Как интересно собирать информацию о технических новинках, читая в основном «Катера и яхты». Не менее увлекательно проектировать новую лодку — набрасывать эскизы, например, сидя на скучном заседании. А какую радость испытываешь, когда удается приобрести настоящий — высококачественный строительный материал! Не менее приятно строгать, пилить, клепать, шить и красить, видя, как у тебя на глазах растет маленькое суденышко, задуманное тобою. И вот спуск на воду. И всегда волнение — не потечет ли, как сядет, пойдет ли против ветра? Затем исправление неизбежных детских болезней конструкции, а уж после этого — плавания с приятелями, с семьей или в одиночку по прекрасным озерам Карелии...
Сразу же после того, как новая лодка начинает плавать хорошо, возникает странное, но я уверен, многим читателям «КиЯ» знакомое чувство — желание снова пройтись по всему циклу, начав все сначала. Как сказал поэт в аналогичной ситуации: «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Сейчас мой катамаран стал плавать вполне прилично, следовательно, пришла пора думать об очередной конструкции.
Каждая новая лодка у уважающего себя «самодельщика» должна получаться более комфортабельной и главное — более интересной, чем предыдущие, а соответственно - более сложной и в силу этого более трудоемкой и дорогой (хотя бы потому, что все дорожает!). На строительство и отладку последнего моего катамарана ушли три лета. Я чувствую, что это — предел.
Желание построить хотя бы одну еще более совершенную конструкцию уже есть. Есть и новые идеи, которые следовало бы попытаться реализовать. Однако неизбежные при этом финансовые и трудовые затраты уже становятся для меня чрезмерными.
Я долго размышлял о сложившемся положении и в конце концов пришел к каким-то выводам, которыми хочу поделиться.
В условиях перехода к рынку реализовать стремление многих одиночек-любителей к техническому творчеству можно только путем объединения усилий. В частности, может быть рекомендована такая новая для нас форма организации, как товарищество с ограниченной ответственностью. Думаю, что это оптимальный на сегодня вариант, позволяющий превратить хобби в прибыльное дело.
Среди туристов-водников, т. е. в знакомой мне области технического творчества, много высококлассных проектантов, изобретателей, мастеров с золотыми руками, способных спроектировать, изготовить и довести «до ума» опытные образцы оригинальных и современных малых судов, которые затем могли бы передаваться каким-то другим объединениям-предприятиям для промышленного производства.
Почему, по моему мнению, нужен именно такой путь? Дело в том, что, как показала жизнь, существующим могучим ЦКБ и заводам «большого» судостроения создать могущую заинтересовать массового потребителя разборную туристскую лодку, способную ходить под парусами, не удается. Такую лодку могут и должны создавать люди, имеющие необходимый личный опыт и постройки подобных лодок, и плавания именно на них.
Лодки, спроектированные на основе своего многолетнего опыта, снабженные только практически проверенными устройствами (если нужно — защищенными авторскими свидетельствами), хорошо испытанные в сложных туристских походах, имеют гораздо больше шансов по-настоящему заинтересовать потребителя и, следовательно, предприятия, которые в настоящее время должны ориентироваться на рынок.
Есть уже и пример. Ориентация на внедрение в массовое промышленное производство созданных своими силами разборных парусных судов лежит в основе деятельности основанного группой любителей водного туризма во главе с С. В. Зуевым1 ленинградского товарищества «Яхтикон».
Товарищество нацелено на выполнение опытно-конструкторских работ, изготовление опытных, выставочных и промышленных образцов, оказание услуг по патентованию и защите авторских прав. Объединенные ресурсы товарищества направляются, в первую очередь, на разработку конструкций с элементами технической новизны, прошедшими проверку практикой.
Так, например, ближайшей задачей «Яхтикона» является внедрение в промышленное производство малых (длиной 5 м) парусных тримаранов семейства «Вьюн», устройство которых защищено двумя авторскими свидетельствами. Важнейшая особенность «Вьюна-4» и «-5» (конструкции С. Зуева) состоит в том, что, в отличие от других малых лодок, они действительно способны идти довольно круто к ветру. Это достигается тем, что боковые профилированные поплавки-крылья сделаны управляемыми — с изменением угла атаки для повышения сопротивления дрейфу. Конструкция разработана опытным туристом-парусником и хорошо проверена как участием в гонках, так и многолетними плаваниями на Вуоксе и Волге, в Подмосковье и на Ладоге.
Перспективным направлением деятельности конструкторов «Яхтикона» будет разработка малых судов с использованием роторов Магнуса и «поворачивающихся рубок».
Участие в работе товариществ, подобных «Яхтикону», дает возможность любителям малого судостроения совместить приятное с полезным, позволяя надеяться на коммерческий успех.
В современной предельно сложной ситуации всем нам крайне необходимо учиться самоорганизовываться в группы по интересам, рассчитывая при этом только на свои головы, на свои руки и финансовые возможности.
Примечания
1. Станислав Викторович — один из активных авторов «КиЯ» и непременный участник парусных гонок на призы нашего журнала. В №124 за 1986 г. были напечатаны чертежи его парусного тримарана «Вьюн» на базе байдарки, на котором он не раз становился победителем.