Только на таких лодках вы можете, сорвавшись с места, за считанные секунды набрать скорость за 90 км/ч, а на бешеном ходу выполнять повороты на 180° на длине меньше трех метров. Только такие лодки могут мчаться по мелководью, где глубины — по щиколотку. Только на них вы можете поднырнуть под волну и делать сальто! Каждый выход — это аттракцион, вгоняющий сердце в пятки почище "американских" ("русских") гор! Крики и визг, даже у самых невозмутимых глаза горят от восторга!
Это не просто лодка, это реактивная лодка!" — Такие слова сопровождают эффектный "снимок" стремительной мотолодки, взлетающей в воздух... с палубы авианосца. Конечно же, это — не смертельный трюк. На обложке проспекта фирмы "Си Рэй" (США), — фотомонтаж, однако можно смело отнести эту обложку к достижениям мастеров рекламы: очень удачно подчеркнут "взрывной характер" рекламируемых скоростных "джет-лодок" — малых судов совершенно нового типа, быстро завоевывающих популярность во всем мире.
Так, что же это за мотолодки? Появились они в начале 90-х годов в Америке. Если быть точнее, то в январе 1992 г.
Фирма "Бостон Вейлер", завоевавшая всемирную известность своими замечательными тримаранами "Бостонский китобой", подготовила к чикагской Бот-шоу "премьеру" — 13.5-футовую мотолодку "Рейдж" (в переводе — ярость, сумасшествие). Она стала сенсацией в 4-метровом классе моторных лодок, т. е. именно в том классе, в котором, казалось бы, уже давно придумано все, что можно.
По настоянию главного конструктора фирмы Питера Ван Ланкера, в течение всего предыдущего года проводились интенсивные исследования и разработки в области создания малых судов нового поколения — высокоскоростных "полуспортивных" водометных мотолодок, которые стали бы чем-то средним между молодежными снарядами "PWC" (personal watercraft), известными у нас как гидроциклы, и малыми семейными прогулочно-туристскими лодками.
К этому времени было отмечено, что гидроциклы становятся все более похожими на "обычные" мотолодки: увеличиваются их размеры и мощность; многие из них оснащаются устройством заднего хода, электропитанием. зеркалами заднего вида; нередко вместимость возрастает до трех человек. В нарушение сложившихся традиций, уже можно было видеть гидроциклы, оснащенные устройством для буксировки лыжника в строгом соответствии с правилами профессионального воднолыжного спорта.
С другой стороны, часть "обычных" спортивно-прогулочных лодок стала все больше напоминать гидроциклы: такие лодки становятся все меньше по размерам и все более быстроходными. приобретают индивидуальные черты дизайна. Появляются новые модели "молодежных" лодок с необычной планировкой, с пультами управления, как у "PWC", вместо обычного штурвала, с водометными движителями вместо традиционного "подвесника".
И тем не менее, между "PWC и этими "нетипичными" мотолодками — при всем их "сближении" — оставалась какая-то незаполненная ниша.
Именно этот факт был подмечен Ван Ланкером. Возникшая у него идея заполнить эту нишу была тут же воплощена в реальный проект мотолодки "Рейдж". На этот путь создания как бы нового вида "молодежной лодки-снаряда" подталкивала фирму и слабая конкурентоспособность ее на уже давно освоенном другими фирмами рынке "PWC". В случае же удачи и у "Бостон Вейнера" появлялся шанс привлечь хотя бы тех покупателей, которые впервые покупают лодку и которые могут оценить оригинальность и престижность новинки.
В концепции этой новой лодки конструктор старался придерживаться основных черт типичного "Бостонского китобоя". Унифицированная непотопляемая платформа отличается высокой остойчивостью и мореходностью, кокпит остается сухим даже при ходе на волне.
Применены хорошо отработанные фирмой тримаранные выпукло-килеватые обводы, спонсоны скруглены. Борта в широкой носовой части скошены для улучшения поворотливости. По всему борту идет уступ-брызгоотбойник. Продольные реданы отсекают воду от днища и направляют ее под кили-спонсоны. которые расположены выше ватерлинии. Такой корпус и не зарыскивает на ходу, и безопасен на поворотах, и обеспечивает минимальную потерю скорости на волнении.
Все эти традиционные особенности "китобоя" прекрасно совпадали с задуманным характером лодки, оснащенной водометом с 50-сильным стационарным двигателем. Именно водомет и высокая энерговооруженность определили лицо нового класса скоростных малых судов, отнюдь неслучайно названных "джет-лодками".
Водомет не только обеспечил надежность и полную безопасность движителя, но и предоставил новые возможности: высокую проходимость и приемистость, невероятную для "винтовой" лодки маневренность, позволяющую практиковать такое захватывающее развлечение, как "вращение вокруг оси"...
Попутно отметим одно несколько неожиданное обстоятельство, вполне закономерно способствовавшее и росту размерений "PWC", и появлению "джет-лодок". имеющих заведомо больший "радиус действия", чем гидроциклы. Ведь гидроцикл (поначалу — сугубо одноместный) задуман был как чисто "пляжное развлечение"; создатели и не рассчитывали его на длительное удаление от пляжа, где расположена вся необходимая инфраструктура отдыха и автостоянка, где оставлен трейлер, на котором привезли гидроцикл. Однако, став явлением массовым. Гидроциклы начали все более серьезно мешать отдыхающим на наиболее популярных пляжах. Власти были вынуждены вытеснять "PWC" из таких мест, что объективно и потребовало изменения самого подхода к проектированию гидроцикла...
Все сказанное было учтено создателями новой высокоскоростной модели. Они решительно отошли от классического варианта "универсальной" мотолодки с ее наглухо запалубленной носовой частью, лобовым стеклом, по возможности просторными кокпитом и объемистыми рундуками. Теперь все чаще лодка, как и "PWC", покупается для забавы, это лодка-"фан"! Теперь вовсе не считается главной задачей защита от брызг. Важно лишь обеспечить "травмобезопасность" участников аттракциона: никаких острых углов (благо стеклопластик позволяет формовать любые скругления!). сиденья сделаны глубокими и удобными, кокпит осушается мгновенно.
"Рейдж" оправдала надежды и сразу стала гораздо более популярной, чем 13- и 17-футо8ые "монтауки", державшие первенство среди продукции фирмы в течение 30 лет. Достаточно сказать. что в том же 1992 г. прибыль от продажи лодок новой модели составила около 20% общей суммы продажи "Бостон Вейлеров" в США, а это весьма внушительная цифра!
По словам управляющего производством фирмы Пола Уайта — "Эту лодку покупали и совсем молодые, и пожилые люди, и опытные любители водного спорта, и те, кто садится в лодку впервые. Как ни странно, есть среди покупателей владельцы яхт, считающие "Рейдж" удачным посыльным судном, и рыбаки, привыкшие ловить рыбу на мелководье."
Вслед за "Рейджем" в августе 1992 г. на американском рынке появилась 14-футовая мотолодка "Джаз". Конструкторы брунсвикской корпорации "Байляйнер" утверждают, что начали работать над этой моделью еще весной 1990 г. — раньше, чем "Бостон Вейлер". Приоритет установить трудно. Однако надо признать, что именно эта "танцующая в стиле джаз" лодка окончательно определила черты, свойственные современным джет-лодкам "фан": характерная внешность стеклопластикового короткого и широкого корпуса, огромная энерговооруженность, водометный привод с его молниеносной способностью к реверсированию. а главное — полная безнаказанность дерзкого управления, способность к эффектным прыжкам и даже нырянию под волну.
При длине всего 4,27 м "Джаз" имеет ширину 1,73 м и значительный коэффициент полноты глиссирующего корпуса с изогнуто-килеватыми модифицированными обводами. Запалублена лишь кормовая треть корпуса, где расположен двигатель "Sport Jet 90" мощностью 90 л.с. в одном блоке с водометом. Поперек судна в кокпите расположены три мягких сиденья с удобными "анатомическими" спинками. В сочетании с ручками вдоль бортов и упорами для ног они помогают справляться с теми перегрузками, которые испытывают пассажиры при резких эволюциях лодки-снаряда. Опасного крена, однако, не возникает, а перевернуть лодку практически невозможно.
Место водителя расположено справа. На пульте управления ветрового стекла нет, лишь небольшой ветроотбойный козырек — это еще более усиливает ощущение "сумасшедшей скорости".
Во время пляжной прогулки, когда никто не боится вымокнуть, лодку можно бросать в поворот как угодно круто: кокпит осушается быстро, двигатель надежно герметизирован (забор воздуха происходит через систему воздушных фильтров).
"Джаз" сразу же начали использовать и как воднолыжный буксировщик, и как рыболовную мини-лодку. На лодке удобно загорать — есть специальная солнечная палуба — и купаться: на стоянке можно даже нырять через борт. Это очень остойчивая платформа. При весе в 454 кг лодку удобно перевозить на трейлере даже за небольшим автомобилем.
"Джаз" — стильная лодка, отличная по дизайну, узнаваемая по совершенству обтекаемых форм. Можно подумать. что это новинка, сошедшая с подиума модного автомобильного салона. Это эффектное сходство усиливает и необычная цветовая гамма окраски — сочетание белого корпуса и малинового или бирюзового цвета внутренней секции "обстройки". Американцам именно через автомобиль привита жажда высоких скоростей и одновременно — комфорта. "Джаз" в полной мере соответствует сложившейся традиции.
Компания "Байляйнер" не сообщала. сколько таких лодок было продано. но представитель фирмы Джим Хоуг заявил: "Покупатели увозят их, как только цех успевает изготовить. Мы сделали правильный выбор, выбирая модель для освоения. "Джаз" способна привлечь внимание любителей водного спорта всех возрастов, но в первую очередь приобретается теми, кто хочет, чтобы его современная скоростная лодка была бы все-таки чуть менее "спортивной" — не требовала таких же больших усилий, как "PWC", и в то же время могла бы использоваться как полноценная комфортабельная лодка для различных целей".
При сравнительно небольшой иене "Джаза" в 7995 долл., сравнимой со стоимостью обычного гидроцикла, ощутимую часть своего годового дохода в 2.5 млрд. долл. корпорация "Байляйнер" получила 81992 г. от продажи именно этой модели.
То. что выбор, о котором говорил Хоуг, был сделан правильно, подтверждает и неоспоримый факт: в 1996 г. компания предлагала на рынке практически лодку того же типа — лишь несколько модифицированную модель "Джаза". Увеличены размеры (до 4.56x2.05 м). до 120 л.с. повышена мощность двигателя. В носовой части кокпита появилось еще одно кресло, развернутое спинкой назад, чтобы удобнее было наблюдать за тренировкой лыжника. Естественно, до 9995 доля возросла и цена.
В тройку крупнейших фирм, которые включились в производство "джет-лодок" нового поколения вошла и упомянутая в самом начале статьи американская компания Си Рэй". Ее продукция в стиле "Джаз" стала поступать на рынок с 1993 г. Лодка "Си Рэйдер" также вызвала большой интерес покупателей (цена 7995 долл.). Она занимает как бы промежуточное положение между представленными выше двумя моделями. При длине 4.05 м и ширине 2.0 м "Си Рэйдер" несколько короче и относительно шире, чем "Джаз", но имеет ту же мощность двигателя. Обводы сделаны более килеватыми (21° на транце). В целом конструкция этой "джет-лодки" производит впечатление более консервативной.
Крупнейшая моторостроительная компания "Меркюри Марин" моментально отреагировала на появление нового типа мотолодок, способных перерабатывать огромные мощности, и сразу же начала выпускать специально для "джет-лодок" водометные двигательно-движительные комплексы. эффективные, мощные и очень компактные. Причем мощность этих установок возрастает от модели к модели. В конце 1995 г. фирма предложила две установки: "Sport Jet 95XR" (двухтактный трехцилиндровый двигатель с рабочим объемом 1231 см3; вес с водометом 96 кг) мощностью 95 л.с. и "Sport Jet 120XR" (двухтактный, четырехцилиндровый двигатель с рабочим объемом 1686 см3; вес с водометом 108 кг) мощностью 120 л.с. В октябре следующего года компания уже дополнила свой "мощностной ряд" установкой "Sport Jet 175XR" с двигателем мощностью 175 л.с. при объеме 2.5 л.
За последние два-три года и некоторые другие известные фирмы обратились к выпуску "революционных джет-лодок".
В этом ряду можно назвать две модели "Раш" (4.4x2.1 м; с двигателями 90 и 120 л.с.) американской фирмы "Ригал" и модель "Бласт" (4,52x2.00 м; 90 л.с.) другой американской фирмы "Байа".
Интересна продукция канадской компании "Бомбардье". В феврале 1994 г. она дебютировала на чикагской выставке со своим быстро ставшим знаменитым "Спидстером". "У этой лодки адреналин в крови" — так отозвались о ней независимые эксперты. Представляя на выставке свою новую продукцию Джон Андерсон, директор фирмы по маркетингу, сказал: "Пока "Рейджи" и "Си Рейдеры" спорят за приоритет, наша компания предлагает самым отважным из покупателей скакуна с норовом. Это резвый скакун: два 80-сильных "Ротакса", работающих на два водомета, за 3 секунды разгоняют лодку до 80 км/ч!"
Эта марка уже известна у нас в стране, правда, мы знакомы с более поздней моделью "Спидстера" (4.42x2.16 м), оснащенной двумя двигателями серии 720 "Ротакс Марин" общей мощностью 170 л.с. С тремя пассажирами эта "джет-лодка" развивает скорость до 95 км/ч; стоимость ее в России около 23 тыс. долл.
В прошлом году той же фирмой предлагались еще две модели: "Челленджер" (4.35x2.12 м; 110 л.с.) и "Спортстер" с 85-сильным двигателем.
Чуть раньше появилась на мировом рынке оригинальная водометная мотолодка с надувными бортами и жестким днищем. Это "Эксплорер" (4.65x2,42 м; 72 л.с.). Она имеет центральный пульт управления, который практически дублирует аналогичную конструкцию, типичную для гидроцикла Впрочем, сходные черты имеет и модель "Про-джет" (4,20х 1.85; 50 л с.; скорость 60 км/ч), выпускаемая фирмой "Зодиак" — всемирно известным изготовителем надувных лодок всех типов.
Теперь о последних новинках. На лодочных выставках 1996 г можно было видеть две "джет-лодки". рекордные по мощности Американская "Велкрафт" рекламировала "Скараб-джет 19" с 225-сильной установкой фирмы "Вольво". Японская фирма "Ямаха", одной из первых освоившая выпуск "классических" гидроциклов, не осталась в стороне и при появлении водометных лодок "фан": на их новой модели "Экситер" установлены два 110-сильных двигателя.
Задумываясь над феноменом быстрого распространения "джет-лодок". невольно задаешь вопрос — почему рынок (в первую очередь — необъятный американский рынок), оказался таким благожелательным к новинке?
Журнал "Power and Motoryacht" (США) не так давно проводил дискуссию на тему — "как сегодня отдыхают люди среднего класса в Америке?" Результат был довольно неожиданным. Оказалось, что типичные семьи все реже ездят в традиционные двухнедельные отпуска, а бывают рады, если им удается посвятить развлечениям и отдыху хотя бы выходные дни. Этим продиктовано изменение и характера, и темпов семейного отдыха. По мере того, как в сознании тех же современных американцев происходит "сдвиг" в сторону укрепления семьи и важности таких традиционных ценностей, как отдых и проведение уик-эндов "всей семьей", на рынке лодок начинают побеждать именно те модели, которые соответствуют этой тенденции. Другими словами, нужны лодки, доставляющие удовольствие уже не только молодежи, а всей семье. быстроходные и мобильные (перевозимые за автомобилем, хранящиеся на трейлере — не требующие береговой стоянки), безопасные и простые в управлении.
Благодаря растущему благосостоянию. все больше семей может позволить себе иметь такую "игрушку", но это никак не значит, что сходят со сцены малые суда другого назначения Каждому — свое. По-прежнему выпускаются и комфортабельные катера для семейных путешествий, и рыболовные, и хозяйственные лодки...
Эксперты в области "ботинга". оценивая перспективы нового класса демократичных спортивно-прогулочных "джет-лодок", считают, что они будут становиться все более популярными и, скорее всего, будут пользоваться спросом и в ХХI столетии. Можно рассчитывать на то, что будут применяться новые технологии и новые конструктивные решения, что "количество лошадиных сил" будет неизменно расти, что появятся какие-то иные — и еще более специализированные, и наоборот — более многофункциональные модели.