Западногерманская компания «Ястрам форшунг» проводит многообещающие работы по созданию уникального электрического двигательно-движительно-рулевого комплекса.
Собственно движителем является обычный гребной винт, работающий в кольцевой профилированной поворотной насадке. Но дело в том, что сам винт и насадка одновременно являются основными частями — ротором и статором синхронного электродвигателя, приводимого в действие энергией от судовой электростанции. С генератором электродвижитель соединен только кабелем, поэтому на судне нет обычного гребного вала с дейдвудным устройством, упорным и опорными подшипниками. Вся механическая часть размещается в пределах насадки.
В кольцевом канале внутри насадки размещен сердечник с обмоткой, к которой подводится питание.
К концам лопастей гребного винта закреплено утопленное в тело насадки вращающееся кольцо, на котором смонтированы постоянные магниты, служащие для возбуждения электромагнитного потока.
Устройство не содержит коллекторов либо других узлов, подверженных износу, нуждающихся в герметизации и постоянном обслуживании.
Конструкторов военной техники привлекли малая шумность работы движителя и минимальное поле электромагнитного рассеивания в окружающую среду, благодаря чему электродвижитель является перспективным для морских искателей мин и вспомогательных судов. Малошумный движитель может найти применение и для некоторых исследовательских судов.
На рисунке показано устройство опытного образца, развивающего мощность 40 кВт, который был испытан в 1989 г. на Эльбе. Сейчас на фирме создается электродвижитель мощностью 750 кВт, рассчитанный на практическое применение.