В июне-июле 1991 года на реке Амур прошел предварительные испытания быстроходный и высокоэкономичный опытный скеговый катер на воздушной подушке (СКВП), получивший название «Уссури».
Хотя первые СКВП были построены еще в начале 70-х годов и к настоящему времени более сотни относительно крупных таких катеров успешно эксплуатируются во многих странах, малых СКВП, пригодных для серийной постройки, до настоящего времени разработано не было. Известные нам по литературе малые экспериментальные катера или имеют чрезвычайно низкую удельную нагрузку на опорную поверхность (это, например, японский экспериментальный «Флорал» с полным водоизмещением всего 540 кг), или оказываются не выдерживающими сравнения с обычными глиссирующими катерами: незначительное снижение сопротивления движению не «окупает» усложнения конструкции и увеличения водоизмещения.
Нам удалось найти такие соотношения основных элементов снегового катера, при которых его высокие скоростные и мореходные качества сочетаются с относительно большим водоизмещением при малых габаритах. На эти соотношения получен патент.
Разработанный в КБ «Тесей» и построенный на Хабаровском судостроительном заводе имени 60-летия Союза ССР скеговый катер «Уссури» рассчитан на серийный выпуск, в первую очередь — в качестве товара народного потребления для продажи населению. Это многоцелевой 5-местный катер, пригодный для туризма, любительского лова рыбы, прогулок. При самой незначительной модернизации, связанной в основном с изменением состава оборудования, тот же катер может использоваться как разъездной или почтово-пассажирский, как водное такси, в качестве скоростного патрульного судна высокой проходимости.
Корпус изготовлен из коррозионно-стойкого сваривающегося алюминиево-магниевого сплава.
На опытном катере установлены автомобильный дефорсированный двигатель «УМЗ-412», развивающий мощность до 60 л. с. (на бензине А76) при частоте вращения коленчатого вала 4800 об/мин, и поворотно-откидная угловая колонка ПОК-60. И двигатель, и колонка использованы штатные — от катера «Амур-Д» производства авиационного завода имени Ю. А. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре). Единственное изменение в конструкции ПОК-60 — это увеличение расстояния между горизонтальными осями на 520 мм.
Нагнетатель, специально спроектированный для СКВП «Уссури», навешен на главный двигатель. Воздух от нагнетателя подается как в воздушную подушку, так и внутрь носового и кормового гибкого ограждения (по мягкому рукаву вдоль борта).
Применение «катамаранной» схемы и установка кринолинов-потопчин по бортам позволили существенно увеличить, по сравнению с тем же «Амуром», полезную площадь пассажирского кокпита: его размеры — 3,1 м по длине катера, 2,2 м — по ширине. Носовая часть кокпита закрыта рубкой-убежищем, где и расположен пост управления катером. Остальная часть кокпита в плохую погоду закрывается легким тентом. При устройстве ночлега три мягких кресла, диван и стол трансформируются в четыре спальных места. Зашивка бортов отделана винилискожей.
Бортовые кринолины, придающие выразительность внешнему виду катера, одновременно играют и роль кранцев-брызгоотбойников; они сделаны съемными, что позволяет при необходимости легко уменьшить габаритную ширину катера с 2,8 до 2,4 м. Размещенные в них и в корпусах-скегах пенопластовые блоки плавучести обеспечивают катеру непотопляемость.
Между моторным отделением и кокпитом расположен коффердам1, в который укладываются спасательные принадлежности и убирается тент. Наличие этого коффердама, а также надежная звукоизоляция моторного отделения обеспечивают снижение уровня шума в районе размещения пассажиров.
Испытания продемонстрировали высокие эксплуатационные качества катера. Скорость при полной нагрузке составила 46—50 км/ч на тихой воде и около 35 км/ч на волне высотой 0,6— 0,8 м. При форсировании двигателя и переводе его на бензин А93 (мощность порядка 75 л. с.) можно добиться повышения скорости за 52 км/ч. Например, проработка проекта экспортного варианта «Уссури-Э» со 100-сильным шведским двигателем «TMD31B» показывает возможность достижения еще более высоких скоростей — порядка 60—65 км/ч на тихой воде и 40— 45 км/ч при высоте волны 0,4 м.
Расчетная дальность плавания на экономической скорости 40 км/ч — 300 км. Ограничение по мореходным качествам — волнение свыше 3 баллов.
Участники испытаний отметили мягкий ход катера и плавность качки, устойчивость на курсе при движении на волне, высокие маневренные качества. При увеличении нагрузки (в частности — числа пассажиров до семи) скорость хода снизилась всего на 2—3 км/ч. Расход топлива на всех режимах был существенно ниже, чем у катера «Амур-Д». При ходе на подушке осадка носом составляет около 5 см; это позволяет практически в любом месте подходить к отмелому берегу и выходить из катера непосредственно на берег.
Первые 10 серийных катеров типа «Уссури» намечаются к выпуску в 1992 году.
Разработан проект более крупного (9,8 м) снегового катера на воздушной подушке, рассчитанного на 12 пассажиров. С двумя дизелями «ЗД20» и водометными движителями скорость хода этого СКВП составит 75 км/ч.
Наше КБ заинтересовано в партнерах для организации совместного производства СКВП.
Примечания
1. Коффердам — узкий разделительный отсек специально для изоляции смежных помещений.