Оригинальный дизайн этого небольшого, по американским меркам, катера заслуживает внимания конструкторов, работающих над проектами, которым предстоит открыть XXI век. Определенно, новый "Силвертон" создавался с настроем на будущее. Дизайнер удачно использовал широкие возможности создания форм любой сложности, которые предоставляет такой материал, как армированные пластики, стараясь передать в облике "Экспресса" впечатление мощности, скорости и одновременно — солидности, надежности, комфорта.
Для нас эта и некоторые из последующих моделей фирмы интересны, в первую очередь, как удачные примеры использования каждого кубического дюйма "ограниченного бортами" пространства. Рассмотрим "Силвертон-301 Экспресс" именно с такой точки зрения.
Катер не имеет традиционной для 9-10-метровых моторных яхт надстройки: благодаря увеличенной высоте и относительно большой ширине (отношение длины к ширине равно 2.72) конструктору удалось разместить довольно объемистые помещения непосредственно в корпусе — под носовой палубой.
"Экспресс" не рассчитан на длительные путешествия (не будем забывать о его довольно скромных размерениях), однако на уикэнд в море на нем может выйти компания из шести человек — и при этом для каждого найдется удобное спальное место. Наиболее комфортабельная каюта расположена в самом носу; здесь имеются двуспальная койка, сдвинутая на борт и развернутая параллельно ему (этот нехитрый планировочный прием делает тесную носовую каютку как бы более просторной), платяной шкаф, рундуки и полочки для различных вещей. Вторая двуспальная койка, расположенная поперек катера, находится на его кормовой половине — в низеньком помещении под платформой (дном) кокпита. Это неожиданное решение оказалось довольно удачным, особенно в тех случаях, когда обитателям этой кормовой каютки приходится уединяться в ней лишь на время сна. Кроме того еще два человека могут устроиться на ночь на раздвижном L-образном диване обеденного уголка в просторном салоне, в хорошую погоду — в кокпите под тентом, который поддерживается жесткой стилизованной дугой.
На катере оборудованы небольшой камбуз и туалет, причем предусмотрена фекальная цистерна емкостью 127 л, освобождаемая от сточных вод на специальных приемных пунктах, которые имеются на большинстве крупных стоянок-марин; в трюме размещены объемистые цистерны для питьевой воды (360 л) и топлива (2000 л).
Естественное освещение внутренних помещений осуществляется через бортовые иллюминаторы и большой палубный светлый люк.
Тщательно продумана планировка просторного — площадью около 14 м2 — кокпита: ведь на прогулочном катере, особенно при плаваниях в теплых водах, это — практически постоянное место пребывания всего экипажа днем. На широком диване, рядом с водителем, могут разместиться два человека; за их спинами в кормовой части кокпита, установлены два дивана-рундука, объемы которых используются для укладки рыболовного снаряжения, аквалангов и т.п. Эти же диваны могут служить и пляжными лежанками. Для любителей купания предусмотрены расположенный у самой поверхности воды "кормовой балкон" — "плавающая платформа" (площадка). Пройти на балкон можно, открыв дверцу в "транце" — кормовой переборке кокпита. С внешней стороны на этой переборке закреплены гнезда для пластиковых кранцев.
Панорамное лобовое стекло, снабженное по верхней кромке прочным профилем, надежно защищает кокпит от встречного потока воздуха и брызг.
Обводы подводной части корпуса достаточно традиционны, хотя в каталогах они и называются "модифицированными обводами глубокое V". Днище имеет умеренную килеватость (14° у транца); на нем отформованы скуловой брызгоотбойник и продольные реданы. (На крупных катерах "Силвертон" килеватость увеличена до 17° на транце).
Серийные "Экспрессы" снабжаются спаренной установкой из двух бензиновых двигателей "Меркруйзер" с поворотно-откидными колонками. Двигатели, имеющие рабочий объем 5 л, развивают мощность по 230 л.с. при 4600 об/мин. Каждый двигатель вместе с колонкой весит 406 кг. По желанию заказчика могут быть установлены колонки и с более мощными 5.7-литровыми (269 л.с.) или даже 7.4-литровыми (329 л.с.) "Меркруйзерами" либо дизелями "Меркруйзер-43" или "Вольво-Пента КАД 42 Р" (228 л.с., вес — 542 кг) с гребными винтами "дуопроп". Естественно, в зависимости от типа и мощности силовой установки будет разной и скорость катера, и его цена. В одном из каталогов была показана скорость 32 узла при установке двух 230-сильных двигателей.
Благодаря значительным объемам внутренних помещений и высокому уровню комфорта на борту "Силвертон-301 Экспресс" сразу же приобрел репутацию "самого большого" из 9-метровых катеров.
Пользуется успехом и более крупный "Силвертон-361 Экспресс", в котором та же идея катера с открытым кокпитом и кормовой каюткой воплощена более полно; здесь удалось оборудовать три отдельных подпалубных помещения во всю ширину катера.
Кроме упомянутых, выпускаются девять моделей комфортабельных пластиковых катеров, для конструкции и обстройки которых характерны сложные формы с обилием округлений, выформовок и встроенных узлов оборудования. По терминологии фирмы это: два "седан-крейсера с летучим мостиком" ("-312" и "-362"); четыре "конвертайбла" длиной до 42 футов и три "моторные яхты" длиной до 52 футов. Тип, мощность и количество двигателей (а следовательно, скорость и экономические показатели), уровень отделки и состав оборудования варьируются по требованиям заказчика. Для любителей дальних плаваний рекомендуются дизеля "Катерпиллер 3116".
Новинкой, подготовленной для показа на январской бот-шоу 1996 г. в Нью-Йорке, стала малая моторная яхта "Силвертон-372", с которой фирма уверенно связывает свое будущее. Взятый за основу фирменный катер с летучим мостиком и открытым кокпитом претерпел "беспрецедентную" переработку кормовой части. Теперь палуба доходит уже не до миделя, а до транца, что позволило оборудовать в корме по-настоящему комфортабельную каюту уже с полной высотой до подволока; кокпит с его фальшбортами, рундуками-диванами и откидным столиком оказался поднятым на крышу каюты и сверху надежно защищен от непогоды жестким тентом. Главный пульт управления поднят на летучий мостик, что сделало салон гораздо более просторным и светлым. Моторный отсек оборудован под салоном; палуба здесь приподнята относительно уровня в носу и в корме.
Следующая более крупная модель — моторная яхта "Силвертон-402". Это логическое развитие "революционной" 372-й модели. Здесь в корме оборудованы две каюты с выходом на балкон и отдельным гальюном. Появились душевые, где можно стоять во весь рост. Кормовой блок помещений может быть оборудован и в виде спальной каюты и салона капитана или владельца катера. Носовые помещения для гостей (пассажиров) также стали гораздо более просторными. Общее число постоянных спальных мест доведено до 8. Система кондиционирования воздуха обеспечивает неизменно высокий уровень комфорта при любых капризах погоды и смене климатических зон.
В обеих новаторских моделях сохранена получившая восторженные отзывы владельцев кормовая "плавучая площадка", на которую можно выйти и непосредственно из кормовой каюты.
Конечно, поклонники изысканного итальянского дизайна могут предъявить некоторые претензии к внешнему виду этих американских моторных яхт, считая, например, что формы "загроможденной" кормовой части плохо сочетаются с зализанными формами носовой половины "Силвертонов". Но не будем забывать, перед нами лишь самые первые образцы малых моторных яхт нового типа, достоинства которых могут заинтересовать судовладельцев северных широт.
Добавим еще, что та же плодотворная идея "двухэтажной" кормы активно развивается и дизайнерами ряда других фирм.
В интервале длины корпуса до 40 футов нам удалось "найти" лишь одну модель, в которой сделана столь же смелая попытка "втиснуть" в относительно небольшие размерения две полноразмерные каюты и просторный салон, сохранив и "плавающую платформу", и кокпит с крышей, и летучий мостик, и даже носовую площадку — бушприт. Речь идет о малой моторной яхте "Майншип-34" с обводами глубокое V при килеватости на транце 16".
Для примера назовем и несколько более крупных моторных яхт.
Так, в журнале "Motorboating and Sailing" (1, 1996) помещена реклама фирмы "Карвер Боут Корпорейшн", перечисляющая достоинства 45.9-футовой "моторной яхты года", некоторыми чертами напоминающей катера, о которых говорилось выше. Здесь те же две каюты плюс салон на всю ширину катера (а это 4.6 м!), и здесь по желанию заказчика кормовое помещение может представлять собой блок из спальни и небольшого салона. Особо подчеркивается, что во всех жилых помещениях высота до подволока не менее 1980 мм.
Здесь, как и на "Силвертонах", использованы все дизайнерские приемы, помогающие создать иллюзию просторности при крайне ограниченных размерах кают и салона. Тщательно продумана система естественного освещения с обоих бортов и через светлые люки (в салоне — через остекление "рубки"). Обилие света при отсутствии глухих переборок — открытости верхней части пространства — и светлой окраске подволока комбинируется с таким расположением проходов и зеркал, замыкающих перспективу, которое обеспечивает впечатление анфилады помещений. Помогает "объединить объемы" и применение в них единого для всего судна стиля отделки и оформления "стен", выгородок, мебели и узлов оборудования.
Преобладают светлые, яркие краски. Скругляются углы. Особое внимание придается удобству и внешнему виду мебели и системы трапов и поручней.
В Гонконге выпускается еще более крупная 58-футовая моторная яхта "Чей Ли-58" (проект Тома Фексаса) с двумя 800-сильными дизелями развивающая крейсерскую скорость 25 узлов. Здесь "хардтоп" — крыша кормового кокпита — объединена в одно целое с "летучим мостиком", благодаря чему он получился очень просторным (здесь например, хранится 3.9-метровый тузик). "Плавающая платформа" по всей 17-футовой ширине катера имеет в длину свыше 4 футов; здесь выгорожено помещение для спортинвентаря. Цена на 1996 г. — 911500 долл.
Те же черты имеет довольно популярный в Америке 'Таттерас-50" с двумя 535-сильными дизелями; отличия заключаются в том, что "плавающая платформа" имеет вид совершенно открытого балкона, а площадь"хардтопа" не используется. Цена — 798300 долл.
Но, подчеркнем, на больших 15-18-метровых моторных яхтах проблемы общего расположения решаются гораздо проще, чем на 12-13-метровых.
Остается добавить, что в упомянутом выше американском журнале помещен обширный сводный каталог имеющихся здесь в продаже 1200 моделей моторных и парусных судов, 4 выпускаемых 325 фирмами. Если говорить только о "моторной части" этого каталога, то приведены основные данные по 443 катерам длиной от 20 до 30 футов, 238 — длиной от 30 до 40 футов, 141 — длиной от 40 до 50 футов и 218 моторным судам длиной от 50 до 75 футов. Практически невозможно придумать такой вариант, который не удалось бы найти в числе этих 1040 моделей, предлагаемых потенциальному покупателю.
Дейкрейсер для Средиземноморья
Идея 9-метрового "безнадстроечного" "Силвертона" иногда принимает вид гигантского — 23-метрового — роскошного крейсера для закрытых теплых морей, где от жары чаще всего приходится прятаться под палубой. На снимке — "Колумбо-75" — экзотическая новинка американской фирмы "Columbo Yachts", подготовленная для октябрьской бот-шоу'96 в Генуе. С 1450-сильным дизелем "Детройт" и приводом Арнесона катер, спроектированный Артуро Барбетто (дизайн Хуана Карлоса Эспинозы), развивает крейсерскую скорость до 50 узлов. Если такой ход вас не устроит, фирма советует заказать 1850-сильный двигатель: на астрономической цене катера это уже практически не сказывается... Можно заказать и размещение в корме закрытых ангаров со слипами для спуска (через люк в транце) гидроцикла или "тузика" в размерениях нашего "Прогресса".