В первых числах ноября в редакции побывал хорошо известный в России яхтсмен — Евгений Александрович Гвоздев. Мы имели возможность получить ответы на целый ряд вопросов, которые, безусловно, интересуют и многих читателей "КиЯ".
Вопрос: Со слов ваших друзей — каспийских яхтсменов, мы уже сообщали, что вы планируете новое одиночное кругосветное плавание. Нет ли тут "испорченного телефона"? Неужели это действительно так?
Ответ: Совершенно верно. Вот припоминаю такой разговор. В порту Дарвин я был гостем семьи яхтсменов. Она — Барбара — учительница, знает русский, хорошо исполняет наши романсы. Он — таможенник на пенсии. Плавания на борту собственной яхты для них это — все, это — образ жизни. Они оба искренне удивлялись. Как ты, прожив столько времени на яхте, сможешь вернуться в тесноту городской квартиры? Увидев весь мир, посмотрев, как мы "загниваем", — как сможешь существовать о своей захолустной Махачкале? А я так же искренне объяснял, что это — моя родина. Я хочу вернуться. Год-другой я должен "посидеть дома", отдохнуть, привести мысли в порядок. Но как только заскучаю, теперь-то я знаю, что делать! Все так и вышло, как я объяснял, как они "предсказали". Осмотрелся. Заскучал. Да и как не заскучать. Заводы стоят, порт махачкалинский бездействует. Надеяться можно только на свою пенсию (246 тысяч). Провозгласили меня "почетным гражданином Махачкалы", а на установку телефона на моей квартире и у самого мэра денег нет. Конечно, захотелось в море, тем более, что я — моряк-профессионал. Так что моя нынешняя поездка в Петербург и Москву — хлопоты по подготовке к старту новой "кругосветки", намеченному на март-апрель.
Вопрос: Что же может вам дать такое повторение пройденного?
Ответ: Это никак не повтор. Во-первых, другая яхта. Во-вторых, новый маршрут. Те же океаны, но или в другом направлении или в других широтах. Другие порты захода. Нова и сама идея плавания. В-третьих я и сам не тот, что прежде. Меня знают в яхтенном мире, у меня сотни, если не тысячи друзей. И главное — я теперь знаю, как плавать не надо. Вот, входила "Лена" в гавань. Люди читали на ее борту надпись крупны ми буквами: "Совмаркет корпорейшн". А встречали кого? Оголодавшего бродягу в истлевших шортах. У этого представителя "корпорейшн" не было за душой и пяти баксов на оплату стоянки! Нет, так я плавать не хочу. Или вспомним оборудование "Лены". Месяцами я не мог переодеться в сухое. Бывали дни, когда в каютке замерзала в ведре вода.
Вопрос: А как вы сформулируете эту новую идею?
Ответ: Кругосветное плавание на яхточке минимальных размерений и менее чем за 500 дней, причем маршрут впервые проложен по "ревущим сороковым". Если "Лена" шла Панамским каналом, то теперь я хотел бы обойти мыс Горн. Хочу выйти из российского порта и в него же вернуться. Пусть это будет Новороссийск. Сюда доставлю яхту на трейлере. Первый переход будет пробным. Если увижу — что-то не так, сразу же спокойно вернусь. Я не фокусник.
Вопрос: А как можно конкретизировать слова о "минимальных размерениях"?
Ответ: Зарубежные друзья не раз предлагали мне яхты. Это, например, 75-футовая "Баккарди". Но такое судно — даже самое великолепное — не вписывается в мою идею. На таком подаренном судне я буду чувствовать себя не в своей тарелке. Я собираюсь плыть только на российской лодке. Когда задают вопрос о ее длине, я отвечаю — "десять с небольшим!". А потом уже уточняю — футов! Яхточка уже есть — на базе рабочей стеклопластиковой шлюпки. Мачту уже привез. Друзья из Актау делают киль, руль. Паруса готовы. Дело за оборудованием, а здесь без спонсоров не обойтись. Нужен подвесной моторчик на 3-4 силы, но в морском исполнении. И GPS, и карты, и связь, и видеокамера, и отопитель, и опреснитель (ведь воды на расчетную продолжительность максимального перехода в 120 суток не наберешь!), и т.д. Без солидного финансового обеспечения на этот раз я никуда не двинусь. Ищу спонсоров! Поэтому и название яхты до сих пор не придумано, и до уточнения маршрута дело не дошло. На сегодня это: Новороссийск — Гибралтар — Рио — Кейптаун — Мельбурн — Рио — Новороссийск...
Вопрос: А как сложилась судьба заслуженной "Лены", возвращенной вами владельцу?
Ответ: Яхта и верно — заслуженная. В любой другой стране ее наверняка уже поставили бы в музей. Только не у нас. Махачкалинский краеведческий музей с удовольствием взял бы ее, но денег у него на это нет и не предвидится. Владелец "Лены" — глава "Совмаркета" — решил превратить ее в рекламную приманку — поставить в витрине своего московского магазина. Не скажу, что мне эта идея понравилась, но дело не во мне: таможня на границе Казахстана яхту задержала, денег на растаможивание опять-таки не нашлось, яхта моя, похоже, на сегодня так и валяется где-то около Гурьева...
Вопрос: А где обещанная вами книга о плавании?
Ответ: Написание ее пока отложено. Ведь это не просто публикация дневника. Книгу хочу сделать интересной. А как это сделать, пока не придумал. Читаю таких авторов, как Леонид Телига, завидую. Хочется ведь и рассказать о встречах, и поделиться мыслями. В том числе и о судьбах паруса. Вот, скажем, у нас в Махачкале 360 тыс. жителей и ни одной яхты. А на далеких Сейшелах жителей ровно в пять раз меньше, но — множество яхт-клубов, детских парусных школ. Ходят рабятишки на "Оптимистах","Кадетах" и еще даже не знаю на чем. Полно "виндсерферов". На отличных крейсерских яхтах — неизменно красуются названия фирм-спонсоров (это, например, их местный "аэрофлот"). Сейшелы даже свою олимпийскую команду выставляли.
В своих странствиях я, условно говоря, делал фото и записи по трем темам: дети, море, паруса. Особая, объединяющая эти темы область — великое множество встреченных яхт с семейными экипажами. Даже с двумя-тремя детьми. Вот. скажем, картинка. Швартуется яхта. Приведя все в порядок, шкипер переодевается, берет под мышку папку с бумагами и отправляется — оформлять приход. Матрос — его жена — вытаскивает складной велосипед, берет сумку и "катит" в маркет за покупками. А на палубе появляются дети: девица лет шести — в спасжилете, ее сестренка трех-четырех лет в такой же экипировке и наконец — малышка, которая едва умеет ходить и не нуждается в одежде, но на ней тоже надет аккуратненький спасжилет и чувствует она себя вполне уверенно. Ну как не познакомиться с таким семейством! Люди спокойны, доброжелательны. Перед ними действительно открыт весь мир. И они могут не беспокоиться за будущее своих детей. Это, пожалуй, главное, чему по-хорошему завидуешь. И чего очень хотелось бы пожелать всем нам!
От имени читателей редакция "КиЯ" желает мореходу удачи и шесть футов под килем!