1. Океанские будни
"КиЯ": Алексей Борисович, нынешний "Седов" — судно учебное. Расскажите, на что похож, как выглядит его типичный рабочий рейс?
А.П.: Проще, естественнее всего говорить о реальном рейсе, который только что закончился. По реестру "новейшей истории" судна мы его числим сорок девятым. По продолжительности, однако, он занимает второе место, длился он целых четыре месяца (более длительным был лишь один рейс 1992-го года, связанный с участием в регате "Колумбус-500").
Мы вышли из Мурманска 17 февраля. На борту проходили плавательную практику 84 курсанта. Первокурсники Мурманского морского колледжа. Совсем молодые ребята, многим из них семнадцать исполнилось уже в море.
Начало получилось более чем суровым. И самые первые дни не были тихими — так что "прием пищи" практикантами был очень ограниченным. На третий же день нас настиг настоящий ураган: скорость ветра доходила до 45 м/с и более. Насколько более, сказать трудно, поскольку для нашего ветроуказателя эти скорости оказались запредельными. Температура воздуха в тот день была на отметке минус восемь! И это еще не все. Чуть позже пришлось выдержать второй, не менее свирепый ураган...
"КиЯ": Где же это происходило?
А.П.: В районе Нордкапа, около 72° северной широты.
"КиЯ": Материальная часть?..
А.П.: Конечно, потери были. Благополучно лишились грот-стень- и крюйс-стень-стакселя. Вырвало киповую планку правого борта. Разобрались достаточно быстро: опустили, подняли, заменили, починили. Пока на борту есть наш парусный мастер Евдокимов — Игорь Григорьевич, с парусами на "Седове" все будет в порядке! Ледяные "ветро-струи" до металла очистили борта. Самим не верится, что такое может быть, но вот — фотографии свидетельствуют. Корпус привели в соответствие только при заходе на Канары: заводская работа — засуричили дважды, только один раз, к сожалению, покрасили.
"КиЯ": А люди? Как курсанты?
А.П.: Оказались на высоте. Мальчишки сработали, лучше не придумаешь. Удалось, кстати, обойтись без серьезных травм. Один из ребят получил небольшую травму головы — не совсем правильно вел себя у штурвала.
"КиЯ": Моральная компенсация за испытание штормами состоялась?
А.П.: Вполне! Карта сорок девятого рейса говорит сама за себя. Состоялись заходы в Бремерхафен, в Ла-Корунью, в Санта-Крус-де-Тенерифе. Впервые побывали на острове Мадейра — в порту Фуншал. Впервые были мы и на Азорских островах.
"КиЯ": Понравились Азоры?
А.П.: Да, если есть рай на Земле, то он находится именно на Азорах! Затем был Шербур. За ним — Эмден. Там у нас образовался небольшой "музыкальный тур": на борту появился небольшой камерный симфонический ансамбль, с которым мы не расставались до Норвегии: здесь заходы были в Берген и Ставангер. Не менее интересными, запоминающимися были Копенгаген, Варнемюнде, Карлскрона, Висмар. Три дня длилась стоянка в Киле.
Но рейс наш был в полном смысле слова рабочий: строго по плану шли занятия. Курсанты изучали теорию, многому научились практически. А главное — все 84 в какой-то мере уже состоялись как моряки!
"КиЯ": Вы упомянули Киль. Там помнят о том, что нынешний "Седов" появился на свет именно в этом городе?
А.П.: Не просто помнят! Там проходили настоящие торжества по случаю нашего 75-летия. На борту нашего крупнейшего в мире парусного судна перебывало множество гостей: капитаны-ветераны и действующие капитаны-парусники, представители "СТА". Были немцы, голландцы, финны, шведы.
"КиЯ": После этого уже последовало завершение программы рейса?
А.П.: После захода в Стокгольм уже последовал приход в Санкт-Петербург. Итого: пройдено 9850 миль со среднесуточным расходом дизельного топлива 1.56 т в течение четырех месяцев плавания. В пересчете на время это дает достойный показатель, как мы его называем — процент парусного плавания составил 75-77%.
2. Броня крепка...
"КиЯ": Почтенный возраст дает повод поинтересоваться "здоровьем" "Седова".
А.П.: К счастью, легко отвечать на этот вопрос. Мы имеем действующие до апреля 1999 г. документы Регистра. В феврале прошли ежегодное освидетельствование. Замечаний — нет! Паруса новые, рангоут — крепок. Судно полностью мореходно.
"КиЯ": А корпус? Шутка ли, три четверти века!
А.П.: В 1994 г., во время последнего докования, немцы из чисто спортивного интереса — за свои деньги — произвели замеры фактических толщин металла. Проверили 1500 точек, разбросанных по растяжке наружной обшивки. Результат: на поясе переменной ватерлинии только 10% потерь толщины! Какое судно из нынешних может похвастаться ("тьфу-тьфу"!) такой стойкостью?
"КиЯ": "Крупповская" сталь?
А.П.: Она самая! правда, если говорить о мачтах, о рангоуте, то хвалить нужно сталь "манновскую". Кстати, при том самом "водоструе" на рангоуте даже краска не пострадала...
"КиЯ": Команда?
А.П.: Основной экипаж, мы специально подсчитали, на 96% состоит из достаточно молодых ветеранов. Боцмана — все со стажем, штурмана — все ветераны. Что же касается курсантов, наша работа — их учить.
"КиЯ": Другими словами, наш 75-летний гигант ходить может далеко и успешно?
А.П.: Судно обязано ходить. Для того его создавали, к этому оно приспособлено. А вот когда судно стоит без дела... Кто бы знал, как дорого нам обошелся зимний "отдых" при стоянке в Мурманске. У стенки мы переносили заполярные ураганы с температурой до минус 45°. Что стоило не погубить тогда судовые системы! Та же краска на бортах: мы лишились ее за два дня, но ведь начало тому было положено зимой...
"КиЯ": Предстоят ремонты?
А.П.: Осенью будет плановый доковый. До 1999 г. никаких процедур не планируем. А там уже будет нужен обстоятельный — месяца на четыре — ремонт на класс Регистра. Это довольно дорогостоящая акция. Цены известны, а вот источники финансирования — не вполне.
"КиЯ": Судовладельцу самому справиться будет трудно?
А.П.: Конечно же. Мурманский государственный технический университет, ранее — Мурманская морская академия, соответствующими суммами не обладает. Но деньги, не сомневаюсь, в конечном счете найдены будут. "Седов" давно уже перестал быть просто чьей-то собственностью. Чем дальше, тем в большей степени он становится живым, успешно работающим памятником мировой истории — истории техники и мореплавания. В этом смысле он принадлежит не организации и даже не стране, но — миру!
"КиЯ": А за 1999 годом последует...
А.П.: Двухтысячный год и третье тысячелетие. Войти в них своим ходом наш "Седов" имеет полное право!
Несколько моментов и ситуаций из биографии учебно-парусного судна "Седов"
Февраль 1921 г. — Киль, Германия, состоялся спуск на воду стального четырехмачтового грузового судна, получившего имя "Магдалена Виннен".
Первые пятнадцать лет службы — барк, типичный "винджаммер", работает на перевозках несрочных массовых грузов (уголь, селитра, зерно) между портами Европы, Австралии и Южной Америки, на острова Океании.
1936 г. — Парусник превращается в учебное судно, теперь уже с именем "Коммодор Джонсон".
11 января 1946 г. — судно переходит во владение нашей страны, получает имя "Седов". Начинается его восстановление и служба под флагом ВМФ СССР.
Конец сороковых — пятидесятые годы — принявший командование кораблем Петр Сергеевич Митрофанов формулирует и активно пропагандирует идею безусловной полезности и важности учебных плаваний под парусами в деле воспитания моряка индустриального века.
Пятидесятые — начало шестидесятых годов — реализуется большая серия учебных плаваний с курсантами ВМУЗов на борту. "Седов" становится также школой воспитания таких первоклассных капитанов-парусников, как И. Г. Шнейдер, П. В. Власов, В. И. Нечаев, Я. А. Смелтерис, В. Т. Роев.
1957 г. — продолжая оставаться в ранге учебного парусника. "Седов" принимает участие в работах по плану III Международного геофизического года. Научный руководитель похода — академик В.В.Шулейкин. Специалисты потрясены возможностями парусника как "бесшумной платформы", носителя аппаратуры для акустических измерений.
1966 г. — судно переходит в ведение Министерства рыбного хозяйства. Объективно возможности содержать судно на достойном материально-техническом уровне сокращаются.
Конец шестидесятых годов — бесславная стоянка "ветшающего" судна в Риге. Экипаж, слишком легко свыкшийся с надвигающейся перспективой сдачи парусника на слом, ведет себя соответствующим образом.
Семидесятые годы — инициативная группа ветеранов "Седова" добивается возвращения судна в Ленинград. Петр Сергеевич Митрофанов и сменивший его Владимир Тимофеевич Роев делают все возможное для восстановления парусника. После ремонта, проведенного во многом в режиме "народной стройки", судно приобретает былое величие.
Лето 1981 г. — успешное окончание ремонта. Для судна начинается этап "новейшей истории". Оно занимает, наконец, подобающее ему достойное место в мировом сообществе учебно-парусных судов-толшипов. Капитаном "Седова" становится А. Б. Перевозчиков. Парусник-гигант по-настоящему открывает себя миру.
Основные характеристики УПС "Седов"
Длина, м: | |
между перпендикулярами | 97.90 |
с бушпритом | 117.50 |
Ширина по миделю, м | 14.66 |
Высота борта, м | 8.75 |
Осадка максимальная килем, м | 7.52 |
Водоизмещение полное, т | 7320.00 |
Мощность вспомогательного дизеля, л.с. | 1080 |
Количество парусов | 32 |
Общая площадь парусности, м2 | 3900 |