Основные данные
Длина наибольшая, м | 5.18 |
Ширина наибольшая, м | 1.52 |
Осадка габаритная, м | 0.36 |
Вес (с бенз. дв.), кг | 270 |
Мощность двигателя, л.с. | 4.2/5 |
Скорость с полн. нагрузкой, уз. | 6 |
Пассажировместимость, чел | 4-6 |
На самом доле все не ток. Это не скоростной, сверх меры эиерговооружеммый джет-бот, а наоборот — тихоходный водоизмещающий 4-6-мостный катер для неторопливых туристско-экскурсионных плаваний. Как написано в проспекте, своего рода комфортабельное и моторизированное "каноэ" для путешествий по внутренним водным путям. Габаритная осадка тяжелой 5.2-метровой лодки (которая, по нашим меркам, далеко не мини!) всего0 36 м что позволяет пересекать мелководные водоемы. Сравнительно небольшая ширина дает возможность проходить самыми узкими каналами и протискиваться между опорами мостов. В то же время при выходе на акватории, открытые ветру, сидящие в кокпите пассажиры совсем неплохо защищены от брызг — носовой палубой с обтекаемым козырьком, переходящим в фальшборты, и боковыми "крыльями". Неслучайно название английской новинки переводится вполне серьезным словом исследователь, путешественник, первооткрыватель. А, кстати сказать, в полном тексте рекламного изречения перед словом fun действительно стоит слово serious — серьезная!
Итак, "Эксплорор" — "Серьезная забава на воде!" Это действительно интересная лодка, о которой много оригинальных решений, подчиненных главной идее. Необычно здесь все. Начнем с отформованного из двух секций стеклопластикового корпуса.
Тримаранные обводы применены не в погоне за скоростью, а в первую очередь — с целью гарантировать лодке остойчивость и непотопляемость по самым строгим современным нормам Европейского сообщества. Основной корпус для уменьшения сопротивления воды движению сделан "по-байдарочмому" узким отношение его длины к ширине более 6, что соответствует водоизмещающему режиму экономичного плавания с мотором малой мощности. В этот основной корпус и встроен узкий кокпит с горизонтальным водонепроницаемым днищем, чуть приподнятым над КВЛ боковые наделки-"крылья", увеличивающие ширину по основному корпусу вдвое, служат блоками плавучести, заполненными вспенивающимся материалом. Боковые поплавки-спонсоны — очень узкие. Их осадка меньше, чем основного корпуса, так что при самой малой нагрузке они едва касаются воды.
В кормовой части основного корпуса отформованы обтекаемый дейдвуд и открытая с кормы ниша (полутоннель), в которой работает 3-лопастной гребной винт о кольцевой насадке. Снизу гребной винт защищен мощным полозом. на конце которого смонтирована опора оси поворота насадки.
Необычен и выбор двигателя. Авторы проекта смело пошли на некоторое увеличение водоизмещения лодки (до 270 кг порожнем) и установили в самой корме под съемным капотом, надежный и экономичный 5-сильный четырехтактный двигатель "Honda GX 160" с воздушным охлаждением и электростартером. Такой вариант силовой установки, гарантирующий отсутствие следов несгоревшего масла в газовыхлопе и уменьшение объема отработавших газов, и позволяет рекламировать "Эксплорер" как экологически чистый катер, пригодный для эксплуатации на сравнительно небольших водоемах. Мощности 5 л.с достаточно, чтобы катер с полной нагрузкой уверенно развивал скорость 11 км/ч.
Для тех, кто привык иметь дело не с бензином, а с дизельным топливом, выпускается (на 15% более дорогой) вариант того же катера с 4.2-сильным дизелем "Yanmar L 140 АЕ" с электрозапуском.
Высокие маневренные качества новинки и возможность самого резкого торможения и реверса обеспечивает крайне редко встречающаяся система рулевого устройства (Vectored — Thrust Rudder): поворотная насадка, кормовые сегменты которой могут полностью перекрывать диск гребного винта. Странно выглядит и пост управления катером. Водитель сидит на кормовом сиденье-рундуке. Прямо перед ним (между его коленями) — невысокий и узкий пулы с приборным щитком. Привычного штурвала нет. Управляется катер выведенными на борта, под обе руки водителя, рукояткой (поворот, газ) и двумя рычагами (реверс, холостой ход).
Непривычно и оборудование опять-таки "по-байдарочному" узкого кокпита, спереди прикрытого невысоким наклонным козырьком. Катер комплектуется либо тремя поворотными сиденьями, либо одним таким сиденьем и трехместной продольной банкой-рундуком, на которой удобнее всего сидеть верхом. Остается сказать. что цена "Эксплорера" на 1997 г. — 20 895 DM (герм. марок). За отдельную плату и комплект поставки включаются огнетушитель, весла, якорь с канатом и швартовный конец (345 DM), навигационные огни (370 DM); дополнительные подушки, холодильный ящик и переносный шкафчик носовой рундучок (575 DM); легкий акрилиновый тент на стойках (1050) и чехол — стояночное покрытие кокпита (450). Наконец, можно купить легкий трейлер для спуска на воду, позволяющий проделывать операции спуска-подъема даже о одиночку (1170), или автомобильный трейлер-люкс, включающий и устройство для спуска на воду (2030).
Пока нам не известны отзывы тех, кто уже совершал путешествия на "Эксплорере". Отечественные туристы-водники, скорее всего, но одобрили бы такое тяжелое и тесное туристское судно. Вряд ли можно рекомендовать подобный вариант для выхода на неопробованные и сколько-нибудь сложные маршруты, удаленные от цивилизации — автомагистралей с заправочными станциями, телефонами и автобусами, с удобными спусками к воде. Что, скажем, делать, если из-за непреодолимого препятствия потребуется хотя бы и пустяковый обнос? Это, конечно, не катер для исследователей-первопроходцев, а удобный, безопасный, простой в управлении, экономичный и экологически чистый катер для уик-эндов — прогулок и рыбалки на не слишком больших водоемах, контролируемых спасательной службой.
Так что "Эксплорер" — все-таки забава, хотя и серьезная! Но очень заманчивая.