Не так давно прошел практически незамеченным 10-летний юбилей нахождения в строю уникального парусника "Оцеания", плавающего под флагом Польши.
Почему мы назвали это парусное судно уникальным?
Во-первых, построенное по проекту Зигмунда Хореня (о нем рассказывалось в "КиЯ" №126) это трехмачтовое судно имеет вооружение, пока так и не получившее аналогов (второй похожий парусник "Гварек" так и стоит недостроенным на той же Гданьской верфи, носившей имя Ленина). В принципе, применено прямое вооружение, однако каждая мачта несет только один неразрезной прямой парус большого удлинения (отношение высоты к средней ширине не менее 2.3) площадью 235 м2. Парус поднимается в рабочее положение — от нижнего до верхнего рея — одновременно двумя фалами, причем обе боковые шкаторины растягиваются (подобно стаксельным ракс-карабинам) по стальным направляющим, соединяющим ноки верхнего и нижнего реев. Все работы с фалами и брасами (шкотами) производятся при помощи дистанционно управляемых гидравлических лебедок. Такой вариант вооружения намного упрощает управление судном даже со сменой галса и делает возможным сокращение работающего с парусами персонала. Весь экипаж этого судна — 15 человек.
Во-вторых, "Оцеания" уникальна, поскольку строилась по заказу ученых как мореходное и надежное научно-исследовательское судно Института Океанологии. Ученым было необходимо судно с большой дальностью автономного плавания (по запасам — до 60 дней), имеющее возможность бесшумно двигаться малым ходом. В расчеты заложена среднерейсовая скорость под парусами порядка 7 узлов, тогда как под 228-кВт двигателем, работающим на ВРШ, скорость составляет 9 узлов и под двигателем судно может идти всего 10 суток (см."КиЯ" №114).
По мнению моряков-парусников. видевших "Оцеанию" в море, ее маневренность и ходовые качества заслуживают самой высокой оценки.
Пожелаем замечательному судну выдержать трудности нашего непростого времени! Семь футов под килем "Оцеании", его создателям и экипажу!