течения и маневрировать на выбранном месте лова, не запуская основной двигатель. Предусмотрены водонепроницаемые рундуки для хранения удилищ и рыболовных снастей. Дно самоотливного кокпита горизонтально и ничем не загромождено.
Порядка 60% профессиональных рыболовов, сертифицированных BASS, пользуются подвесными моторами Mercury или Mariner, после них наибольшей популярностью пользуются Evinrude, Johnson и Yamaha.
Электроника. Совершенно необходимы эхолоты и рыболокаторы, оснащенные источником проблескового огня, регистрирующим устройством и самописцем, а также микроэлектроникой по последнему слову техники. Многие рыболовы, чтобы найти наилучшее для лова место, используют приборы, измеряющие процентное содержание в воде кислорода, водородный показатель, освещенность и температуру.
Спиннинги. Большинство профессионалов или серьезных любителей окуневого лова имеют при себе шесть-семь спиннингов, которые используют в зависимости от условий акватории и с разными блеснами. Сегодняшние спиннинги весят в несколько раз меньше, чем 15-20 лет назад, некоторые из них даже легче, чем наручные часы. Значительно усовершенствована конструкция катушки, что облегчает забрасывание.
Блесны. Для окуневого лова выпускаются тысячи блесен самых разнообразных форм и расцветок. В отличие от допотопного крючка с червяком, все они что-нибудь "делают" в воде. Движение, шум, цвет, яркость — все имеет значение для поклевки. Леска — тоже принципиально важный элемент. Учитывается ее прочность, ‘память", стойкость к истиранию, упругость на растяжение и видимость ее в воде.
Как это все начиналось?
В 1968 г. основатель BASS Рей Скотт провел первый национальный чемпионат среди "профессионалов" на озере Бивер (Арканзас). Однако он остался недоволен тем, что событие не получило освещения в прессе, принял соответствующие меры, и следующий чемпионат BASS Master Classic 1971 г. на озере Мед (Невада) стал поворотным в истории окунемании.
Если место первого чемпионата до последнего момента хранилось в тайне даже от участников, то теперь расписание серии "чемпионатов мира по окунеловству" объявляется "под фанфары" на всех перекрестках Многие города соревнуются за честь принять чемпионат (и за денежные субсидии).
Рей Скотт превратил процедуру взвешивания улова на главных встречах сезона в зрелищное шоу, которому позавидовал бы многие политики и звезды эстрады. На этих шоу присутствуют бывшие президенты США, знаменитые певцы, устраиваются "светопреставления" с лазерными спецэффектами, фейерверком и акробатическими номерами, а однажды сам Скотт даже выехал на слоне. Взвешивание проходит на глазах у тысяч болельщиков обычно под крышей какого-нибудь дворца, куда участники въезжают торжественной процессией на своих сверкающих лодках, разумеется установленных на трейлеры Если в 1971 г. призовой фонд составлял всего 10 тыс долларов (победитель получал все), то теперь чемпион BASS Master Classic может получить до миллиона чеками.
Отдельно проводится чемпионат мира. Обычно он занимает три дня. в которые напряженно соревнуются друг с другом 40 лучших ловцов окуня со всего мира. Победитель помимо громкого титула получает 100 тыс. долл., остальные участники по 30 тыс. долл. Жизнь чемпионов в корне меняется Их донимают собиратели автографов, репортеры. Бизнесмены предлагают заманчивые контракты и свое спонсорство.
Во время "Недели Classic" рыболовы соревнуются на однотипных лодках с одинаковыми моторами, приборами и т.п. Каждый день ранним утром 40 "окуневых" лодок Ranger буксируются к спусковому слипу на трейлерах Chevrolet с участниками на борту, проезжая по улицам, усыпанным толпами зрителей в сопровождении полицейского эскорта. К каждому участнику прикрепляют по одному представителю прессы. В конце дня вся процессия тем же порядком возвращается к месту взвешивания, заполненному до отказа зрителями.
На ярмарках Classic Outdoor Shaw, которые устраиваются силами примерно 500 предприятий отрасли, спонсоров и 300 печатных органов, ловцы окуня могут купить новейшие блесны, снасти и лодки.
Спонсоры Ирвин Джекобс, финансист и глава Genmar Holdings — третьей по величине корпорации, производящей спортивные суда, потратил значительно больше миллиона долларов на то, чтобы рыболовы, помимо улова, приносили домой чеки на круглую сумму. Он владеет также компанией Operation Bass, которая уже два года проводит национальные турниры по окуневому рыболовству и выплатила победителям семи турниров 1996 года в обшей сложности 3.1 млн долл. Но это только начало. Он мечтает поставить дело действительно на профессиональную основу, чтобы участники рыболовных чемпионатов имели тот же статус и такие же счета в банках, что и профессиональные гонщики на катерах. Учитывая все растущую численность рыболовов, проект вполне реалистичен. "Настанет день, когда дневной оборот этого вида спорта достигнет миллиона долларов", — сказал Джекобе. Для него это не заоблачные мечты. Он владеет 12 компаниями, которые поставляют на рынок США около 20% всех лодок. Компании холдинга, включая Ranger Boats и Wellcraft and Hatteras. дали в прошлом году доход от продаж 620 млн. долл.
Перспективы перевода окуневого рыболовства на профессиональные рельсы становятся все реальнее. Победителей будет знать весь мир, спрос на оборудование, которым они пользуются, возрастет, и Джекобе, как и другие бизнесмены, продаст больше лодок и оборудования.
Чемпионаты BASS спонсируются крупнейшей американской сетью розничных магазинов K-mart, которая выплатила победителям 18 соревнований 1996 года 4 млн. долл. Национальные турниры спонсирует другая сеть розничных магазинов — Wal-Mart, причем обе организации стараются, чтобы даты встреч не совпадали и рыболовы могли принять участие в каждом из соревнований.
В общей сложности на территории США проходит ежегодно порядка 50 тыс. таких соревнований. Даже небольшие клубные турниры вызывают интерес не только у местных жителей, но и у спонсоров. И это понятно, ведь лодки, которые они предоставляют участникам, показывают по локальной сети кабельного телевидения.
По словам Боба Спраггинса, директора Арканзасской ассоциации окунеловства, спонсорством занимаются не только фирмы. производящие лодки и снасти, но и рестораны, авиакомпании, нефтехимические предприятия, обувные и пивные заводы. Спонсоры помогают участникам таких турниров материально — ведь каждому нужно заплатить вступительный взнос в размере 1250 долл. на каждый из пяти ежегодных турниров. В одном из традиционных чемпионатов, вступительный взнос еще больше — 2500 долл., хотя здесь участники, занявшие последние места (с 46-го по 75-е) получают свой взнос обратно. Профессионалы, участвующие в серьезных соревнованиях, имеют при себе (и, естественно, демонстрируют) снаряжение на сумму в 50-60 тыс. долл. Только полностью оснащенная "окуневая" лодка стоит порядка 25 тыс. долл. От спонсоров АВА не только получает лодки бесплатно; с их помощью она проводит научные исследования в области рыбоводства, содержит колледж для обучения рыболовов, проводит различные мероприятия по охране окружающей среды в разных штатах.
Возможный рынок. По мнению Боба Спраггинса, сейчас рынок отчетливо разделился на два сектора. Один — производство снаряжение для профессионалов, которым важна не столько цена, сколько эффективность, и второй — снаряжение для огромной массы любителей и новичков, которые, как правило, стеснены в средствах. Однако ни одна из этих категорий рыболовов не удовлетворится допотопным 4-метровым алюминиевым джонботом. Даже самым невзыскательным покупателям нужны кое-какие "прибамбасы".
Своего рода "кадиллаком" среди "окуневых" лодок считаются Ranger boats. А началось все 30 лет назад, когда речному лоцману Вудсу из Арканзаса надоело целыми днями просиживать в неудобной плоскодонке и он построил своими руками по собственному проекту новую лодку. Вскоре и другие лоцманы захотели иметь такие же лодки. Так и образовалась компания Ranger Boats. Вторым по значимости производителем является отделение рыболовных лодок Outboard Marine Corporation (ОМС). Высшие ступени в рыночной иерархии занимают такие их серии, как Stratos Pro Elite, Javelin ТЕ и Hydra Sports Lightning. Впрочем, достаточно хорошо продаются и лодки ОМС для новичков.
Покупатели обеих категорий хотят получить за свои деньги достойный товар. Всеобщий интерес к окунеловству и различия в конкретных условиях лова заставляют производителей искать новые решения, а самих рыболовов — предлагать бесконечные вариации и модернизации своего детища. Поэтому Ranger Boats, продающая в год по 6 тыс. судов, предлагает клиентам уже 12 различных моделей "окуневых" лодок. На открытых акваториях рыболовы предпочитают иметь более мореходную лодку длиной не менее 6 м. но там, где ость какие-либо ограничения проходимости, им требуется лодка меньших размеров. Пожалуй, наибольшей популярностью пользуются лодки длиной 5.5 м.
Существуют и некоторые национальные особенности рынков. Японцы тоже заядлые рыболовы, "окуневые" лодки в этой стране фигурируют даже в числе призов национальной лотереи. Специально для японского рынка Ranger Boats выпускает лодки желтого и пурпурного цветов, которые в США считались бы несколько странными. В соответствии с национальными правилами сюда поступают лодки только с металлическим бензобаком. Лодки компании Ranger пользуются также немалой популярностью в Южной Африке, Южной Корее, Бразилии. По конструкции все они одинаковы.
Сейчас в США уже не так много строителей "окуневых" лодок, как раньше. В 70-е годы в Теннеси их строили чуть ли не на каждом углу. Многие мелкие компании со временем были поглощены крупными, такими как ОМС, не выдержали конкуренции и закрылись. Тем не менее и сейчас сохранилось немало независимых компаний.
Продукция Ranger — самая дорогая, но существуют и гораздо более дешевые лодки, которые продаются за 15-16 тыс. долл. в комплекте с мотором и трейлером. С конца 70-х годов такие "пакетные" модели предлагает одна из старейших "окуневых" компаний — Tracker Marine. Такие покупки удобны тем, что рыболову но нужно задумываться, соответствует ли мощность мотора корпусу, а диаметр винта — мощности мотора, "впишутся" ли обводы лодки в трейлер. Все тщательно продумано и подогнано — можешь садиться и сразу отправляться на рыбалку. "Пакетный" подход быстро завоевал широкую популярность о США. Несколько позже появились отдельные проекты лодок для пресной и для соленой воды.
Даже такой стойкий приверженец алюминиевого судостроения, как Tracker, "коньком" которого на протяжении тридцати лет были плоскодонные алюминиевые лодки, приступил к выпуску стеклопластиковых лодок со сложными обводами. Эти лодки (наиболее популярные модели Bass Tracker и Nitro) компания успешно продает в Канаде Японии, Бразилии, Австралии, Новой Зеландии, в странах Скандинавии, Западной и Восточной Европы. Судя по динамике продаж лодок фирмы, любительское рыболовство как вид отдыха стремительно набирает обороты за пределами США. В Мексике и Бразилии открыты для рыболовства озера, в которых попадаются окуни просто огромных размеров. Это результат усилий правительств этих стран, которые развели окуней в озерах с целью развития туризма.
В ближайшее время компания намерена увеличить свой экспорт в азиатские страны, а затем в страны восточной Европы и Россию.
По мнению уже не раз упоминавшегося Спраггинса. за последние несколько лет только два фактора отрицательно повлияли на "окуневую" индустрию. Первый — так называемый "Десятилетний финансовый план", согласно которому покупатель может приобрести лодку с рассрочкой на 10 лет и даже с "нулевым" первым взносом. Конечно, это привлечет новых покупателей, но в то же время означает, что они будут "привязаны" к одной и той же лодке целых десять лет, а может быть и всю жизнь. Второй удар нанесли экологи. Они никак не могут понять, что рыболовы как раз больше всего и заинтересованы в соблюдении чистоты рек и озер. Более тою, многие турниры проводятся по принципу "поймал, взвесил и отпустил".
И все же "окуневая" индустрия развивается. Она уже стала частью американского образа жизни.
Джон Моррис открыл свой первый магазин принадлежностей для лова окуня в Спригфилдс (шт Миссури) в 1972 г., имея за душой только пару неплохих идей да трейлер, набитый рыболовными принадлежностями. Сейчас этот магазин — достопримечательность "номер 1" штата Миссури. Магазин обслуживает 4 млн посетителей в год, включая туристов, прибывающих и город на автобусах (4000споцройсов в год).
В прошлом Джон был выдающимся рыболовом, участником многих турниров, и сохранил острый интерес к современной высокотехнологичной рыболовной оснастке. Он понял, что нет и не может быть одного поставщика, поскольку оснастка постоянно совершенствуется. Особенно — разнообразная оснастка, ориентированная на растущую армию окунеловов, которые требуют высокого качества по умеренной цене. Тогда-то он и решил открыть сеть магазинов Bass Pro Shops. Эти магазины BPS начали торговлю по каталогам в 1974 г. Первый каталог предлагал 1500 наименований товаров, причем были включены только лучшие по качеству изделия. К 1978 г. каталог стал включать в себя и рыболовные лодки фирмы Tracker. Сейчас BPS стал крупнейшим в мире дилером, предлагающим продукцию 10 лучших производителей. Каталог расходится тиражом 40 млн. экз. в 65 странах усилиями 3600 служащих и агентов фирмы. И это без всяких рыбацких преувеличений.
А в 1981 г., когда открылся выставочный зал Outdoor World (Мир за порогом) в штаб-квартире BPS, он стал туристской Меккой. Площадь зала 28 тыс.кв.м. Посетитель оказывается в особом мире, где с четырехэтажной высоты по настоящим скалам низвергается самый настоящий водопад, несколькими бурлящими потоками вода поступает в огромный бассейн (290 тыс. литров), полный окуней наиболее распространенных в Миссури видов — Wanda и Gerty. Здесь же фантастический музей дикой природы, экспозиция истории рыболовства с выставкой новейшей техники.
Достаточно сказать, что выставка рыболовных лодок, понтонов и моторов по размаху не уступает Лондонской бот-шоу. Мощные катера установлены на вращающиеся платформы.
Здесь же проходят региональные выставки-ярмарки, которые привлекают дилеров со всей страны. В прошлом году на ярмарку Spring Classic собралось около 175 тыс посетителей, а на ярмарку Bass Madness — 75 тыс. В каждой из выставок принимает участие порядка 60 крупных фирм-экспонантов. Только в области лодок для пресноводного рыболовства BPS поддерживает такие известные марки, как Tracker, Nitro, Maxum и Fisher.
Подразделения BPS открываются в Чикаго, Нэшвилле, Далласе. Специальная программа BPS транслируется 400 радиостанциями. Компания издает собственный журнал и ведет телепередачу на канале TNN. Разумеется, у нее есть своя страничка в Интернет (www.basspro.com).