В письме № 7/3-27/1263 от 26.02.91 в Московскую ассоциацию яхтсменов-любителей ГИЭ указывает, что «организация радиосвязи судно-судно, судно-берег осуществляется согласно Правилам радиосвязи морской подвижной службы СССР и Правилам радиосвязи на внутренних водных путях СССР».
В этом же письме дается перечень радиоканалов для использования в различных портах:
- канал 69 — Баку, Дербент, Махачкала, Каспийск, Астрахань, Красноводск, Шевченко, Феодосия, Сухуми, Сочи, Батуми, Мурманск, Северодвинск, Архангельск, Петрозаводск, Ванино, Николаевск-на-Амуре, Холмск, Корсаков, Ленинград, Таллинн, Выборг, Рига, Клайпеда, Вентспилс, Калининград, Пярну, Поти, Владивосток, Находка, Совгавань, Петропавловск-Камчатский, Магадан;
- канал 98 — Измаил, Одесса, Ильичевск, Николаев, Херсон;
- канал 10 — Ростов-на-Дону;
- канал 71 — Таганрог и Мариуполь.
В случае помех радиостанциям Минрыбхоза в Лиепае работа на канале 69 в Клайпеде и Вентспилсе должна быть прекращена.
Не возбраняется использование 10, 37, 69, 71, 98-го каналов для связи яхт с яхт-клубами.
Можно заказывать радиостанции со следующими вариантами наборов каналов:
Как известно, канал 72 рекомендован международным советом по крейсерским гонкам в качестве канала связи между яхтами.
Канал 77 можно использовать в качестве резервного для яхт и как основной для катеров.
Теперь относительно радиосвязи на внутренних водных путях. Заместитель генерального директора ПО «Речсвязьинформ» Е. Трофимов сообщил письмом № 15-4-30/187 от 25.02.91, что яхтсмены «должны иметь на яхтах радиостанции, обеспечивающие связь в целях безопасности плавания на частоте 300,02 МГц (канал 5), а для связи между яхтами можно использовать частоту 336,2 МГц (канал 25). Кроме того, необходим канал 3 для связи с диспетчерами шлюзов».
Заметим, что из-за ограничений габаритов и энергоснабжения на яхтах, скорее всего, будут применяться переносные радиостанции, например РСД-70. Эти станции имеют три канала либо в диапазоне 300 МГц, либо в диапазоне 336 МГц. Таким образом, использовать в одной портативной радиостанции каналы 5 и 25 невозможно.
Остается надеяться на новую станцию «Волжанка», которая будет иметь пять каналов, в том числе дополнительные вновь вводимые каналы 41, 42, и 43. Госкомспорт СССР обратился в ГИЭ с просьбой назначить один из этих каналов для связи между яхтами.
Использование коротковолновых станций может быть разрешено, по словам руководителей ГИЭ, при наличии на яхтах лиц с морскими дипломами радиооператоров.
Внедрению KB-радиосвязи, вероятно, будет способствовать выпуск в 4-м квартале 1991 г. ПО «Вега» (Бердск) KB-радиостанции «Бриз» в морском исполнении. Эта малогабаритная станция (вес 6 кг) работает в телефонном режиме.
В заключение рекомендуем для яхтсменов учебник В. П. Константинова «Средства радиосвязи речных судов», М., Транспорт, 1988. В книге изложены основы устройства радиостанции, приведено описание таких станций, как «Ангара», «Сейнер», «Кама», «Причал» и РСД-70, приводятся правила радиообмена. Цена книги 35 коп.