Спортсмены-архангелогородцы бывали на Шпицбергене, в Исландии, уже не раз огибали Скандинавию, посещали порты Норвегии, Германии, Польши.
Сама планировка Архангельска, его четкая композиционная связь с Северной Двиной, обуславливает идею организации многих массовых мероприятий именно на набережной — здесь проводилось празднование 400-летия города, проводятся ежегодные мероприятия в честь Дня Военно Морского Флота, профессиональные праздники моряков. Зимой и летом набережная служит своеобразным стадионом, где проходят различные спортивно массовые мероприятия по зимним и водным видам спорта, легкой атлетике, виндсерфингу.
Однако расположенный на набережной имени Ленина существующий яхт-клуб «Водник» с его двумя причалами и дебаркадером, стоящим у скромного обветшалого здания, ни в коей мере не отвечает современным требованиям к подобным сооружениям, давно уже не удовлетворяет ни яхтсменов, ни городские власти.
Необходимость дальнейшего развития базы парусного спорта, насущная потребность Архангельска в надежной гавани для стоянки малых судов поставили перед горсоветом и ДСО «Водник» принципиальный и актуальный вопрос о важности скорейшей реконструкции городского яхт-клуба.
Проект, к настоящему времени (июнь 1991 г.) уже одобренный архангелогородцами, разработан коллективом сотрудников ленинградского института «Ленморниипроект» под руководством архитектора А. А. Чумакова и главного инженера проекта В. В Шункова. Уже выполнены технико-экономические расчеты комплекса, подготовлена рабочая документация гидротехнической части проекта.
Теперь дело за строителями!
Проект реконструкции и развития Архангельского яхт-клуба предусматривает:
- возведение главного здания,
- реконструкцию существующих южного и западного пирсов, строительство северного пирса и берегового причала со слипами, технологическими площадками,
- сооружение на берегу эллингов, мастерских, служебно-бытовых и складских помещений, сблокированных под одной крышей, которая образует развитую парадную эспланаду городской набережной.
Главное здание яхт-клуба, решенное в виде сложной объемно-пространственной композиции, является основным архитектурным акцентом всего комплекса. Оно расположено в южной части территории, в створе улицы Логинова. Здесь размещены все необходимые административно-хозяйственные помещения, диспетчерская (в башне), радиоузел; будут оборудованы небольшая комфортабельная гостиница, врачебный и процедурный кабинеты. На первом этаже располагаются кафе-столовая для членов клуба и в восточном крыле — просторный зал (36Х18 м в плане), рассчитанный и на занятия спортом, и на проведение различных общественных мероприятий.
Установленные снаружи наклонные дерево-клеенные балки служат опорами видовой площадки по периметру здания, причем с этого уровня открыт доступ на галерею для зрителей в спортзал и в имеющееся наверху отдельное кафе для гостей. По легкому переходному мостику с видовой площадки можно пройти прямо на прогулочную эспланаду, расположенную вдоль набережной.
Архитекторы позаботились о том, чтобы главное здание было и удобным, и красивым. Интересно решен расположенный в центре здания просторный главный вестибюль, освещенный системой многоярусных оконных проемов, включающий в себя и открытую парадную лестницу. В оформлении интерьеров используются элементы художественно-монументальной живописи, декоративные панно, скульптура. В наружной отделке здания применяются облицовка природным камнем, различные фактуры бетона, деревянные и кованые элементы конструкций.
Акватория яхтенной гавани с 30-метровыми входными воротами с западной стороны будет иметь размеры 75X215 м. Глубины на большей части акватории и в 400-метровом подходном канале — 4,0 м, у берегового причала — 2,5 м. Высота стенки (над водой) у трех «наружных» причалов — 3,0 м, у берегового причала с двумя слипами для подъема самых легких судов — 1,0 м. Для подъема более крупных яхт и катеров предусмотрена установка крана.
Вдоль берегового причала располагаются асфальтированная площадка и комплекс мастерских с открытым (со стороны воды) и закрытым эллингами, складскими и бытовыми помещениями высотой от 3 до 4,5 м. Помещения этого комплекса имеют выходы в сторону гавани и тыловой частью врезаны в существующий неблагоустроенный береговой откос так, что их эксплуатируемая кровля согласуется в отметках с существующим тротуарам и образует развитую пешеходную эспланаду.
В этом комплексе оборудуются механическая, столярная, парусная мастерские. В мастерской капитального ремонта предусматривается работа одновременно над тремя судами с максимальными размерениями 11,5X3,6X3,9 м. На открытой ремонтной площадке будут производиться отделочно-окрасочные работы и монтаж крупногабаритного оборудования (мачты, двигатели). Численность постоянно работающих в мастерских (в одну смену) — 30 человек.
Просторные бытовые помещения персонала в межсезонье преобразуются в гардеробные и пункты выдачи спортинвентаря горожанам.
Новый яхт-клуб старинного морского города, расположенный на парадной набережной, будет его украшением — важным центром отдыха архангелогородцев, объединяющим сложившуюся застройку, зону пляжей и гавань маломерных судов.
Примечания
1. См., например, статью Л. Лейцингера «Парусному спорту в Архангельске — 70 лет» в «КиЯ» №96, а также С. Звягина в №121.