В Москве состоялся VII объединенный пленум Центрального и Московского правлений ВНТО судостроительной промышленности имени академика А. Н. Крылова. Для читателей «КиЯ» несомненный интерес мог представить один из обсуждавшихся на нем вопросов — о роли и задачах организаций общества связанных с конверсией судостроительного производства. Именно на этот процесс многие возлагают надежды на быстрое возрождение любительского флота страны.
Как показало обсуждение, а затем и обмен мнениями с руководителями и специалистами предприятий большого судостроения, рассчитывать на них, пожалуй, вряд ли можно. И хотя постановлением пленума по этому вопросу редакции журнала «Катера и яхты» рекомендуется широко освещать процесс конверсии в судостроении но ни в докладе заместителя министра Минсудпрома СССР В. А. Чмыря, ни в выступлениях членов ВНТО ни разу не были даже произнесены слова прогулочный флот и малое судос роение. О них говорилось лишь в выступлении главного редактора «КиЯ» В. Ермолина, сокращенный вариант которого редакция и предлагает своим читателям.
Недавно в Госкомпечати СССР прошла регистрация журнала «Катера и яхты». По просьбе коллектива учредителем издания стало и ВНТО. Мы пришли к такому решению, ибо будущее мало мерного флота связываем именно с большим судостроением. И хочется верить, что в своем выборе не ошиблись. А попросив слово я надеялся приобрести в этом зале сторонников, признающих острую необходимость развития любительского флота страны, надеялся получить поддержку со стороны предприятий Минсудпрома и самого министерства.
В после нее время в самых высоких речах все чаще звучит мысль о том что нам ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом, надо двигаться вперед и вперед Применительно к отечественной индустрии отдыха на воде я не столь оптимистичен, ибо предлагаемая формула тут попросту несостоятельна. Эта индустрия и по качественным показателям, и по количественному составу осталась в 60-х годах и речь теперь может идти не о стремительном движении вперед, а о ее создании практически на пустом месте. В такой запущенности не находилась, пожалуй, ни одна отрасль. По состоянию прогулочного флота СССР опережает сегодня, кажется, только те страны, которые не имеют выхода ни к большой, ни к малой воде.
Вряд ли нужно сравнивать нас с более или менее развитыми странами, так как это будет сравнение дня с ночью Но все же не могу удержаться от соблазна назвать единственную цифру Суммарный оборот от продажи, обслуживании и эксплуатации малых судов составляет в США 16,5 млрд. долларов у нас всего 0,4 млрд. руб. Судостроительная отрасль теряет колоссальные средства из-за своего пренебрежения к малому судостроению.
Многие водники грешным делом думали, что в новых экономических условиях, при развитии самостоятельности предприятий, кооперативных и арендных форм организации производства, любительский флот получить таки быстрое развитие. И обманулись, хотя какое-то оживление и наметилось Теперь стремящийся на вод) человек рассчитывает на конверсию, но и она, как видим, не может пока обнадеживать. Судостроители страны с готовностью берут и за выпуск зонтиков и утюгов, но только не за свою профильную, вроде бы, продукцию.
Конечно, процесс конверсии и созданные ею проблемы сложны. Но если и хорошо понимаю причины головной боли представителей военно промышленного комплекса, то при абсолютно пустых прилавках никак не могу понять растерянности некоторых из них по поводу — что производить и будет ли спрос. Особенно если речь идет о товарах для отдыха на воде.
Судите сами. Сегодня спрос на гребные лодки удовлетворяется на 1/4 на надувные, а их производится до 270 тыс, — на 1/8, на подвесные лодочные моторы при годовом выпуске 65 тыс — на 1/10. на мотолодки и катера со стационарными двигателями — не удовлетворяется совсем; яхт для семейного пользования требуется в десятки раз больше... И эта продукция необходима не только для отдыха, но и для жизнеобеспечения людей. В бедственном положении находятся государственные инспекции и милиция, геологоразведчики лесоразработчики, медики, население тех районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, где единственным средством сообщения является водный транспорт. Что касается навигационного оборудования, оснастки судов и запчастей — ситуация еще хуже
Не столь трудный выбор как вы понимаете, предстоял бы предприятиям судостроения, прояви они интерес и предприимчивость. Увы не получается, хотя Минсудпром, на мой взгляд, в огромном долгу перед водянками. Его доля в общем производстве составляет всего 30 процентов. Как это не парадоксально, но монополистом в малом судостроении остается Минавиапром СССР. Авиавторы, кстати, строят прогулочные суда только по своим проектам.
Кажется, для судостроителей пришло уже время подумать и о своей профессиональной гордости, и о малом флоте. Наш журнал специализируется на нем и, естественно заинтересован в успешном решении всех его проблем. Именно поэтому мы готовы в меру своих сил и возможностей оказывать максимальное содействие предприятиям судостроения и отрасли в целом, если у них проснется интерес к нуждам судоводителей-любителей и если необходимость такого содействия появится. Мы готовы уже сейчас предоставлять журнальную площадь для самой широкой рекламы вашей продукции и задумок Готовы уже сегодня предложить для производства проекты судов, уже апробированных, надежных и желанных для любителей-водников. Мы можем, если учредитель журнала в лице ВНТО выделит редакции необходимую технику, создать для отрасли банк информации об отечественном и зарубежном судо- и моторостроении, готовить оперативные дайджесты — обзоры новинок. Найдутся у редакции и другие предложения, которые будут работать исключительно в интересах отрасли, малого отечественного судостроения и прогулочного флота...
Одним словом, многострадальное малое судостроение заслуживает куда большего к себе внимания со стороны отрасли. И если у кого-то из вас появятся интересные встречные идеи, редакция и читатели «КиЯ» будут только признательны.