Началось это сотрудничество тридцать четыре года назад — в начале далекого 1964 года. Самостоятельной редакции "КиЯ" еще не существовало. Журнал тогда еще не был ни журналом, ни "периодическим сборником", а издавался "Судпромгизом" как обычная книга — "альманах". И вот, когда составитель "КиЯ" Виктор Иванович Лапин пришел заключать договор на второй его выпуск, он привел в издательство своего нового друга и потенциального автора — яхтенного капитана Григория Новака. Его настоятельно рекомендовал привлечь к работе над "КиЯ" адмирал Ю.А. Пантелеев, дав такую краткую, но очень точную характеристику: "Морское дело знает досконально, хватку имеет, писать может — выпустил в "Воениздате" книжку по борьбе за живучесть".
При обсуждении плана рукописи Григорий Михайлович обещал подготовить для нового выпуска что-то вроде практических советов по подготовке дальних плаваний. И выполнил обещание точно — день в день — в указанный срок. И эта верность слову была характерна для всей его последующей многолетней и плодотворной работы как одного из ведущих авторов "яхтенного" раздела, как активного члена общественной редколлегии (начиная с 1973 г.), как штатного сотрудника редакции (начиная с 1982 г.). Эта первая его публикация (написанная в соавторстве с другом — штурманом Б. Мордвиновым) была напечатана в 3-м выпуске "КиЯ", вышедшем в октябре того же 1964 г.
А после этого было свыше 30 публикаций, подписанных Г. Новак, Г. Мариупольский, Г. Усов, М. Гринов, и бесчисленное множество никак не подписанных кратких заметок по морской практике, сообщений о соревнованиях и жизни яхт-клубов, полезных мелочей.
Богатый опыт моряка Григорий Михайлович щедро передавал другим и как автор-составитель или научный редактор доброго десятка книг. Достаточно упомянуть только два бестселлера, заслуживших в стране самую широкую известность: "300 советов по катерам, лодкам и моторам" (общий тираж 420 000 экз.) и "Справочник по катерам, лодкам и моторам" (общий тираж 150 000 экз.).
Яхтенному капитану с 1958 г. Новаку было о чем рассказать. Под парусом ходил еще в школьные годы — по Азовскому морю. Сомнений при выборе профессии не было — поступил в Севастопольское военно-морское училище. Семнадцатилетним курсантом был брошен в бой — участвовал в обороне Севастополя, дважды был ранен. Доучивался уже после войны. Закончив "дзержинку", служил на Балтике — механиком на эсминцах, на Новой Земле, работал военпредом в ЦКБ, где проектировались подводные лодки. И всегда, если представлялась хоть какая-то возможность, выходил в море — на шлюпках, катерах, яхтах... Обосновавшись в Ленинграде, сразу же стал активистом флотского яхт-клуба N955. В течение ряда лет его яхта становилась чемпионом страны по количеству пройденных за навигацию миль. Получив одну из первых "шестерок" — "Сириус", капитан Новак сразу же повел ее в ПНР. А стоит напомнить, что в те времена так далеко советские яхтсмены не ходили!
Экипаж "Сириуса" стал инициатором именно беззаходных дальних плаваний. Новак серьезно готовился к выходу в океан. Когда командование ВМФ приняло решение провести первое в истории советского парусного спорта кругосветное плавание, яхт-клуб №55 сразу же выделил для этого свою новую яхту "Сатурн" под командованием капитана 2-го ранга Г.М. Новака. (Неожиданно вмешался КГБ — как человека, имеющего отношение к военным секретам, Новака в океаны не выпустили; пошла другая яхта с другим экипажем и по резервному варианту: не вокруг света, а вокруг Скандинавии.)
Штатного корреспондента "КиЯ" Новака хорошо знали во всех яхтенных центрах страны. Он был непременным членом оргкомитетов и судьей многих больших и малых парусных соревнований, включая ежегодный "Кубок Балтики", участвовал в работе аварийных комиссий и различных комитетов. Уважение к "КиЯ" как общесоюзному изданию во многом было определено авторитетом и уровнем знаний таких людей, как Григорий Михайлович.
За что бы ни брался Новак, он работал с азартом, увлеченно, красиво. Это был верный друг, доброжелательный и жизнерадостный человек.
Нам всем будет очень не хватать его.