«Си Кэт» вышел из Нью-Йорка поздно вечером 19 июня, в полночь по летнему Британскому времени. Прогноз не сулил благоприятных метеорологических условий, и вскоре он оправдался: катамаран настигли сильные юго-западные ветры, для экипажа из 9 человек плавание превратилось в некомфортную скачку по высоким волнам. Ледовые условия в Атлантике в этом году были наихудшими за последние несколько лет, и капитан катамарана Джон Ллойд вынужден был придерживаться южного пути, по которому следовали в прошлом трансатлантические лайнеры.
В первые сутки надежда на скорое улучшение погоды улетучилась. По временам катамаран входил в полосы плотного тумана, и экипажу приходилось снижать его скорость ниже 35,7 узла — минимума, который гарантировал побитие рекорда «Юнайтед Стейтс». Оптимизма у команды «Си Кэт» заметно поубавилось.
Однако к середине второго дня океан немного успокоился, туман рассеялся и стало возможным поддерживать более высокую скорость. Единственное, что вызывало недовольство экипажа, это отсутствие горячей воды в душе. В остальном условия пребывания людей на борту катамарана можно было считать роскошными.
При длине судна 74 м экипаж имел достаточно жилого пространства, сменившиеся с вахты могли отдыхать в комфортабельных условиях. Кок, имевшийся в составе экипажа, обеспечивал регулярное горячее питание и напитки.
В эти вторые сутки отказал один из экранов радиолокатора, но благодаря нормальной видимости управление катамараном на скорости около 40 узлов не вызывало больших проблем. Беспокоили сведения об ухудшении погоды в районах, которых должен был вскоре достигнуть «Си Кэт», и прогноз, обещавший штормовой финиш у Бишоп-Рок. Чтобы уложиться в лимит времени, экипаж должен был при любой возможности форсировать работу четырех двигателей катамарана, приводящих в действие водометные движители итальянской фирмы «Рива Кальцони».
В пятницу утром внезапно остановился один из дизель-генераторов, питавших навигационное оборудование, а затем снизились обороты обоих двигателей в правом корпусе. Обе неполадки были быстро устранены, однако механикам пришлось перейти с автоматического на ручное управление одним из двигателей.
Зюйд-вест сменился на 5-балльный ветер встречного направления — результат приближения мощного фронта воздушных масс. Скорость катамарана сразу снизилась на 3 узла. Вновь возникло сомнение в реальности побития рекорда, тем более, что запасы топлива катастрофически уменьшались. В Нью-Йорке в цистерны «Си Кэт» было залито свыше 200 т соляра; теперь расчеты показывали, что на финише цистерны будут практически пустыми. Чтобы застраховать судьбу перехода, команда поддержки лихорадочно организовала пункт дозаправки топливом на островах Силли.
Метеостанции тем временем сообщали, что встречный ветер долго не продержится и через несколько часов вновь отойдет к западу. И действительно, в конце концов ветер стал попутным и катамаран понесся к финишу с 40-узловой скоростью, наверстывая упущенные часы.
В субботу 23 июня в 9 00 «Си Кэт» миновал траверз маяка Бишоп-Рок — рекорд состоялся! Отныне «Си Кэт» занял свое место в анналах истории судостроения — в одном ряду с «Юнайтед Стейтс» и другими обладателями «Голубой ленты». Новый рекорд трансатлантической трассы — 3 суток и 8 часов.
Битва на воде завершилась, но она продолжалась на суше с американскими хранителями почетного приза Хейлза1, который украшает морской музей торгового флота на Лонг-Айленде. Янки считают, что этот великолепный морской приз был учрежден специально для лайнеров, доставлявших через океан сотни и тысячи пассажиров, и явно не хотят отдавать его владельцам «Си Кэт» — «игрушечной лодки», как они назвали катамаран. Британские же попечители приза Хейлза уверены, что «Си Кэт» имеет все основания на присуждение приза и полны решимости реквизировать трофей с постамента музея. Возможно, потребуются определенные юридические акции, и Джеймс Шервуд, американский босс концерна «Си контейнер» (английская компания «Ховерспид ГБ», которой принадлежит «Си Кэт», является его дочерним предприятием), готов к этому.
Достижение «Си Кэт» и его экипажа весьма убедительно. Катамаран вышел в океан точно в срок, оговоренный неделей раньше, а не выжидал благоприятной погоды. Метеоусловия на трансатлантической трассе были существенно хуже, чем испытывал 302-метровый «Юнайтед Стейтс» с его турбинами мощностью около 235 тыс. л. с. во время его рекордного перехода, а скорость катамарана оказалась в среднем на 1 узел выше.
Важно, что «Си Кэт» является коммерческим судном, предназначенным для эксплуатации в качестве парома для перевозки автомобилей и пассажиров через Английский канал между Портсмутом и Шербуром, а не специально построенным для установления рекорда. По заказу фирмы «Ховерспид» в Австралии строятся еще 4 таких же катамарана, так что не исключено, что в будущем на них будут сделаны попытки обновить рекорд «Голубой ленты». Ведь на «Си Кэт» — четыре дизеля «Растон» развивали не более 750 об/мин из 1000. При максимальной частоте вращения дизелей катамаран на испытаниях развил скорость на 7 узлов выше, чем крейсерская скорость во время рекордного перехода, так что суда этого типа имеют значительный скоростной потенциал.
Примечания
1. О призе Хейлза и попытках побить рекорд «Юнайтед Стейтс» в последние годы читайте в сб. «Человек, море, техника — 89». Л., «Судостроение».