Гость Одессы — двухмачтовая шхуна «Гордость Балтимора II» — копия необычайно легких на ходу балтиморских клипер-шхун, олицетворяющих одну из славных страниц морской истории своей страны. Это памятник созданию, плаваниям и участию в боевых действиях знаменитых судов, строившихся некогда на берегах Чесапикского залива — в районе города Балтимор.
Боевые действия упомянуты здесь не по ошибке. Во время наполеоновских войн США являлись крупнейшей нейтральной державой, заинтересованной в свободном судоходстве. Однако ни Франция, ни Англия не обращали никакого внимания на этот нейтралитет. В то время весь американский военный флот состоял всего из четырех фрегатов и во время начавшейся морской войны не мог обеспечить интересы США. Тогда и родилась идея вооружать в помощь флоту быстроходные торговые суда, в первую очередь те самые балтиморские шхуны, и выдавать их владельцам каперские свидетельства. О размахе этого патриотического движения американских моряков может свидетельствовать лишь красноречивая цифра: к сентябрю 1814 г. ими было захвачено и потоплено более 1700 британских судов. Поскольку большая часть каперов выходила в море из Балтимора, британцы яростно атаковали его, чтобы стереть с лица земли «пиратское гнездо». Один из эпизодов этой битвы — бомбардировка порта Мак-Генри — вдохновила Фрэнсиса Скотта Ки на песню «Усеянное звездами знамя», ставшую впоследствии государственным гимном США.
Со временем, казалось бы, бесследно исчезли деревянные балтиморские клипер-шхуны, на смену им пришли более крупные и мореходные парусники, а затем и первые пароходы. Однако, как выяснили историки, сохранились до наших дней точные обмерные чертежи многих американских судов. Сохранились не в Америке, а за океаном. Дело в том, что в Британском адмиралтействе существовал строгий порядок: захваченные в ходе морской войны каперские суда, вызывавшие зависть своими ходовыми качествами, при малейшей возможности загонялись в док и тщательно измерялись английскими корабельными мастерами. Именно благодаря французским журналам наполеоновской поры и архивам Британии сегодня мы можем видеть «Гордость Балтимора II» как живой пример технического совершенства парусников, строившихся американцами чуть ли не 200 лет назад.
В апреле 1990 г. шхуна отправилась в необычное плавание, рассчитанное на 27 месяцев. Как посланник доброй воли американского штата Мэриленд, парусник должен пройти свыше 40 тыс. миль, посетить более 40 портов 27 стран четырех континентов.
Одесса — первый советский порт, куда зашел парусник. Стоящий на внешнем рейде, он выглядит, словно сошедший со старинной гравюры, вызывая какое-то особенно — теплое, щемящее чувство. Как воспоминание о чем-то прекрасном, но давно ушедшем, полузабытом Это очень красивое и даже изящное судно с узким и низким корпусом, наклонным форштевнем и длинным бушпритом, чуть скошенными назад высокими (35-метровыми) мачтами. Оно кажется величественным, хотя размерения его невелики: длина корпуса всего 31 м (при габаритной длине от нока бушприта до нока гика — 53 м), ширина — 8,5 м, осадка — 4,5 м, водоизмещение — 185 т.
И вот гости на берегу. Традиционные хлеб-соль, гимны обеих стран, короткие приветственные речи. А затем американских моряков окружают одесситы. Переводчики, как правило, не требуются всегда есть кто-то, владеющий английским.
Подхожу ин седобородому человеку в синем френч»: — капитану парусника Сиднею Миллеру, прошу ответить на несколько вопросов, заданных от имени читателей «КиЯ».
— Что означает порядковый номер «II» а названии вашего судна?
— Это преемник первой «Гордости Балтимора», которая девять с половиной лет плавала по морям и океанам с миссией доброй воли, представляя и наш город Балтимор, и штат Мариленд, и США в целом. В мае 1986 г., во время внезапно налетевшего шквала, »та шхуна затонула у берегов Пуэрто-Рико. Капитан и трое членов команды погибли. Как и его предшественник, новый, второй парусник с тем же названием построен из дерева и вручную. При этом использовались навыки, практически исчезнувшие а современном кораблестроении. Ковались железные болты и скобы, вытесывались из древесины тропических пород детали корпуса. И все это с тем, чтобы воссоздать полноразмерную действующую модель — копию балтиморской шхуны. В апреле 1988 г. «Гордость Балтимора II» была спущена на воду, а в октябре того же года на ней был поднят флаг. Он» повторяю, ничем не отличается от первой «Гордости»...
Информация об изображении
Матрос «Гордости» Дэвид Рэйнольдс обменивается впечатлениями с курсантами ОВИМ
— Плавать на парусном судне, спроектированном дав столетия назад, наверное, совсем не просто?
Матрос «Гордости» Дэвид Рэйнольдс обменивается впечатлениями с курсантами ОВИМ
— Вы абсолютно правы, хотя здесь, думается, кое-что надо уточнить. Судно зарегистрировано и классифицировано Береговой охраной как пассажирское категории «Т». Его старинный внешний вид скрывает самое современное навигационное оборудование и новейшие средства связи. Вот лишь один пример: в любой момент нашего, по сути кругосветного, плавания точная информация о местонахождении судна автоматически передается в порт. И все-таки, чтобы ходить по океанам на 30-метровом паруснике, необходимо не только мастерство, не только знание морского дела. Приплюсуйте к атому смелость романтику, одержимость. Этими качествами в полной мере обладает команда «Гордости», не раз участвовавшая в различных парусных гонках.
— Мистер Миллер, расскажите немного о себе.
— Мне 63 года, на флоте — с семнадцати. Работал на обычных торговых судах, затем преподавал в морском колледже, снова плавал. Моим хобби были и остаются яхты, парусу я отдаю все свободное врем в.
— Чем интересен лично вам этот рейс?
— Хотя бы тем, что никогда ранее не приходилось плавать по Черному морю А ведь Босфор, Дарданеллы, Турция, Крым, Кавказ — исторические места, в которых я мечтал побывать. И еще — я впервые в Советском Союзе. Одессу мы посетили первой — планируем еще и заход в Ленинград — потому, что получили приглашение мэрии принять участие в праздновании дня рождения вашего города.
— Как ваша семья относится к увлечению парусом?
— Моя супруга вместе со мной находится на борту «Гордости Балтимора II». Из этого, думаю, ясно, что она разделяет мои вкусы. А вот сын, которому сейчас 26 лет, говорит: «Папа, чем, интересно, ты займешься, когда повзрослеешь...»
У трапа толпа. Посетители поднимаются на палубу «Гордости», чтобы полюбоваться работой мастеров, соприкоснуться с историей. Что касается прошлого, то о нем здесь напоминает все, вплоть до флага США, на котором, как и во времена балтиморских клипер-шхун, воспроизведено 13 звезд. Депо в том, что столько их было на первом официальном государственном флаге, принятом в 1777 г., когда штатов было именно 13. Старинные пушки — по две с борта — самые настоящие, их довольно активно используют для производства салютов.
Остается добавить, что экипаж «Гордости» делает все, чтобы познакомить своих гостей не только с прошлым, но и с настоящим 2,5-миллионного города Балтимор. Об этом рассказывают многочисленные буклеты и брошюры, цветной видеофильм. Палуба парусника служит уникальным местом встреч политических деятелей и деловых людей, местом подписания различных соглашений, заключения коммерческих сделок. К слову, в дни стоянки в Одесском порту на борту «Гордости Балтимора II» побывали официальные делегации нашего горисполкома и Черноморского пароходства, мэрии японского города Иокогамы — другого побратима Одессы.
Непродолжительным было пребывание в Одессе. Впереди у дружного и отважного экипажа «Гордости» многие тысячи нелегких миль, новые шторма и новые встречи. Домой моряки планируют возвратиться лишь в июне 1992 г. — к празднованию 500-летия открытия Америки X. Колумбом.
В качестве посланца доброй вопи этот великолепный парусник несет теплые пожелания американцев, символизируя все то, чем они гордятся — традиции прошлого и надежды на будущее.