Как в старые добрые времена
В 1962 г. в Англии яхтсмены — поклонники старины основали Ассоциацию старых парусников с гафельной оснасткой. Интерес к таким судам оказался настолько широким, что сейчас отделения ассоциации функционируют во Франции и Австралии. Издается специальный журнал, в котором ее члены делятся своими исследованиями старины, советами по оснастке забытых типов, публикуют статьи по искусству управления гафельными судами.
Кто же изобрел парусную доску?
Несколько лет назад американец Питер Гау из Ньютона обнаружил в семейном архиве письмо своего прапрадедушки Натаниэля — второго помощника китобойного судна. Письмо было отправлено 29 февраля 1857 г. с о-ва Маун.
Китобой рассказывает о парусной оснастке, которую моряки во время вынужденной длительной стоянки поставили на местную лодку, чтобы развлекаться, катаясь по гавани. Нижний конец мачты закрепили к лодке при помощи шарнира. Парус растянули между парой «кривых» гиков, сделанных из китовых ребер. Управляли парусом стоя...
Средиземноморская баркентина
«Стар клиппер» — это второй круизный парусник, построенный в Бельгии для компании «Уайт стар». Судно, имеющее сугубо традиционный внешний вид классического трехпалубного четырехмачтового парусника с бушпритом, вооружено баркентиной — несет пять прямых парусов на фок-мачте и косые бермудские паруса на остальных мачтах. Грузовместимость судна — 2298 per. т. Принимая на борт 194 пассажира, оно будет совершать круизы по Средиземному морю.
Потрясающие усы
Мой брат Том приобрел яхту и стал заполнять анкету для оформления страховки. Там было множество вопросов, касающихся яхты и ее владельца, а также говорилось, что необходимо приложить фотоснимок. Вместе с женой Том перерыл кучу разных фотокарточек и, наконец, выбрал ту, которая показалась им самой подходящей.
Вскоре пришло письмо из страховой компании: «Дорогой сэр! Большое спасибо за прекрасную фотографию. Мы без ума от Ваших усов. Но не могли бы Вы теперь прислать такой же симпатичный снимок того судна, которое нам предстоит страховать?»
Соперник Слокама
В 1907 г. действительный член С.-Пб. Парусного клуба барон Карл Каульбах, как обычно, отдыхал на борту своей 18,3-метровой яхты — иола «Перелом». После длительного чисто семейного плавания из Гельсингфорса в Петербург, затем по всему Ладожскому оз., снова в Гельсингфорс и далее в Швецию, по неизвестной нам причине в Стокгольме штатная команда «взбунтовалась».
Упрямый барон, «не желая брать шведов», вышел в обратный рейс в более чем свежую погоду «без команды, но с племянницею, 3-мя ея подругами и кухаркой».
Как записано в истории яхт-клуба, "пассажирки в дороге отлично выучились кораблевождению, а также работам с парусами и якорем", начав с того, что срочно взяли два рифа на гроте...
Новый корпус «Королевы»
Этот 87-метровый колесный пароход «Дельта Куин» — одно из старейших в США судов, находящихся в строю. При модернизации в связи с заменой оборудования возникла необходимость увеличить водоизмещение парохода и подкрепить его изношенный корпус. Было применено оригинальное решение: судно поставили в новый корпус. Точнее сказать, под старый корпус (на рисунке — 1) с каждого борта подвели по четыре сварные секции днища с обшивкой толщиной 19 мм и набором высотой 0,9 м. Кстати сказать, образовавшееся междудонное пространство позволило чуть ли не вдвое увеличить запас топлива и пробег без бункеровки. Несмотря на существенное увеличение водоизмещения (до 2550 т) и осадки (до 2,59 м) скорость парохода снизилась менее чем на 5% от замеренной на ходовых испытаниях в 1926 г. (16 км/ч); обводы нового корпуса (2 на рисунке) были спроектированы с применением ЭВМ и модельных испытаний.
Пещера Алладина
Братья Фулкес, обосновавшиеся на набережной, к которой примыкает верфь Барселдон, знакомы многим судостроителям и владельцам яхт и катеров Британских островов тем, что собирают и скупают все, что уже побывало в чьих-то руках. Чтобы продать другим. Полезное занятие, не правда ли? К ому же оно, надо полагать, прибыльное Поскольку в лавке можно купить то, чего не найдешь в других местах, в «Пещере Алладина» запросто «облегчат» кошелек покупателя. К его же удовольствию.
На «витрине», как видим, выставлены некоторые «мелочи»: носовая фигура парусника (то ли оригинал, то ли копия), подвесной мотор, иллюминаторы, трапы... Если все это не для вас, тогда углубляйтесь в «пещеру». Там собрано такое, что вам даже не снилось. Если все же чего-то необходимого вам не оказалось, братья продолжат поиск. У них обширные связи.
«Пещера» принимает все, что по соображениям опытных старьевщиков имеет хоть какую-то ценность, особую привлекательность. Старый огромный блок, например, может приобрести хозяин бара с морским интерьером. Ему же, скорее всего, пригодится и штурвал с древней баржи или буксира.
У нас по клубам, складам, в домах привлекательного старья тоже достаточно. А вот с «пещерами Алладина»...
Обознались
С античных времен настоящие пираты считают залогом успеха хорошую постановку «службы информации». Они должны знать, что за судно атакуют, какой груз находится в его трюмах, как оно может защищаться. К чему приводит пренебрежение старыми правилами, показывает, например, недавний случай (май 1990 г.), о котором рассказала газета «Московский комсомолец».
В районе Тайваня вышедшие на ночную операцию пиратские катера обнаружили неизвестное низкобортное судно, которое посчитали в темноте тяжело груженным сухогрузом. Не тратя время на уточнение обстановки, пираты решили взять встреченное судно на абордаж и дали автоматную очередь, требуя остановиться. Каково же было их удивление, когда на «сухогрузе» отреагировали очень странно: сыграли боевую тревогу и ответили предупредительным залпом из спаренной орудийной установки. Только скорость спасла джентльменов удачи от командоров нашего десантного корабля «Николай Вилков».
Мебель в стиле ретро?
Нет, настоящий моряк не расстанется с любимым судном! Норвежец Тур Колстад не решился пустить на дрова 60-летнюю 9,6-метровую лодку, которую помнит с детских лет, на которой пройдены тысячи миль по шхерам Ослофиорда. А заодно он и его жена Сольвейг решили проблему удобной и уж во всяком случае оригинальной мебели для спальни. Фото А. М. Клокк из журнала «Бот».
«По суху, яко по морю»
Этот случай произошел в прошлом веке. Один из вооруженных пароходов Аральской военной флотилии после сильного разлива Аму-Дарьи обсох на берегу довольно далеко от русла реки. Командир «Туркмена», погоревав, решил, что так даже спокойнее. Жизнь на борту корабля шла своим чередом. Поддерживался пар в котлах, поднимались и спускались флаг и гюйс, неслись навигационные огни. В вахтенный журнал записывалось все, что положено. Служба шла.
Это необычное «плавание» длилось два года, пока нагрянувшая из Адмиралтейства комиссия не решила отдать командира «Туркмена» под суд за очковтирательство. Тот держался твердо. Посадку на мель он отнес к «неизбежным случаям» и с документами в руках стал доказывать, что на Аму-Дарье часты совершенно неожиданные паводки и именно поэтому он вынужден был держать пароход в постоянной готовности к снятию с мели. Ему не очень-то поверили, однако прямого состава преступления суд не нашел и дело «повисло». Прибывшие из Петербурга начальники отправились к пароходу, чтобы на месте ознакомиться с положением дел и принять решение. Тут-то и случилось непредвиденное: переменившийся ветер действительно очень быстро поднял воду, пароход всплыл, а вот кареты стали тонуть. Находчивый командир «Туркмена» и тут не растерялся — в лучших морских традициях спас «подмокшее начальство» и получил блестящую аттестацию.
Вокруг света на надувнушке?
Такое, вроде бы, впервые! Американец Брайен Петерсон завершает кругосветное плавание на надувной лодке с многозначительным названием "Соевое масло", выдающим область деятельности спонсора. Однако не торопитесь сравнивать этот вояж с подвигом Ахена Бомбара. Француз пересекал Атлантику на крошечной 4.6-метровой надувной лодке "Еретик "с парусом площадью 3 кв.м. Петерсон вышел в море в сентябре 1992 г. из Сан-Франциско на 7.2-метровой надувной лодке, которую вполне можно назвать быстроходным, непотопляемым и самоспрямляющимся катером.
В основе своей это — серийная надувная лодка с жестким днищем "Зодиак РИБ Санрайдер", на которой установлен дизель "Меркруйзер" 04.2, развивающий мощность до 220 л.с. Лодка практически полностью закрыта. В носовой части выгорожена герметизированная каюта, кормовую половину занимает ходовая рубка с удобным мягким креслом перед штурвалом и приборным щитом. Радиолокатор и остальное навигационное оборудование работает от солнечных батарей, расположенных на крыше рубки.
За 150 ходовых дней Петерсон посетил 120 больших и малых портов приморских стран.
Питер Берд не сдается
Одной из самых драматических неудач прошлого 1994 года называют репортеры финал попытки 49-летнего англичанина Питера Берда пересечь Тихий океан за рекордное время на веслах на специально построенной лодке "Сектор-2".
Напомним, француз Жерар д'Лбовиль сделал это на лодке "Сектор" за 134 дня. Можно напомнить и другое — тот же Питер Берд десятью годами раньше уже пытался покорить Великий океан. Па огромной 9.9-метровой лодке "Британия", свободно вместившей полугодовой запас провизии, в сентябре 1982 года он вышел из Сан-Франциско в 8500-мильный вояж, но уже через 20 дней вернулся к берегам Америки из-за череды сильнейших штормов. После ремонта смельчак снова принял старт, это было уже в октябре. Через 5 месяцев он благополучно добрался до Таити. Всего в 350 милях от цели — австралийского побережья — Питер Берд был вынужден прекратить свой рейс из-за опасности разбить лодку на Большом Барьерном рифе: на 293-й день плавания его принял на борт вызванный по радио военный корабль (лодка затонула при буксировке). Стоит добавить, что это была не первая, а вторая попытка Питера Берда — лондонского фотографа — пересечь Тихий океан на веслах.
Итак, третья неудачная попытка длилась дольше второй — 304 дня. И снова Питеру на редкость не везло с погодой: первые месяцы гребли он потратил на малоуспешную борьбу с сильными и неизменно встречными ветрами, дальше начались штормы. "Сектор-2" в общей сложности переворачивался 26 раз, причем был страшный шторм, во время которого лодка опрокидывалась волнами трижды за один час! Неудивительно, что после 304 дней Берд не выдержал, дал "SOS" и был спасен проходившим неподалеку судном.
Смельчак не сдается: он планирует повторить попытку на маршруте Владивосток-Калифорния.