Массовый выход наших крейсерских яхт за рубеж заставил обратить внимание на то, о чем мы давно догадывались — насколько далеко отстают наши суда в оснащении радиоэлектроникой от западных яхт.
Было обидно. Самые разнообразные идеи по поводу приобщения к цивилизованному яхтингу носились в воздухе, теснились в наших головах, и требовался только какой-то толчок для начала их реализации хотя бы, для начала, в рамках какого-то одного мероприятия. И вот, при встрече трех заинтересованных проблемой людей — Президента парусного крейсерского союза И. Рискина, директора "Парусов России" П. Новоселова и автора этих строк возник вопрос: "А не попробовать ли нам в виде эксперимента организовать радиосвязь на Онежской регате?"
Целью эксперимента была проверка возможности эффективного доведения различной информации и команд с судейского судна до участников гонки и получения сообщений о бедствиях и чрезвычайных случаях. В дальнейшем предполагалось проверить максимальные дальности уверенной связи для радиостанций различного типа и определить оптимальную систему связи. Но самое главное, надо было выработать у гонщиков понимание необходимости радиосвязи для каждого из них.
Но все это было сформулировано позже, на следующих регатах. А тогда, в 1994 г., хотелось посмотреть — а что из этого получится? Начали с проверки наличия и типажа радиостанций. Результат оказался обескураживающим — на 40 судов всего 9 радиостанций, в основном переносных ("Причалы", "Волжанки", РСД-70), из которых примерно половина неработоспособна. и только одна настоящая морская стационарная радиостанция. Грустную картину несколько скрасили предоставленные спонсором четыре морские радиостанции. ставшие основой системы связи.
Чтобы установить какой-то порядок, разработали инструкцию по радиосвязи, учитывающую сложившиеся печальные реалии — малую дальность действия и ограниченное время работы переносных радиостанций. В результате в инструкции появились пункты, позволяющие включать переносные радиостанции только при шторме или при плохой видимости и обязывающие выходить в эфир при встречах с судейским судном либо огибании поворотного знака при наличии около него судейского судна. Инструкция определяла частотные каналы для связи в морском и в речном диапазонах частот и порядок работы радиостанции судейского судна и яхтенных радиостанций в зависимости от их типа {переносные — стационарные) на дистанции и на стоянках. Первый вариант инструкции оказался настолько удачным, что он просуществовал без изменений до 1997 г., когда был подкорректирован с учетом появления на ряде яхт стационарных и достаточно мощных (5-6 Вт) переносных морских радиостанций, получающих электропитание от бортового аккумулятора.
Как и следовало ожидать, в первой, короткой гонке ни одна из яхт не вышла в эфир. Проведенный главным судьей И. Рискиным "разбор полетов" внес некоторое оживление среди владельцев радиостанций на второй гонке: мол, если судьям хочется поиграться в радиосвязь, пусть потешутся! И тут произошло событие, поворотное для всего эксперимента, показавшее для чего все это затеяно.
Итак, раннее утро 24 июля 1994 г. Судейское судно стоит около о-ва Брусно. изображая поворотный знак. Северный штормовой ветер гонит большую волну. Первой обходит знак петербургская яхта "Фиджи", за нею, с большим отрывом — "Тоомас" и "Ирида". И вот в ходовой рубке судейского судна из динамика слышится тревожный вызов: "Эколог", ответьте "Тоомасу"! Идущая впереди яхта исчезла!" Буквально через минуту такое же сообщение поступает с борта "Ириды". А спустя 10-15 минут судьи уже знают, что на петербургской яхте "Фиджи" сломалась мачта и могут оперативно принимать соответствующие меры.
Можно сказать, что с этих далеко не радостных сообщений по-настоящему начался не имевший в российском парусном спорте прецедента четырехлетний эксперимент по использованию радиосвязи на регате крейсерских яхт. Дальше все пошло как по маслу: яхты в нужное время и в нужном месте выходили на связь, докладывались и получали информацию, а под конец гонки даже стали злоупотреблять своим "радиопреимуществом" — выведывать свое положение и положение соперников, что, в общем, не вызывало возражений судейской коллегии
В ходе последующих регат 1995 и 1996 гг. накапливался опыт, анализировались результаты.
Самым интересным и полезным оказался последний четвертый этап эксперимента — регата "Онего-97". Этот этап был рекордным по количеству используемой техники: из 33 яхт на 18 (около 54%) имелись собственные радиостанции и еще на 5 — радиостанции спонсоров. Сформировались две четко выраженные группы: яхты с переносными речными радиостанциями и яхты с морскими радиостанциями. Соответственно отрабатывались две модели систем связи, действующих в самых различных ситуациях в ходе гонок и на стоянках: тут были и поиск пропавшей яхты, и перенацеливание участников на другую стоянку, и прием сообщений об авариях, и даже мобилизация экипажей на тушение пожара. Полученные на "Онего-97" результаты оказались настолько наглядными и убедительными, что было решено эксперимент на этом завершить, полученные материалы обобщить и использовать при разработке документов, регламентирующих дальнейшее использование радиосвязи на последующих, начиная с 1998 г., регатах.
Коротко сформулировать наши выводы можно следующим образом.
1. Первый и главный результат — перелом в отношении яхтсменов к радиосвязи, о чем красноречиво говорит рост количества радиостанций. У многих гонщиков появилась потребность и заинтересованность в услугах связи, особенно у наиболее сильных экипажей, реально претендующих на высшие результаты Характерно, что именно у этих гонщиков, за редким исключением, уже имеются собственные морские радиостанции
2. Проводившиеся в 1996-1997 гг. опыты по радиосвязи между судейским судном и яхтой "Тим", имеющей морскую радиостанцию с мощностью 25 Вт и установленную на топе мачты антенну, показали возможность уверенной связи на дальностях 25-27 миль при мощности излучения 25 Вт с обеих сторон и 15-16 миль при мощности излучения радиостанций 1 Вт. Уверенная дальность связи с морскими переносными радиостанциями с мощностью излучения 5 Вт составляла 10-12 миль даже при их нахождении в каюте, а с речными переносными радиостанциями типа РСД-70 и "Волжанка" — 3-4 мили на открытом пространстве.
3. Эксперимент показал высокую эффективность даже имеющейся ограниченной системы связи как а обычных условиях плавания и стоянок, так и в чрезвычайных обстоятельствах. Помимо случая с "Фиджи", были аналогичные истории и на других регатах, особенно на регате 1997 г., когда после старта последней гонки с интервалом в 25 минут поступили сообщения об авариях на яхтах "Забияка" и "Арсенал".
Радиосвязь использовалась для передачи срочной информации, сообщений о погоде в ходе гонок, на стоянках — о сроках и местах собраний, об изменениях сроков старта. В свою очередь, с помощью радиосвязи судейская коллегия получала информацию о нахождении яхт на дистанции. Использовались радиостанции и для решения чисто гоночных задач, например, для отзыва яхт при фальстарте.
Наиболее эффективна система, состоящая из морских стационарных радиостанций. Она позволяет контролировать гонку, принимать и передавать текущую информацию по всей дистанции независимо от ее протяженности и местонахождения судейского судна.
Опыт использования переносных речных радиостанций показал их чрезвычайно низкую эффективность ввиду их малой дальности действия и ограниченной энергоемкости встроенных источников питания, вынуждающих пользоваться радиостанцией только в установленные инструкцией моменты времени. То же относится и к морской радиостанции "Причал". Эти радиостанции нецелесообразно использовать в системе связи регат, подобных Онежской.
4. К сожалению, в результате увлечения экспериментом не было уделено достаточного внимания разъяснительной работе, в результате чего процесс "радиофикации" яхт пошел по пути их оснащения относительно дешевыми переносными, но малоэффективными радиостанциями типа "Причал", "Волжанка" и РСД-70 (на "Онего-97" они составляли порядка 70% от общего количества радиостанций).
Четырехлетний эксперимент показал нам то, что давно уже известно в парусном мире: необходимость использования радиосвязи при проведении любых гонок крейсерских яхт в море или в приравненных к морским районах. Конечно, одним росчерком пера проблему обязательного оснащения яхт — участниц последующих регат морскими стационарными радиостанциями не решить — нужен какой-то переходный период (допустим три-пять лет), в течение которого может допускаться применение и морских, и речных переносных радиостанций при условии их непрерывной работы на прием и расположении антенны на топе мачты.
Вопрос об обязательном использовании радиосвязи конкретно на Онежской регате затрагивает множество заинтересованных людей, в первую очередь — потенциальных ее участников, и требует обсуждения путей решения этой задачи. Хотелось бы услышать мнения читателей по поводу сказанного в данной статье.