Основные данные
Длина наибольшая, м | 7.30 |
Ширина наибольшая, м | 2.60 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0.35/1.30 |
Полное водоизмещение, кг | 1500 |
Вес балласта+шверт, кг | 185+40 |
Кол-во спальных мест | 5—6 |
Площадь парусов, м2: | |
общая | 20 |
грот | 12.36 |
стаксель | 7.58 |
Парус дарит человеку ощущение свободы. дает почувствовать собственную индивидуальность — т.е. именно то, что не очень-то вязалось с обликом строителя коммунизма и духом коллективизма. Может быть, еще и поэтому в популярности отдыха под парусом мы отстали от цивилизованного мира. По приходящейся на душу населения площади водной поверхности, доступной для плавания под парусами, нашей России нет равных. А вот если сравнивать количество приходящихся на ту же душу парусных судов, то мы явно оказываемся на одном из последних мест.
Мы уверены, что далеко не всякий из российских морских офицеров способен ответить на вопрос — как это яхта идет против ветра? Что уж тогда говорить о 99 % наших остальных сограждан!
Класс семейной крейсерской яхты до сих пор был представлен не то что скудно — его просто не было (мы не берем в расчет "Ассоль", назвать которую яхтой можно с весьма большой натяжкой). Крейсерско-гоночные яхты, построенные спортивными верфями, рядовому покупателю были недоступны из-за существовавшей системы распределения продукции центром по спортивным клубам. Оставался один путь — строить самому. Вот зачастую и появлялись на голубых дорогах страны уродливые и далеко не безопасные в эксплуатации посудины, чаще всего переделанные из списанных шлюпок.
Сегодня из семейных яхт, доступных по цене среднему потребителю, можно назвать только килевую "Неву" (с соответствующими ограничениями района плавания из-за довольно значительной осадки, да и плохо приспособленную для дальних выходов), и швертботы микротонного класса — лодки скорее спортивные, как по особенностям управления, так и по спартанским условиям обитания. Этого крайне мало, не говоря уже о качественной стороне.
Перечислим несколько особенностей России как потенциального потребителя крейсерских семейных яхт. Наличие большого количества мелководных акваторий, малодоступных для классических килевых яхт. Отсутствие развитой сети должным образом оборудованных стоянок — "марин", что приводит к необходимости брать с собой все, необходимое для путешествия, и иметь возможность пришвартоваться в любой неприспособленной бухте. Низкая культура хождения под парусом, как следствие отсутствия морских традиций, слабого развития молодежного парусного спорта и недостатка парусных школ. Играют серьезную роль как ограниченная платежеспособность большинства наших сограждан, так и психологический фактор: российскому потребителю зачастую непонятно, почему настоящая — даже небольшая яхта стоит дороже автомобиля — признака престижа и богатства.
Исходя из сказанного выше, мы считаем семейным парусным судном, наиболее пригодным для предложения среднему российскому покупателю. — крейсерский швертбот способный с комфортом разместить три — четыре человека на достаточно длительный срок. Осадка с поднятым швертом — не более 40 см. Размерения и вес должны позволять перевозить швертбот на трейлере или в легком грузовике, а в межсезонье — хранить на любой удобной владельцу площадке. С управлением парусами должен без особых затруднений справляться не очень квалифицированный экипаж. Лодка должна прощать ошибки экипажа без ущерба для безопасности людей — это особенно важно на первоначальном этапе освоения купленного судна. Необходим и минимум удобств для семейного экипажа — две изолированные каюты, химический гальюн, простейший камбуз. Обязателен вспомогательный двигатель — подвесной мотор, устанавливаемый на транце либо в колодце внутри корпуса. Далеко не последнюю роль играет и эстетическое восприятие яхты. В обводах судна для семейного туризма должна чувствоваться некоторая основательность, дающая ощущение надежности и предсказуемости поведения яхты.
Идея постройки серии яхт. названная впоследствии "Проект ‘‘Арсенал", родилась на опыте использования нескольких небольших парусных лодок на Финском заливе. Это достаточно типичная для России акватория. Мелководье, сложные каменистые переходы, жесткая короткая волна на небольшом разгоне — в этих условиях и рождалась наша концепция 7.3-метрового швертбота как "внутреннего крейсера". Классические обводы, реализованные в проекте "Арсенал", в основе своей содержат концепцию рабочих лодок "Дрескомб", использовавшихся в районе Ла-Манша, где первейшее требование к любому паруснику — высокая мореходность в сочетании с хорошей управляемостью и вместительностью.
Для постройки высокобортного граненого корпуса "Арсенала" используется стеклопластик, поставляемый из Норвегии и Финляндии — не выделяющий вредных испарений, имеющий отличные прочностные характеристики. Основное преимущество стеклопластиковых корпусов известно: они не требуют высококвалифицированного ежегодного ремонта и сложного ухода.
Проблема "отпотевания" стеклопластика и скопления водного конденсата решается путем применения внутренней деревянной зашивки. Конструктивно лодка состоит из трех элементов: "сэндвичевой" палубы с надстройкой, собственно корпуса и внутренней секции, заформованной в корпус.
Невысокая надстройка от борта до борта обеспечивает в обеих каютах высоту, более чем достаточную, чтобы свободно сидеть на койках. Каюты хорошо освещены через входной люк и иллюминаторы. В кают-компании, где спокойно рассаживаются пятеро взрослых, имеются широкий обеденный стол и по правому борту — газовая плита. Этот же стол используется для работы с картой: над ним закреплены часы, лаг, эхолот и анемометр. В крыше над камбузом имеется световой люк, обеспечивающий так же и общую вентиляцию помещения на стоянке. В носовой каюте имеется возможность размещения химического гальюна. В пространстве под кормовым кокпитом оборудовано спальное место для двух взрослых.
Палуба в носовой части опущена, образуя мелкий носовой кокпит — палубную нишу. Попавшая сюда вода быстро сливается через шпигаты даже на ходу с креном. Палуба широкая и свободная, по первым отзывам — вполне отвечающая требованиям эргономики; здесь применено эластичное нескользящее покрытие. Широкий сдвижной люк для спуска из кокпита в каюту позволяет, стоя на ее полу, обслуживать все фалы и шкоты. На дно кормового кокпита уложена тиковая решетка, сохраняющая обувь яхтсменов сухой и обеспечивающая упор. Просторные сиденья оригинальной конструкции позволяют разместиться здесь всему экипажу. В правом сиденье есть рундук (с водонепроницаемым люком) для хранения инструментов и боцманского хозяйства.
Парусное вооружение — бермудский шлюп или даже кеч: второй вариант предпочтителен для менее опытного экипажа, так как позволяет без трудоемкого взятия рифов оперативно изменять площадь парусности при сохранении управляемости яхты. Испытан и вариант гафельного вооружения — при стилизации яхты "под старину" (паруса делаются из коричневой ткани, имитируя противогнилостую пропитку).
Швертбот намеренно не перегружен парусами — это одно из важнейших условий обеспечения безопасности.
Яхта по проекту "Арсенал" хорошо показала себя в условиях сентябрьских штормов, особенно в варианте вооружения кеч: под стакселем и бизанью она прекрасно управлялась и вела себя очень надежно.
Конечно, "Арсенал не показывает рекордов скорости, но это компенсируется комфортом и безопасностью людей. Швертбот возвращается на ровный киль из крена в 90°, хорошо — практически не заливаясь — противостоит волне на курсе "бейдевинд", не "лежит" на руле. 10-сильного подвесного мотора хватает для подъема против течения по Неве.
Как мы считаем, "Арсенал" попадает в незаполненную нишу нашего рынка. Недорогой и надежный мореходный швертбот отлично подходит как на роль судна, призванного открыть человеку мир паруса (с последующим переходом на более спортивную лодку), так и на роль судна для отдыха семьей, на лоне природы.
Неоспоримый плюс осваиваемого нами в Санкт-Петербурге мелкосерийного производства таких яхт — учет финансовых возможностей и пожеланий будущего владельца. Может отличаться уровень отделки — от простейшей и самой дешевой до наиболее совершенной с применением красного дерева и тика. Возможен и вариант с поставкой любого комплекта деталей для самостоятельной постройки и вооружения яхты.
Типовой комплект оборудования может включать аккумуляторы, систему электрического освещения (включая навигационные огни), швертовую электролебедку, УКВ-радио и компас, но по требованию покупателя может быть изменен и дополнен.