Основные данные крейсерско-гоночной яхты "Алмаз-53"
Длина наибольшая, м | 16.15 |
Длина по КВЛ, м | 13.00 |
Ширина наибольшая, м | 4.60 |
Ширина по КВЛ, м | 3.86 |
Высота борта на миделе, м | 2.05 |
Осадка по КВЛ, м | 2.75 |
Гоночное водоизмещение, т | 16.40 |
Площадь парусности, м2 | 168.2 |
Гоночный балл, IOR, м | 13.22 |
Тем не менее, в конце 1990 г. на фирме "Алмаз" был заложен киль головной яхты по техническому проекту "Алмаза-53". Строительство ее велось по чертежам, доработанным технологами и конструкторами завода. Впоследствии проект был использован для изготовления нескольких корпусов, постройку которых финансировали различные фирмы. По желанию заказчика в проект вносились изменения, касающиеся, главным образом, планировки внутренних помещений, оборудования и парусного вооружения. Изменилось и назначение яхт, которые в большинстве случаев должны были использоваться в основном для круизных плаваний.
Считаем необходимым познакомить потенциальных заказчиков яхт с первоначальной концепцией и характеристиками проекта "Алмаз-53".
Так как основным назначением яхты было ее успешное участие в гонках, во главу угла были поставлены ходовые качества судна, разумеется, не в ущерб надежности и безопасности плавания.
Использование алюминиевомагниевого сплава для изготовления корпуса позволило обеспечить высокую прочность и остойчивость при относительно небольшом водоизмещении (относительная длина L/D1/3=5.1, где L — длина яхты по ватерлинии, м; D — гоночное водоизмещение, м3).
Корпус с глубоким плавниковым килем и подвесным балансирным рулем имеет длинную ватерлинию и умеренную величину смоченной поверхности. Остойчивость, обеспечиваемая формой корпуса и чугунным литым плавником массой 6.7 т (40% водоизмещения), позволила предусмотреть оснащение судна высокоэффективными парусами большого удлинения. Конструкторы выбрали парусное вооружение шлюп типа 7/8, которое в рамках правил обмера IOR позволяет эффективно использовать дополнительные паруса и настраивать профиль грота в зависимости от скорости ветра и курса яхты относительно него при помощи изгиба рангоута.
При проектировании планировки палубы конструкторы стремились обеспечить удобную работу экипажа с парусами во время гонок и по возможности освободить ее от надстроек и рубок.
Чтобы не увеличивать водоизмещения судна, пришлось ограничиться лишь минимальным комфортом на борту для пребывания полного гоночного экипажа из 12 человек. Поперечные переборки выделяют три жилые каюты, оборудованные диванами и двухъярусными койками. Для капитана предусмотрена отдельная каюта; рабочее место штурмана расположено в корме непосредственно у выхода в кормовой кокпит, где установлен штурвал. Камбуз оборудован в средней части яхты, где амплитуда килевой качки имеет минимальную величину.
Для того, чтобы умерить килевую качку, отрицательно сказывающуюся на ходовых качествах яхты при лавировке, вблизи миделя расположены наиболее весомые части нагрузки: плавник киля; дизель; центральный кокпит экипажа со шкотовыми лебедками; две встроенные в корпус цистерны дизельного топлива емкостью до 300 л и три цистерны питьевой воды общей емкостью 920 л.
Корпус яхты — сварной конструкции из алюминиево-магниевого сплава марки 1561. Система набора — поперечная на днище и бортах (шпация в среднем 325 мм) и продольная на палубе. Усиленные шпангоуты выполнены из таврового профиля 100x40x3x4 мм. Толщина наружной обшивки — 5 мм, листов днища в районе установки плавника киля — 6 мм. Палуба, поперечные переборки, конструкции кокпита и рубки собраны из прессованных панелей типа ПК0266.
Литой чугунный плавник крепится к корпусу при помощи 15 шпилек М36, изготовленных из стали 35Х. Нержавеющая сталь используется в конструкции степса мачты и для вант-путенсов.
Для схода на жилую палубу предусмотрены три люка: главный — из центрального кокпита, люк из кокпита рулевого и форлюк, который используется для подачи на палубу сменных носовых парусов. Хранение парусов предусмотрено в носовом 4-местном кубрике.
Камбуз предусмотрено оборудовать двухконфорочной газовой плитой, бытовым холодильником, двумя раковинами для мытья посуды, контейнерами для овощей и сбора отходов, рундуками и шкафами для продуктов и камбузной утвари. Подача пресной воды на камбуз и в умывальник осуществляется при помощи диафрагменной помпы с педальным приводом.
Сточные воды из камбуза и гальюна собираются в сточной цистерне (емкостью 200 л) и фановой цистерне (около 300 л). Для откачки сточных вод используются ручные насосы осушительной системы.
Предусмотрена магистраль забортной воды, которая подается на камбуз и умывальник отдельными диафрагменными насосами.
Обстройку внутренних помещений предполагается выполнять из красного дерева, фанеры, оклеенной декоративным шпоном ценных пород древесины. Подволоки зашиваются водостойкой фанерой толщиной 3-4 мм, оклеенной винилискожей или декоративной тканью.
Для естественного освещения кают используются светлый люк и палубные иллюминаторы — призмы. Естественная В приточно-вытяжная вентиляция осуществляется через открывающиеся люки и палубные дефлекторы.
В первоначальном варианте проекта (1989 г.) в качестве вспомогательного двигателя предусматривалась установка судового дизеля "4ЧСП 8.5/11 " мощностью 23 л.с. с реверсивно-редукторной передачей. В настоящее время может быть установлен импортный двигатель практически любой марки. В качестве движителя используется двухлопастной гребной винт типа "утиный клюв" со складывающимися на ходу под парусами лопастями. Основными источниками электроэнергии являются две аккумуляторных батареи, которые подзаряжаются от генератора типа Г108Г, навешенного на двигатель. Третья аккумуляторная батарея типа 6СТ132 предназначена только для запуска дизеля. Основное напряжение — 12 В; предусмотрено питание судовой сети электроэнергией с берега напряжением 220 В.
Грот-мачту предусмотрено изготавливать овального поперечного сечения 300x207 мм из алюминиево-магниевого сплава. Гик — из трубы также овального сечения 215x160 мм. Мачту предусмотрено раскреплять такелажем из стального оцинкованного троса конструкции 1x19. Диаметр топштага и топвант — 19 мм, промежуточных вант и ромбовант, а также внутреннего штага — 10 мм. Бегучий такелаж изготавливается из стального нержавеющего троса диаметром 5.1 мм и капроновых канатов.
Проектно-конструкторское бюро "Одиссей", используя накопленный опыт, разработало проект алюминиевой круизной яхты 1610.
Примечание редакции
На основе описываемого проекта судостроительной фирмой "Алмаз" разработаны, освоены и рекламируются два варианта парусно-моторных яхт с вооружением шлюп ("ЭК-53" и версия "чартер") и один вариант круизно-чартерной яхты с двухмачтовым вооружением ("Алмаз-53К").
Приведем основные данные кеча "Алмаз-53К": длина наибольшая/по КВЛ — 16.2/13.5 м, ширина — 4.6 м, осадка — 2.9 м; водоизмещение — 17.5 т (балласт — 6.8 т); площадь парусности — 124 м2; двигатель — 80 л.с.; число постоянных спальных мест — 12; оборудованы 5 отдельных кают, салон и камбуз.
Строит АО "Алмаз"
АО "Судостроительная фирма Алмаз" — одно из первых судостроительных предприятий России, которое освоило производство океанских круизных яхт и скоростных катеров различного назначения. Используемые материалы для изготовления корпусов — судостроительная сталь и сваривающийся алюминиевомагниевый сплав.
В 1995 г. создано самостоятельное яхтенное производство, которое на основе многолетнего опыта использования новейших технологий, материалов и оборудования осуществляет не только изготовление корпусов, но и полную достройку яхт по требованию заказчиков.
С 1991 г. на верфи построено полностью 6 моторно-парусных яхт и более 30 корпусов, в том числе самая большая в России 24-метровая яхта по проекту "Бриз", которая в настоящее время используется как чартерная в Средиземном море. Эта яхта "Адам" под флагом Белиза только что была гостем Санкт-Петербурга во время Операции "Катти Сарк — 96". (Проект "Бриз" будет представлен в следующем номере "КиЯ" конструктором В. Зубрицким).
Готовые яхты и корпуса поставлялись как отечественным заказчикам, так и в различные страны Европы; они пользуются устойчивым спросом в Германии, Финляндии, Голландии, Швеции, Эстонии. В настоящее время в строительстве находятся 12 яхт и катеров, изготовляемых по различным проектам.
Освоена серийная постройка 10 проектов яхт и катеров длиной от 7.5 до 24 м, кроме того, имеется возможность изготовить яхты по любому проекту, предоставленному заказчиком (в том числе по конструкторской документации, выполненной в международном стандарте).