Опыт проектирования, строительства и эксплуатации этих судов позволил конструкторам завода определить основные направления дальнейшей работы по созданию необходимых народному хозяйству и отвечающих современным требованиям судов на воздушной подушке. В основу разработок новых СВП были положены следующие условия:
- конструктивная схема судна должна быть достаточно простой, чтобы обеспечить низкую трудоемкость в изготовлении, простоту в обслуживании и при выполнении ремонтных работ;
- судно должно быть простым в управлении;
- должна быть обеспечена максимальная надежность в сложных условиях эксплуатации.
В соответствии с этими положениями был разработан проект пятиместного амфибийного катера «Радуга-2», по которому заводом в 1978 г. был построен натурный макетный образец, а в 1978—1981 гг. проведены его испытания.
Основные данные двух КВП
«Радуга» | «Крас» 2» | |
Длина, м | 6,8 | 10,6 |
Ширина, м | 3,14 | 4,8 |
Высота, м | 2,05 | 3,2 |
Масса, т | 2,0 | 4,4 |
Мощность, кВт | 120 | 190 |
Скорость, км/ч | 70 | 60 |
Пассажировм., чел. | 4 | 9 |
Экипаж, чел. | 1 | 1 |
В качестве главного двигателя применен автомобильный мотор марки «ЗМЗ-13», работающий на бензине А-93. Движителем, обеспечивающим подъем и поступательное движение судна, служит осевой десятилопастной вентилятор серии К-23 диаметром 900 мм, выполненный по схеме К+СА (колесо со спрямляющим аппаратом); материал лопастей вентилятора — сплав АМг-61. Вентилятор установлен на горизонтальном промежуточном валу, соединенном с валом двигателя; окружная скорость концов лопастей — 145 м/с.
Отбор воздуха на образование воздушной подушки производится поворотной заслонкой, расположенной в воздушном канале за вентилятором, которая управляется водителем из кабины. В кормовой части катера в воздушном потоке вентилятора установлены два руля реверсивно-рулевого устройства, которые могут работать совместно и раздельно. При совместной их работе происходит управление движением судна на переднем ходу, при раздельной — изменение направления тяги для заднего хода катера. Гибкое ограждение высотой 0,35 м состоит из кольцевого гибкого ресивера и съемных элементов. Воздушная подушка разделена продольной и поперечной гибкими перегородками на три участка. Материал гибкого ограждения — обрезиненный капрон марки 23М плотностью 576 г/м2.
Во время испытаний «Радуга-2» двигалась со скоростью до 70 км/ч на глубокой воде и на мелководье, проходила над песчаными отмелями, над покрытыми травой участками суши, демонстрируя при этом хорошие управляемость и остойчивость. Давление в воздушной подушке составляло 110 Па, в ресивере — 150 Па, тяга на швартовах была 1,8 кН.
С учетом полученных результатов конструкторами завода был разработан новый проект, а в 1987 г. на «Красном Сормове» построен промышленный образец десятиместного амфибийного катера, получившего название «Крас». Этот КВП может применяться как служебно разъездное судно для доставки почты, оказания медицинской помощи и при геолого-разведывательных работах, как патрульное для рыбнадзора и водной инспекции, как транспортное средство для перевозки бригад при вахтовом методе разработки месторождений и т. п. Районы эксплуатации катера — магистральные и малые реки, ровные участки суши, болота, тундра.
Механическая установка катера состоит из одного двигателя и одного осевого вентилятора, обеспечивающего и движение катера, и образование воздушной подушки; это обеспечивает надежность работы, а также простоту управления катером.
Клепано-сварной корпус выполнен из сплавов АМг-5 и АМг-61 в виде прямоугольного понтона ячеистой конструкции; в ячейки уложены блоки непотопляемости из пенопласта.
За салоном находится машинное отделение, в котором установлен дизель водяного охлаждения «ЗД-20», работающий через одноступенчатый понижающий редуктор на десятилопастной вентилятор серии К-23 диаметром 1,6 м; вентилятор выполнен по схеме К+СА. Воздушный поток за вентилятором с помощью разделительного кольца раздваивается: периферийная часть используется для образования воздушной подушки, внутренняя — для создания упора. За вентилятором располагается реверсивное устройство, обеспечивающее задний ход и состоящее из стационарных и поворотных горизонтальных лопаток, а также рулевого устройства с тремя вертикальными рулями. Гибкое ограждение катера аналогично ограждению КВП «Радуга-2», но имеет большую высоту — 0,5 м.
Комплексные испытания катера «Крас» были закончены в 1989 г. Давление в воздушной подушке составляло 110 Па, в гибком ресивере 140 Па, тяга на швартовах 4,5 кН. Во время испытаний на Волге катер двигался по судовому ходу и вне его, над глубоководными и мелководными участками, над песчаными островами и косами протяженностью до 200—300 м, преодолевались уклоны в 5—7° большой протяженности, мелководные участки, заросшие травой и мелким кустарником. С разгона катер переходил через песчаные гряды с высотой 1—1,5 м и уклоном 20—30°.
Испытания показали, что катер имеет хорошие скоростные качества, быстро набирает скорость и способен резко тормозить, надежен в работе и прост в обслуживании. Эти качества «Краса» обуславливают возможность широкого применения его в народном хозяйстве.