Читательские письма с просьбой, а иногда и с требованием помочь достать лодку или мотор встречаются в ежедневной редакционной почте все чаще. Всеобщий дефицит своим черным крылом накрыл и наш прогулочный флот. Уже не отыщешь брошенных некогда по берегам старых дюралек, стоимость же порядком изношенных подвесников доходит сейчас до полутора-— двух номиналов.
Можно ли ожидать хоть какого-либо улучшения в снабжении прогулочными судами в этом году, станут ли более доступными наши «Ветерки» и «Вихри»? С этими вопросами мы обратились к старшему товароведу Ленинградского межобластного оптового предприятия спорттоваров Роскультторга В. В. Рыбальченко.
В ее обязанности входит удовлетворение запросов любителей отдыха на воде всего северо-западного региона нашей страны. Это Коми АССР, Новгород и Псков со своими огромными областями, ну и, конечно, сама Ленинградская область. Правда, сейчас выпал из этого перечня Мурманск, который теперь сам будет решать эти проблемы. Из всех цветов на карте этого региона преобладает голубой, нигде в стране не встречается столько морских заливов, озер, речушек, как здесь. Поэтому и проблемы с приобретением лодок и моторов стоят тут острее.
Есть у этого региона и еще одна особенность. Северо-запад всегда был одним из главных судостроительных центров страны. Поэтому и в новых условиях оптовой торговли, когда ты можешь попросить, только что-либо предложив, этот район оказывается в предпочтительном положении. Яхта «Нева» и лодка «Пелла-фиорд», складные лодочки «Малютка-2» и «3», каноэ «Таймыр» и картоп-лодка «Онега-2», плот-лодка «Кит» и дощаник «Ботник-2» — все это продукция предприятий Северо-Запада.
— Валентина Васильевна, сможет ли торговля в этом году хоть отдаленно приблизиться к удовлетворению спроса?
— К сожалению, нет. Ситуация, по нашим прогнозам, еще более усугубится. По многим моделям мы не сможем выйти даже на уровень прошлого года. Потребность же в этом году еще более возросла.
— По каким моделям лодок положение все же стабильное и по каким критическое?
— По тем моделям судов, которые мы производим сами, ситуация более-менее благоприятная. Например, «не обижает» нас Средне-Невский судостроительный завод: «Малюток-2» он поставит где-то на уровне прошлого года — 5300 шт., «Онеги-2» — 400 шт., т. е. на 80 шт. больше, чем в прошлом году, яхты «Нева» — 48 шт., это несколько меньше затребованного нами, но надо учесть, что стоимость этого судна значительно возросла. Ждем мы от невских судостроителей и большую каютную мотолодку «Ладога-3», проект которой уже разработан заводом. Не совсем гладко складываются у нас отношения с судостроительным заводом «Пелла»: при потребности 3500 лодок «Пелла-фиорд» завод для нашего региона выделил только 3 тыс. шт. Каноэ «Таймыр» при гарантированном спросе на 350 шт. мы получим только 100 шт. Главная причина — в отсутствии необходимого количества сырья.
Значительно хуже наше положение на «внешнем рынке», т. е. по тем моделям, которые мы завозим из других районов страны. Например, по крупным мотолодкам и катерам: при заявке на 246 «Казанок-5МЗ» мы получим только 90 шт.; мотолодки «Обь-3» — 260 и 195 шт. соответственно; из заявок на катера «Амур-Д», «Амур-2» и «3» мы сможем удовлетворить только каждого третьего покупателя (36 шт. и 12 шт. для каждой модели соответственно).
При большом спросе в наших болотистых и труднопроходимых северных краях на гидроснегоход «Циклон» (заявка на 60 аппаратов) мы не получим ни одного, так как заводом по настоящее время выпущено на всю страну всего 40 «Циклонов». Впервые удалось получить нам водометный катер «Крым-4» (новая цена 13 тыс. руб.), но всего... 2 штуки.
Из крупных мотолодок, пожалуй, только на старый «Прогресс» мы удовлетворяем потребность полностью: завод подтвердил нам поставку заказанных на «тот год 60 «Прогрессов-2М» и 24 «Прогрессов-3М». Могу обрадовать только покупателей, ожидающих новую мотолодку калининградцев «Неман-спорт» по цене 800 руб.; ее в наши магазины придет 54 шт.; хотя «Немана-2» при потребности 48 шт. дали только 9. Такое же положение и с популярным «Автоботом»: из необходимых 236 нам выделили только 60 шт.
По гребно-моторным лодкам ситуация похожая. Например, «Ершей» при потребности 200 нам выделили 120 шт. Лодку «Кефаль» ленинградская база получает от трех заводов, но все равно при потребности около 1200 шт. выделено только 500, стеклопластиковых «Голавлей» вместо 300 — 100.
Оценили любители достоинства «джонбота» и готовы были купить 84 лодки «Казанка-бМ», но завод может дать только 14 шт. По-прежнему катастрофическое положение с надувными лодками усугубляется еще тем, что. начиная с этого года, заводы вправе 20% общей программы распоряжаться по собственному усмотрению. Например, при потребности в надувном катамаране «Альбатрос» в 156 шт. Ташкент нам выделил только 48.
— Валентина Васильевна, а как будет складываться рынок прогулочных судов по моделям, увидят ли покупатели какие-либо новинки?
— Мы закупаем практически все модели, которые сегодня предлагает промышленность, начиная от крупных катеров и яхт, а заканчивая складными охотничьими лодками и парусными досками. Кроме уже упомянутых новинок для реализации в этом году мы взяли пробные партии гребных лодок «Сибирячка» (108 — по 430 руб.), «Янтарь-39» (81 — по 600 руб.), лодочку «Иня» (96 — по 170 руб.), надувную лодку «Ока» (600 — по 220 руб.).
— В последние два-три года резко усугубилось положение с подвесными моторами. Что ждет водномоторников в этом году?
— К сожалению, водномоторников ждут еще более тяжелые времена. Например, мало того, что производство популярного «Вихря» сократилось, стоимость его резко возросла: с 1 сентября прошлого года «Вихрь-30» с электрозапуском стал стоить 1210 руб., а «Вихрь-30» с ручным стартером — 1100 руб. При минимальной потребности в 7875 шт. (по всем моделям «Вихря») нам в этом году будет выделено всего 1100 моторов. Немного легче будет с «Ветерком-8» и «Салютом». Продажа «Ветерка-8» (новая цена 195 руб.) сохранится на уровне прошлого года — около 4500 шт., а «Салюта» снизится: из запрошенных 1450 завод подтвердил поставку только 575 шт. Не ожидается существенного улучшения и в поставках запчастей.
— Валентина Васильевна, если мы ничего не можем сказать утешительного по выпуску продукции государственными предприятиями, то, может быть, у вас есть контракты с кооперативами, которые хотели бы продавать лодки через магазины?
— Мы с пониманием отнеслись бы к таким предложениям, но, к сожалению, на сегодня их не поступало.