Верфь основана в 1924 г., так что недавно мы отмечали свое 70-летие. В первые годы существования верфь относилась к хозяйству порта Туапсе, выпускала самые различные деревянные плавсредства — баркасы, шлюпки, лодки и т.п. В военное время предприятие было переведено в пос. Хорги вблизи Поти и выполняло заказы фронта — строило десантные боты, баржи, изготовляло снарядные ящики...
В 1944 г. верфь передислоцировали обратно — в пос. Лазаревское, где и сейчас находятся ее цеха, а также стадион, спорткомплекс и детский яхт-клуб. Здесь работали и работают настоящие мастера своего дела, такие, как наши заслуженные ветераны С. Е. Ростоцкий, В. П. Туляков, Д. С. Шхалахов, С. Ф. Романов, В. Е. Пилипенко, Н. И. Мяндин, А. С. Зисерсон, Б. А. Мотов, Е. Г. Лихтерман, Ю. В. Розанов, В. И. Пиманова, Е. Г. Сазонова.
До последнего времени мы как верфь ВМФ не имели возможности рекламировать свою продукцию в открытой печати, хотя наряду с теми же широко известными на флоте ялами и баркасами много лет строили и яхты — например, популярные "Фолькботы" и еще более популярные "эмки" — швертботы класса "М", лодки для "народной гребли", скутера и буера.
Хотя бы коротко представим наши возможности в области производства товаров для отдыха на воде.
Подчеркнем, что уже более 30 лет назад наряду с серийным выпуском деревянных судов верфь освоила и стеклопластик: мы поставляем заказчикам отформованные из этого материала не только различные тузики, швертботы и катера, но и такие виды продукции, как буи и маячные башни. У воднолыжников страны, например, получил известность стеклопластиковый катер-буксировщик с маркой Лазаревской судоверфи.
Моторные суда
Наибольший интерес для читателей "КиЯ", очевидно, представляет малый (9-метровый) прогулочный катер "КМП-6" (пр. 16830) пассажировместимостью 6 чел. Это простой по конструкции, неприхотливый в эксплуатации и достаточно мореходный многоцелевой катер с корпусом из дерева (в основном — сосна) и экономичным дизельным двигателем. Отметим, что "КМП-6" комплектуется кильблоками для хранения на берегу и перевозки на железнодорожной платформе. Возможна упаковка катера для смешанных перевозок — в деревянный ящик (расход пиломатериалов — 6 м3).
Известны и выпускаемые в течение I многих лет спасательные катера с корпусами из стеклопластика (по проектам ЦКБ "Редан"): пр. 1394А — открытый (пассажировместимость — 20 чел.), пр. 1393А — полностью закрытый (пассажировместимость — 24 чел.); скорости хода — 6-7 узлов.
К товарам народного потребления относится и стеклопластиковая серийная 4-местная лодка типа "Сочи", рассчитанная на подвесной мотор мощностью 25-30 л.с. Длина ее — 4.4 м, ширина — 1.5 м, высота борта — 0.4 м, вес — 225 кг.
Парусные суда
В сентябре 1992 г. спущена на воду и испытана первая двухмачтовая парусно-моторная шхуна "ПМШ-1", показавшая высокие мореходные качества. В принципе это корпус 20-весельного флотского баркаса, закрытый палубой с длинной и низкой надстройкой. Применено хорошо известное флотским парусникам рейковое вооружение — довольно простое и надежное. Паруса сшиты из лавсана арт.5509.
Мы можем принимать заказы и на постройку крейсерских яхт неограниченного района плавания по самым современным проектам.
Так, еще в 1991 г. мы изготовили деревянный 14-метровый корпус яхты "Сармат" ("НКИ-34"), краткое описание которого приводилось в "КиЯ" №153.
В нашем каталоге есть стеклопластиковые детские швертботы международных классов "Оптимист" и "Кадет", а также швертботы двух классов "Финн" и "Летучий голландец" (паруса — лавсан).
Из парусных досок мы освоили производство "Виндгляйдера" (стеклопластик, лавсан), а из числа буеров — фанерные "ДН-60" ("Колибри"), "С-8" (свободный класс с 8-метровым лавсановым парусом) и "Монотип-XV".
Гребные шлюпки и малые лодки
Судоверфь сохраняет в перечне продукции, на которую принимаются заказы, такие деревянные корабельные шлюпки, как:
- 10-весельный рабочий катер "КГД-10" (7.92x2.33x1.0 м) с парусиновыми (х/б) парусами 34.6 м2 на двух мачтах;
- 6-весельный ял "СРД-6" (6.1x1.88x0.77 м) с парусиновыми парусами 20.4 м2 (разрезной фок);
- 4-весельный ял "СРД-4" (5.26x1.58x0.61 м) с парусиновыми парусами 12.3 м2;
- 2-весельный ял "РД-2" 3-местный (3.55x1.23x0.42 м);
- 2-весельный тузик 3-местный из стеклопластика (3.5x1.2x0.5 м; 86 кг).
К числу малых универсальных лодок могут быть отнесены:
- гребно-парусная 2-местная деревянная (клинкер, сосна) лодка "Виктория" (4.5x1.4x0.5 м; 120 кг) с лавсановым парусом площадью 3.5 м2 и кинжальным швертом;
- гребная 3-местная деревянная (клинкер, сосна) лодка-однопарка "Лазаревка" (4.53x1.45x0.48 м; 114 кг);
- лодка-картоп по типу "Джек-шпрота" из авиационной фанеры (2.3x1.3x0.4 м; 25 кг).
Мастерам судоверфи доводилось строить и поистине уникальные гребные суда, такие, например, как "копию" древнеримского боевого корабля (диера) с двумя рядами весел и огромным прямым парусом. Это судно "Ивлия", спущенное на воду в августе 1989 г., сейчас находится на Средиземном море. Инициатором его постройки был Черноморский научно-исследовательский центр "Понт Эвксинский" (в частности, И. Мельник, П. Гончарук и др.). Этот центр разрабатывал проект и выступил в роли заказчика. Строилась "Ивлия" вне плана с участием будущего экипажа из Одессы. 50-весельное судно удачно стилизовано под античность: таран украшает голова дикого вепря, на бортах в носу изображены глаза. Желающим познакомиться с уникальным судном подробнее рекомендую книгу И. Мельника "Маршрутами античных мореплавателей", изданную в Одессе в 1991 г.
В заключение отметим, что верфь заинтересована в получении предварительных заказов для планомерной загрузки производства.
Наш адрес: 354201, г. Сочи, Л-201, ул. Социалистическая, д. 1. Телефоны: 72-22-24, 72-25-50, 72-04-48.