На международной судостроительной конференции, посвященной гидродинамике быстроходных судов, швейцарская фирма «Ролла» представила результаты интенсивных исследований и испытаний серии частично-погруженных гребных винтов (ЧПВ). Уже в течение 28 лет «Ролла» является мировым лидером в проектировании и изготовлении ЧПВ для судов самых разнообразных типов — от гоночных катеров до сравнительно крупных быстроходных коммерческих судов и кораблей ВМС.
В эксплуатации находится несколько тысяч судов, оснащенных ЧПВ, однако конструкторы до последнего времени не имели надежных экспериментальных данных по проектированию таких винтов. Публиковались весьма скудные и разрозненные сведение о гидродинамике ЧПВ, примененных на конкретных судах, так что успех конструктора во многом зависел от интуиции и предыдущего опыта. Расчеты таких винтов основывались на эмпирических методах.
Доклад сотрудника фирмы Д. Розе и доктора К. Круппа — профессора гидродинамики технического университета в Берлине — результат первых серийных испытаний реальных частично-погруженных винтов, проведенных в кавитационном тоннеле со свободной поверхностью воды на масштабных моделях и проверенных в натуральную величину на судах.
Серия состояла из ЧПВ пяти шаговых отношений в диапазоне H/D=0,9÷1,6 и испытывалась при погружении оси ЧПВ а воду от 30 до 60% диаметра винта с найлоном гребного вала от 4 до 12°. Эта серия рассчитана на применение на судах, развивающих скорость от 64 до 90 км/ч (33—50 уз). Большое значение на таких скоростях движения имеют величины вертикальной и боковой поперечной гидродинамических сил, возникающих на погруженных в воду частях лопастей, также взаимодействие корпуса судна и винта. Для замера этих сил доктор Крупна использовал 6-иомпонентный динамометр; пересчет результатов испытаний проводился с большой точностью при помощи ЭВМ.
Таким образом с опубликованием фирмой «Ролла» результатов систематических испытаний серии ЧПВ их конструкторы получили экспериментальную основу для выбора оптимальных элементов винтов и оценки их взаимодействия с корпусом судна.
Новинкой фирмы «Ролла» являются пятилопастные гребные винты С11/12 и С21/22 для океанских гоночных катеров. Они изготавливаются из нержавеющей стали марки 17-4-РН с клиновидным профилем лопастей. Диаметр этих винтов — 394÷457 мм, шаг — 736÷838 мм. В гоночном сезоне 1990 г. первые винты этого типа были успешно испытаны на катере двукратного чемпиона мира Стива Куртиса.
В марафонской 2400-километровой гонке того же года по маршруту Венеция — Монте-Карло винты «Ролпа» привели к финишу победителей всех девяти этапов; они стояли также на катерах, одержавших итоговую победу в пяти участвовавших классах.
Фирма «Ролла» является изготовителем «супер-пропеллеров» — крупнейших суперкавитирующих винтов диаметром до 820 мм, отлитых из нержавеющей стали и сплава ERO. Эти винты выполняются с 5, 6 и 7 лопастями и применяются для быстроходных катеров длиной свыше 15 м; один винт способен «переработать» в упор мощность до 2000 л. с.