В каждом номере японского журнала "Казн" несколько страниц отводится постоянному разделу "Каталог моих любимых лодок", ведет который обозреватель техники и художник Тадами. И надо сказать, Тадами выбирает для своего "каталога" действительно очень интересные яхты и катера.
Так, в майском номере 1992 г. была представлена небольшая — 10-метровая — и очень любопытная американская стеклопластиковая яхта, рассчитанная, судя по всему, на непродолжительные круизы по относительно теплым и спокойным — закрытым морям и заливам.
Необычны и обводы корпуса яхты "Манта-Клиппер", и ее вооружение с А-образной двуногой мачтой.
Перед нами попытка соединить в судне малых размерений преимущества классической яхты и парусного тримарана. избавившись от таких его "недостатков" , как большая общая ширина и сложность обеспечения прочности конструкции. То что получилось, по обводам в какой-то мере напоминает быстроходный катер-тримаран с близко расположенными к основному корпусу и несколько сдвинутыми в корму острыми спонсонами.
Относительно узкий (с большим отношением L/B) корпус соединен развитым обтекаемым мостом с едва касающимися воды острыми и узкими поплавками-спонсоиами. Длина этих спонсонов не превышает 0.5-0.6 длины яхты по КВЛ, а водоизмещение существенно меньше, чем боковых корпусов "обычного" тримарана. Даже при незначительном крене наветренный поплавок-спонсон выходит из воды, а подветренный, погружаясь, начинает препятствовать нарастанию крена. Благодаря этому конструкторам удалось обеспечить высокую остойчивость "Манты" при гораздо меньшем, чем обычно, весе балласта и без существенного ухудшения ходовых качеств яхты. "Манта" даже при свежем ветре идет без большого крена.
Любопытна и компоновка — общее расположение яхты. В основном корпусе остались только двуспальная койка в форпике, койки-рундуки в носовой "спальной" каюте, камбуз, санузел и шкафы для "мокрой" и береговой одежды. Обычно занимающий много места салон с общим обеденным столом вынесен в кокпит, получившийся очень просторным благодаря тому, что продольные диваны-рундуки по его краям расположены уже не в основном корпусе, а на конструкциях моста. При ухудшении погоды кокпит закрывается быстро раздвигающимся от продольной балки в ДП тентом. Считается, однако, что закрывать кокпит придется нечасто и днем он будет основным местом пребывания пассажиров.
Сделано все, чтобы и на ходу работающий с парусами экипаж как можно меньше мешал отдыхающим пассажирам. Развивая идею максимально надежной и простой в управлении яхты, конструкторы Гари Хойт и Эверетт Пирсон существенно видоизменили всю систему парусного вооружения, хотя, казалось бы, применен обычный вариант — бермудский шлюп с высоким узким гротом и топовым стакселем.
Установлена двуногая А-образная мачта с тремя поперечинами. Сами по себе двуногие и даже треногие мачты — далеко не новость. Применяли их (правда, по различным соображениям) и на боевых кораблях с прямым вооружением. и на парусных плотах, и на многих малых судах. Главное преимущество двуногой мачты — надежность, возможность избавиться от сложной и тонкой системы из вант, краспиц и ромбовант, частые повреждения которой нередко служат причиной серьезных аварий, включая поломку мачты и потерю управляемости.
Упрощается и конструкция рангоута, и конструкция корпуса. Не нужно подкреплять крышу рубки; ноги мачты встают на палубу у самых бортов, где гораздо проще обеспечить прочность узла. Нет пяртнерса с его опасностью водотечности. Проще сделать мачту заваливающейся, упрощаются ее установка и снятие. Благодаря тому, что под палубой колонны мачты (или пиллерса) нет, становится проще и планировка помещений.
Отказавшись от традиционной системы со стоящей в ДП мачтой, к которой примыкает передняя шкаторина грота, конструкторы сделали работу главного паруса более эффективной — избавились от вредного влияния сбегающих с мачты вихрей. Грот поднимается по трубке с ликпазом, что позволило применить самую простую и удобную систему взятия рифов, аналогичную "привычной" закрутке стакселя.
Итак, бегать по яхте не нужно — уборка и постановка парусов производятся из передней части кокпита, куда выведены все ходовые концы, стопора и лебедки. Здесь же расположены штурвал и навигационные приборы. Погон гика-шкота размещен на поднятой выше крыши кокпита кормовой его раме. Погон стаксель-шкота расположен на той же высоте, но на нижней перекладине мачты. Таким образом. при смене галса ничто не нарушает покоя пассажиров.
В итоге получилось довольно комфортабельное — при сравнительно небольших размерениях, рассчитанное на управление малочисленным экипажем судно.
Авторы проекта приводят любопытную таблицу: они сравнивают "Манту" по всем возможным показателям с имеющими ту же длину (34 фута) однокорпусной яхтой и классическим многокорпусником. И выходит, что "Манта" имеет 28 плюсов и только один минус — поведение в открытом море — на волне и при сильном ветре. Напомним, однако, что на эти суровые условия ее и не рассчитывали! Однокорпусная яхта имеет 11 плюсов и 3 минуса, а многокорпусник — 15 плюсов и 7 минусов.
Во всяком случае, оригинальность проекта "Манты" заслуживает самой высокой оценки — не зря же на нее обратил внимание Тадами.