Излишне говорить о том, что редакция с интересом встретила инициативу московского агентства «Адмирал», взявшего на себя труд по организации первой бот-шоу в Москве — столице страны с самой длинной в мире береговой линией морей, огромной протяженностью внутренних водных путей. И можно сказать, с практически не используемыми возможностями, которые предоставляет это природное богатство для оздоровления населения, повышения его культуры и кругозора.
Правда, настораживало то обстоятельство, что ни сотрудники «Адмирала», ни сотрудники малого предприятия «Карина менеджмент акцио», которым довелось завершать дело организации «Бот-шоу 91», до того не имели не только никакого отношения к проблемам производства и использования малых судов, но и какого-либо опыта проведения подобных выставок-ярмарок. Зато и тех и других, как выяснилось, очень интересовал коммерческий успех предприятия. И достигался он не только и не столько рекламой экспонировавшейся техники, привлечением посетителей и сбором за услуги, которые предоставлялись участникам экспозиции: основной упор делался на «сопутствующие мероприятия», такие, как ежевечерние концерты звезд эстрады (билет — 10 р.), выставка кошек и т. п.
Чтобы повернуть руль от шоу-развлечения и направить работу оргкомитета в деловое русло «настоящей» бот-шоу, редакция оказывала «Адмиралу» помощь в привлечении отечественных производителей малых судов, в установлении связей с ассоциациями лодочной промышленности ряда стран, отдельными зарубежными фирмами. Однако международной первая московская выставка так и не стала.
Виною тому не только ставшие притчей во языцех наши технические средства связи, но и запоздание с приглашением. Обычно план международных выставок известен на два-три года вперед. О московской же встрече специалисты запада узнали менее чем за полгода, причем приглашали их на то самое время (конец июля), когда весь деловой мир делает короткую передышку на летние каникулы. Этим, вероятно, и объясняется почти полное отсутствие западных фирм среди участников выставки, хотя среди зрителей «фирмачи» были — присматривались к советскому рынку, пытались найти будущих партнеров.
Не увидели мы особого внимания к выставке и со стороны наших любителей. К сожалению, оргкомитет, хорошо рекламируя эстрадные концерты, совершенно недостаточно рекламировал саму выставку: многие москвичи и гости столицы просто пропустили это событие или узнали о нем слишком поздно. Так и не был отпечатан обещанный «официальный каталог». Нельзя было получить даже элементарного перечня экспонентов, без которого просто не мыслится деловая жизнь любой выставки-ярмарки.
Но, как бы то ни было, а первая московская бот-шоу состоялась.
В течение недели на территории Олимпийского учебно-спортивного центра по гребным видам спорта в Крылатском, на всемирно известном Гребном канале была развернута экспозиция разработок 80 государственных, малых и совместных предприятий, кооперативов, частных предпринимателей.
Крупные государственные авиа- и судостроительные предприятия, как, впрочем, и другие заводы «оборонки», традиционно выпускающие ту или иную продукцию для прогулочного флота, были представлены в целом более чем скромно. По существу, среди их экспонатов новых моделей практически не было.
Новосибирский авиазавод имени В. П. Чкалова, например, представил уже хорошо известные читателям «КиЯ» дюралевые мотолодку «Обь-3» и гребномоторную «Сибирячку», а также охотничьи складные лодочки, в том числе и сравнительно крупную «Иню». Эта добротная продукция сибирского авиагиганта выпускается серийно уже в течение ряда лет. Последней была запущена «Обь-3К» на носовом подводном крыле, давно ожидаемая водномоторниками. В текущем году с конвейера сошла первая партия этих крылатых лодок из 50 штук. Предполагается довести их ежегодный выпуск в будущем до 3 тыс.
Тушинский машиностроительный завод выставил давно знакомую любителям разборную металлическую лодку «Романтика» и ее парусный вариант.
Феодосийские судостроители привезли еще раньше освоенную в серийном производстве парусную доску «Мустанг», а вот их пластмассовый водометный катер «Крым-4» на выставку так и не попал — размер серии столь мизерный, что завод посчитал рекламу излишней.
Пожалуй, только объединение «Ярославрезинотехника» представило новинки: гребную одноместную надувную лодочку «Иволга» для рыбаков и моторную надувнушку «Орион-10», рассчитанную на установку подвесного мотора мощностью до 10 л. с.; в конструкции этой лодки предусмотрен надувной киль; носовая дека прикрепляется к баллону на шнурках.
Отметим, что крупные государственные предприятия не спешат заменять старые модели. Они по-прежнему выпускают достаточно хорошо отработанную продукцию, более или менее доступную массовому покупателю, несмотря даже на заметное повышение цен весной 1991 года. Этого никак нельзя сказать о разработках множества малых предприятий и кооперативов, представленных на бот-шоу. Поражало не только количество различных кооперативов, СП, МП, центров НТТМ и т. д. и т. п. и не только разнообразие представленных ими образцов, но и в ряде случаев цены, вызывающие шок у простых смертных.
Пожалуй, не было ни одного типа судов, в постройке которых новые предприниматели не пробовали силы. Можно было видеть картоп-лодки и тузики, парусные катамараны и большие килевые яхты, всевозможные гребные и моторные лодки, комфортабельные катера на подводных крыльях и водометные катера, гидроциклы и гидросамолеты, спортивные мотолодки и скутера, надувные лодки и парусные доски. Истинное значение прошедшей первой бот-шоу и состояло в показе этого впечатляющего разнообразия. Можно было убедиться в том, что задел конструкторских разработок у нас есть.
Большинство выставленных изделий, бесспорно, отличалось высоким качеством изготовления. Однако вполне очевидно, что вследствие малой серийности, большого объема ручного труда в производстве, дороговизны материалов, невозможности применить стандартизированные детали оборудования изготовители просто вынуждены назначать соответствующие высокие цены. Ведь им нужно и не «прогореть» сегодня, и получить средства на дальнейшее развитие производства.
Создавалось впечатление, что во многих случаях изготовители ориентировались на стоимость аналогичных зарубежных образцов в валюте. Не будет преувеличением сказать, что на сегодня новые формы предпринимательства оказываются нацеленными в основном или на экспорт, или на удовлетворение потребностей элитной части общества.
Если говорить о ценах конкретно, то за 2,5-метровую пластмассовую открытую картоп-лодку покупателю предлагалось приготовить 2—2,5 тыс. руб., за 4-местную гребную лодку (например, «Онего-395») — 3,5 тыс. руб., за пластмассовый детский швертбот — 5—8 тыс. А открытые мотолодки, изготовленные из стеклопластика по лицензии шведской фирмы «Салто», оценивались уже в 80 тыс. руб. и выше.
В рамках одной журнальной статьи рассказать о всех довольно многочисленных экспонатах «Бот-шоу 91» не представляется возможным. Познакомим читателей хотя бы с некоторыми из них.
Акционерное общество «Волга-Буран», созданное на базе чкаловского филиала ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова, показало 9,3-метровую моторную яхту «Мурена». По замыслу конструкторов, это — фешенебельное оригинальное по дизайну крылатое судно, призванное продолжить «ветвь» космического «Бурана» на воде и предназначенное, скорее всего, для представительских выходов где-нибудь на Адриатике. Словом, рассчитанное в первую очередь на западного покупателя. Тем более, что двигателем «Мурены» служит 275-сильный подвесной мотор «Джонсон», приобрести который можно только за СКВ.
Искушенный посетитель выставки без труда улавливал в «космическом» силуэте «Мурены» и что-то от алексеевских крылатых кораблей. И был не далек от истины: катер создавался сотрудниками бывшего испытательного центра ЦКБ С ПК, поэтому без влияния алексеевской школы не обошлось. Катер, имеющий килеватый корпус (17° на транце), снабжен носовым разрезным крылом; днище в корме имеет центральную плоскую площадку-гидролыжу. Полное водоизмещение катера — 3,4 т, проектная скорость — 43 узла. В крыльевом режиме с шестью человеками на борту «Мурена» легко развивает скорость около 70 км/ч. Вибрации и шума совершенно не ощущаешь. Конечно, на глади гребного канала нельзя судить о мореходности катера, но по рассказам капитана, на метровой волжской волне «Мурена» сохраняет комфортабельный ход со скоростью около 50 км/ч.
С высокого капитанского мостика, расположенного в корме, спускаешься в великолепно отделанный салон, оборудованный мягкими креслами для 9 пассажиров. В носовой его части имеются спальные диваны, обеденный стол, в центральной — туалет, выгородка с камбузной плитой, мойкой и холодильником. Секционную крышу салона (из тонированного оргстекла) можно сдвинуть в нос; при этом образуется открытый люк на всю длину центрального прохода.
Конструкторами разработаны еще два варианта крылатой «Мурены»: скоростное такси на 10—12 человек и каютный семейный катер.
Приятно было встретить на выставке нашего мариупольского автора В. Пинчука, который в качестве руководителя малого предприятия «Плаз» демонстрировал опытные образцы предлагаемой им продукции — катеров с оригинальной конструкцией привода частично погруженных гребных винтов. Примечательно, что идею такого привода и обводов катера подсказали автору публикации в «КиЯ». Корпус типа «эйрслот» (см. «КиЯ» №52) оказался идеальным для короткой крутой азовской волны. На скорости 50—60 км/ч катер легко преодолевает волну высотой до 1 м под любым углом к ее бегу, совершает крутую циркуляцию, не снижая скорости. Жесткие удары не ощущаются, даже когда катер полностью вылетает из воды. Судно имеет малую осадку, может вплотную подходить к песчаному берегу, не страшась отмелей: за несколько секунд работы винты вымывают под собой глубокие ямы.
О своей конструкции привода В. Пинчук рассказал в отдельной статье. Заметим лишь, что на пробных заездах в гребном канале его катер очень быстро выходил на режим глиссирования даже с шестью человеками на борту, достигал скорости 55 км/ч за 7—9 секунд. На полном ходу работала только половина диска винта, погруженная в воду; полукольцо, охватывающее винт сверху, препятствовало излишнему брызгообразованию и снижению КПД движителя. Предусмотрен электропривод для регулирования погружения винта (в пределах 0,4—0,8D). При собственной массе 43 кг привод рассчитан на передачу мощности 50—150 л. с. при 5000 об/мин (крутящий момент до 40 кгм). На эти же параметры рассчитан и универсальный реверс-редуктор с передаточным отношением 1:1,66; имеющий необычно малый вес — всего 16 кг.
В недалеком будущем В. Пинчук надеется наладить серийный выпуск катеров трех модификаций «Слипэйр-185», «-230» и «-325» (соответственно длиной 5.65. 7.0 и 10.0 м). Уже ведется подготовка производства в арендованном фирмой цехе. А вот документацию и технологию производства приводов с ЧПВ и реверс-редукторов «Плаз» готов передать специализированному машиностроительному предприятию.
Ленинградский кооператив «Курс» привез свою очередную новинку — пластмассовый каютный катер с водометным движителем. Его корпус отформован в матрицах серийного катера «Сигма», который Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения выпускает уже много лет (кстати, «Сигма» также демонстрировался на выставке). Однако новая палуба и низкая стилизованная рубка с тонированными стеклами явно обогатили — выгодно изменили «привычный» облик судна. Более просторной стала каюта. Отделка и оборудование каюты сделаны с учетом повышенной комфортабельности: использованы шпон красного дерева и карельская береза, борта зашиты ковровой тканью, установлены мягкие диваны, имеются камбуз, стереомагнитофон.
Двигатель «ГАЗ-24-10», работающий на одноступенчатый водомет, установлен у транца. Скорость нового катера — 43—45 км/ч.
Еще до окончания выставки катер вместе с трейлером был куплен за... 400 тыс. руб. «За эту сумму мы сможем приобрести два финских ангара для новых цехов», — пояснил Борис Ершов, руководитель «Курса». Для расширяющейся программы кооператива требуются новые площади. «Курс» привез на бот-шоу не только катер, но и швертботы «Пионер», которыми здесь серьезно заинтересовались представители французской и венгерской фирм, а также легкое стеклопластиковое каноэ.
Отметим, что история «Курса» — редкий положительный пример того, как способный конструктор сумел организовать единомышленников на серьезное производство. Как правило, успеха такие люди добиваются не случайно. Оригинальные проекты Б. Ершова обратили на себя внимание еще в 1976 г. на традиционных соревнованиях на приз «Катеров и яхт».
В те же семидесятые годы появились и быстроходные «Викинги» рижанина Евгения Слетина. который в то время был неизменным лидером в свободном классе мотолодок на всех соревнованиях в Прибалтике. В Москву он привез изготовленные кооперативом «Викинг» две серийные 5-метровые мотолодки в традиционной красно-белой раскраске. В их конструкции появилась внутренняя стеклопластиковая секция с мощной силовой рамой в корме. Это не только повысило жесткость корпуса, который раньше при ударах о волну «дышал», но и улучшило обитаемость лодки, снизило трудозатраты при кропотливой выклейке внутреннего набора.
На воде конструктор демонстрировал отменные ходовые качества «Викинга»: мотолодка «выстреливала» с места, легко обходила крылатую «Мурену», на пятке разворачивалась в узком канале. Правда, чтобы реализовать скоростные возможности корпуса, на транец лодки был навешен 90-сильный «Меркюри», а это — более чем три «Вихря-30». (Не хочется лишний раз говорить, каким тормозом для наших судостроителей стал моторный «голод»!)
Лодкой при нас заинтересовались шведы. Корпус понравился, однако для западного рынка нужны более качественные отделочные материалы, дельные вещи и оборудование, специальные «катерные» кресла и диваны.
Рижский кооператив «Викинг» демонстрировал на бот-шоу еще и легкие углепластиковые рыболовные удилища (длина 10 м, вес 500 г), парусную доску «Фан», закрытый топ-багажник для автомобиля. Евгений свое дело только начинает, но, зная его трудолюбие и основательность, можно быть уверенным, что «Викинг» непременно добьется успеха.
«Ленинградский кооператив «Форт» (в нем работают известные спортсмены-водномоторники А. Ишутин и В. Плие в) объектом своей деятельности избрал изготовление корпусов гоночных скутеров класса О для участия в соревнованиях «Формулы-3» и углепластиковых капсул безопасности, которые гарантируют гонщику жизнь при авариях.
Заметим, что и в данном случае основной расчет — на потребителя не нашего, а зарубежного, только причина здесь даже серьезнее, чем «любовь к СКВ»: из-за отсутствия гоночных подвесных моторов объемом свыше 500 см3 гонки подобных судов в СССР не проводятся.
Для спортсменов-парусников предназначены отлично изготовленные из стеклопластика и оснащенные современными парусами и дельными вещами катамараны класса В, представленные на выставке таганрогским предприятием «Арсенал», таллиннские «Лучи».
Для самых юных спортсменов Таллиннская экспериментальная верфь спортивного судостроения по-прежнему выпускает стеклопластиковые швертботы международного класса «Оптимист».
Казанское конструкторское бюро авиационного научно-технического комплекса им. А. Н. Туполева представило точно такие же швертботы, но изготовленные из легкого сплава — материала, необычного для судов этого класса. Свой выбор авиаконструкторы объясняют тем, что алюминиевая лодка будет в 1,5—2 раза долговечнее, более неприхотлива к самым тяжелым условиям использования, обычным при обучении будущих яхтсменов, а при большой серии окажется еще и существенно дешевле своего «собрата», формуемого из стеклопластика (напомним, таллиннские судостроители продают «Оптимисты» за 8 тыс. руб.).
Любопытной новинкой казанцев была парусная доска «с гребным модулем». Сняв парус, можно установить на доску трубчатое сиденье с подуключинами. На таких снарядах можно будет проводить не только соревнования по виндсерфингу, но и гребные гонки...
Необычную трехслойную безнаборную конструкцию швертбота-картоп «Фант-333», хорошо приспособленного для перевозки на верхнем багажнике легкового автомобиля, предложил филиал «Проект» московского СП «МКС Плюс».
Наружная обшивка этой лодки длиной 3,33 м (конструктор И. Куликов) изготовлена в виде сэндвича. Внешний слой — это миллиметровый лист сплава АМг-3. Обводы таковы, что кроме сварного шва по килю требуется еще лишь один короткий шов по скуле (в корме) и листы обшивки плотно прилегают к лекалам матрицы. Затем на алюминиевую обшивку укладывают (на пенополиуретановом клею) листы пенопласта толщиной 8—10 мм и внутреннюю обшивку из авиационной фанеры толщиной 2 мм (также на клею). Затем пакет впрессовывается методом вакуумного мешка. Получается легкий и достаточно жесткий корпус, абсолютно непотопляемый. Производство становится экологически чистым, поскольку не используются вредные смолы и стеклоткань. Наружная поверхность корпуса из коррозионно стойкого даже в морской воде металла не нуждается в шпаклевке и окраске — перед началом навигации ее достаточно отшлифовать мелкой шкуркой.
Швертбот осиащен бермудским кэтом с гиком-уишбоном, что делает его удобным при эксплуатации начинающими яхтсменами (гик не бьет при поворотах по голове, как при традиционной оснастке). Площадь паруса 5—7 м2; масса с оборудованием 60 кг, а полное водоизмещение 330 кг. Ориентировочная стоимость при начале серийного производства 5—7 тыс. руб.
Конструкторы «Проекта» демонстрировали отлично выполненный и оснащенный образец микрояхты, но не крейсерско-гоночной яхты класса «Микро», а действительно микроскопической килевой пластмассовой яхточки длиной 3,6 м, рассчитанной на одного человека.
Посетители выставки смогли ознакомиться с такой же яхточкой, но имеющей необычное вооружение. Ее демонстрировал на воде конструктор Никита Коноплянцев (НТТМ «Эврика» из Северодвинска). При размерениях корпуса 3,7X0,86 м яхточка оснащена жестким парусом-крылом площадью 4,9 м2, весящим 12 кг; вес самого корпуса, имеющего трехслойную конструкцию из стеклопластика и пенопласта, 32 кг. Для обеспечения остойчивости в полый киль уложено 120 кг балласта; на тренировку на спокойной воде на ней могут выйти два человека.
В слабый ветер, господствовавший в дни выставки в Крылатском, яхточка проявила вполне удовлетворительные ходовые и лавировочные качества; с ее управлением после короткого инструктажа мог справиться даже человек, впервые оказавшийся на парусном судне.
Гамму небольших парусников на. «Бот-шоу 91» дополняли пластмассовые швертбот-одиночка «Юниор» (МП «Ахто» г. Петрозаводск) и «Пелла-Фиорд 430» (МП «Навигатор», Ленинград), уже известные нашим читателям.
Интересный разборный парусно-гребной тузик «Митек» представило советско-югославское СП «МКТ-Карич». Корпус этой лодочки (2,54X1,32X0,45 м) имеет обшивку из водонепроницаемой ткани типа «теза» и деревянный набор; вес его — 33 кг. Тузик оснащается гафельным гротом площадью 3,4 м2 и стакселем 1 м2. На прогулку под парусом на нем могут отправиться три человека. Для транспортировки лодка укладывается в упаковку с габаритами 1,25X0,46X0,35 м.
Представительной была экспозиция ленинградского МП «Стрингер». Кроме мотолодки «ТИМ-360» (она известна читателям «КиЯ» под названием «Аргон») и тузика-картоп «Стрингер-250СВ» (прототип см. «КиЯ» №147) желающие могли опробовать на ходу мини-яхточку «ТИМ-435». Это судно длиной 4,35, шириной 2,00 и осадкой 0,6 м имеет упрощенные обводы из разворачивающихся на плоскость поверхностей и транцевый нос. Есть небольшая каюта, в которой можно оборудовать два спальных места. Корпус предусмотрено изготавливать сварной конструкции из легкого сплава.
Конструкторы оснастили яхточку редко встречающимся стаксельным вооружением с А-образной мачтой и парусами площадью 12 м2.
При серийной постройке на судостроительном заводе стоимость мини-яхты, по оценке конструктора В. Чупайло, составит около 30 тыс. руб. Это могло бы гарантировать успех яхточки среди яхтсменов-любителей.
Чтобы читатель полнее представил себе то разнообразие экспонатов, которое стало едва ли не главным достоинством выставки, упомянем еще и стоявший на берегу совершенно необычный швертбот. Его демонстрировала московская фирма «Феодор», вообще-то специализировавшаяся на изготовлении металлических дверей и сейфовых замков, а также превращении машин в бронеавтомобили. Это двухместный плотик (2,7X2,4 м) с двумя швертами, вооруженный тремя управляемыми слегка наклоненными парусами-крыльями общей площадью 7,8 м2. По утверждению конструктора, широкий корпус и низкое положение ЦП гарантируют отсутствие крена, максимальный комфорт, полную безопасность. Однако пока речь шла о результатах испытаний метровой модели, а не самого аппарата.
А вот Петрозаводское МП «Ахто» выставило продукцию вполне традиционного вида: четыре модели гребных и моторных лодок, изготавливаемых по лицензии финской фирмы «Влиталон».
Самая привлекательная из них, пожалуй, «Онего-420» — стеклопластиковая версия озерной финской рыбацкой лодки с «клинкерной обшивкой». Узкий изящный безнаборный корпус приобретает необходимую жесткость благодаря фальшивым «кромкам поясьев». При длине 4,8 и ширине 1,2 м лодка весит всего 70 кг; 'на ней можно ходить под 8-сильным подвесным мотором и перевозить груз до 360 кг. Судя по обводам и узкой корме «Онего-420» должна быть легка на веслах и достаточно мореходна для внутренних вод.
Филиал «Проект» СП «МКС Плюс» демонстрировал прицеп к легковому автомобилю — трейлер, предназначенный для перевозки яхт класса «Микро», а также других судов, длина которых не превышает 6 м, ширина — 2,5 м, а вес — 650 кг. Вес самого прицепа — 250 кг, дорожный просвет — 200 мм.
Трейлер прошел заводские и приемочные испытания. Имеется официальное разрешение ГАИ на его серийное производство.
Выпуск лодочного трейлера более легкой конструкции освоило ленинградское МП «Полифен». Он рассчитан на нагрузку 380 кг при собственном весе 120 кг и может быть использован для перевозки лишь небольших мотолодок и швертботов длиной до 4,5 м.
Любопытную разработку универсальной картоп-лодки для рыбака демонстрировал ее конструктор В. Сидоров (ОКБ «Витязь», Москва). Лодочка, снабженная тентом, имеет компактные размерения (1,6X0,94 м; вес корпуса 23 кг) и, по мнению автора, может использоваться в десяти вариантах. И не только, скажем, в качестве «моторки», а например, в виде контейнера для перевозки вещей на верхнем багажнике автомобиля и хранения овощей, бассейна для купания детей, теплицы для выращивания рассады, шкафа в лоджии и т. п.
Несколько меньшую универсальность обещают волгоградцы (ТМО горисполкома, филиал «Северный»): их картоп-мини-лодка («кокпит» с размерами — 1200X900X300) в перевернутом виде служит багажником «для укрытого размещения 50 кг груза» на «Жигулях». Автомобилисты высоко оценили то, как изящно вписалась эта «крышка багажника» в силуэт машины.
Кооператив «Турнир» из Набережных Челнов не убоялся конкуренции с уфимским и ярославским гигантами. Две надувные лодки, представленные этим кооперативом, сделаны очень добротно, хотя и уступают по внешнему виду «Ныркам» и «Уфимкам» — имеют мрачный черный цвет. Однако 2-местная «Кама-2» при тех же размерениях, что и «Уфимка-2», на целых 5 кг легче ее. А рассчитанная на «Ветерок» мотолодка «Нико» (надувное дно, деревянный транец, размерения 3,1X1,15X0,33 м) имеет все шансы появиться в продаже даже раньше «Ориона-10».
«Дефицит на надувнушки такой, что даже более высокая, чем у заводов-гигантов, цена покупателя не смущает», — говорит представитель «Турнира».
Один из видов продукции северодвинского акционерного общества «Экспериментальная судоверфь» — водометные движители для быстроходных (48— 60 км/ч) катеров с двигателями «ГАЗ-24». Демонстрировался образец водомета с корпусом из стеклопластика и остальными деталями, выполненными из нержавеющей стали. Движитель снабжен спрямляющим аппаратом с лопаточным поджатием струи; диаметр ротора — 220 мм, вес водомета — 12 кг.
Внимание охотников и туристов привлекали надувные «водяные лыжи» с байдарочным веслом, предлагаемые кооперативом «Илим Сервис» из г. Усть-Илимска. Их конструктор неоднократно переправлялся через гребной канал «аки по суху», несмотря на волну от проносящихся мимо катеров...
Большой интерес вызывал уже знакомый читателям «КиЯ» гидроцикл «АИС Джет-77» — базовый гидроцикл донецкой фирмы «АИС Джет». Кстати сказать, рекламировались уже и две новые модели. Двухместная «Дн<ет-91» предназначена «для более спокойных прогулок», а «Джет-рапид» — наоборот, рассчитана на скорости до 85 км/ч и является спортивным снарядом.
Но, пожалуй, можно было бы сказать, что ни один экспонат не привлекал столько зрителей, как легкая летающая лодка, сконструированная Борисом Черновым из Самары.
После короткого, не больше ста метров, разбега по воде самолет взмывал вверх из-под ажурного мостика, перекинутого через канал, кружил над велотреком, скрывался за ближайшими новостройками, опять возвращался и, уверенно снижаясь, плюхался на воду среди замерших у причала яхточек.
Оказалось, что Б. Чернов — водномоторник, шесть лет гонялся в классе SC-500, построил самостоятельно 12 корпусов мотолодок! Потом, как он сказал, «просто захотелось полетать». Сдал экзамен на права летчика-любителя. Целый год в клубе самодеятельного творчества завода им. Масленникова строил свою летающую лодку со стеклопластиковым килеватым корпусом (вес 70 кг), имеющим поперечный редан и центральную гидролыжу. Берет на борт трех пассажиров по 80 кг, вес пустого самолета — 250 кг. При скорости 60 км/ч отрывается от воды, крейсерская скорость полета — 100, максимальная — 130. «Добирался» Борис до высоты 4 тыс. м, «дальше — холодно».
Двигатели — два самых обычных «Вихря-30» с ручным стартером, работающих на двухлопастные стеклопластиковые винты. Переделать пришлось лишь глушитель и систему охлаждения — половинки радиаторов взял от «Жигулей». Расход топлива около 20 л на 100 км пути.
«Ну, а если откажет двигатель?» — спросили мы. — «Долечу на втором». — «А если откажет второй?» — «Тогда просто спланирую, важно лишь особенно не улетать от воды, но вообще-то «Вихри»— надежные моторы!» Посмотрев на висящие над головой летчика полиэтиленовые канистры с топливом, краники, резиновые шланги, прикрученные медной проволокой, мы глядели на знакомый «Вихрь» уже другими глазами...
Поднимался в воздух с воды и мотодельтаплан Таганрогского МП легкой авиации «Красные крылья», снабженный поплавками, которые при необходимости заменяются на шасси. Но это была уже разработка профессиональных авиаторов.
Из предметов оборудования интерес посетителей вызывали компактные приборы для измерения глубины (от 0,5 до 30 м), изготовленные Ленинградским научным центром «Луч», компасы и секстаны ленинградского предприятия «Азимут», яркие и хорошо сделанные спасательные жилеты московского завода «Опыт», якоря Данфорта (10, 15 и 22 кг для судов водоизмещением 0,5—3 т) производства казанского НПО «Спецавтоматика».
Итак, первая московская бот-шоу состоялась. Ее главный итог — впервые заявили о себе новые формы предпринимательства, проявившиеся в области малого судостроения, были продемонстрированы интересные перспективные разработки.
Без сомнения, отдача от выставки была бы много больше, если бы организацией экспозиции и всей деятельности ее участников занималась специализированная, имеющая необходимый опыт фирма.
На завершающей «Бот-шоу 91» встрече с редакцией «КиЯ» участники выставки не только серьезно и аргументированно критиковали ее организаторов, но и высказали ряд интересных идей на будущее. Так, по общему убеждению, назрела острая необходимость в создании ассоциации производителей лодок. Такая ассоциация служила бы координирующим органом, способствующим обмену информацией, установлению деловых связей и налаживанию кооперации, выработке каких-то общих норм, критериев безопасности и т. д. и т. п.
В дополнение к статье печатаем фоторепортаж Э. Бубовича и К. Константинова о некоторых экспонатах московской «Бот-шоу 91».
1 — Мечта туриста-парусника — разборный тузик «Митек» весом 33 кг (СП «МКТ-Карич»);
2 — Трейлер (фил. «Проект» СП «МКС Плюс») для перевозки яхт «Микро» и других судов весом до 650 кг;
3 — Подводное крыло новосибирской «Оби-3К»;
4 — Габаритная схема водомета под «ГАЗ-24» (Северодвинское АО «Эксп. судоверфь»);
5 — Стеклопластиковые лодки МП «Ахто» (Петрозаводск);
6 — Скутер «Формулы-3» (кооп. «Форт», Санкт-Петербург);
7 — Максимум уюта при длине всего 1,6 м предоставляет тузик «Витязь» конструкции В. Сидорова (ОКБ «Витязь», Москва). Может использоваться в десяти вариантах;
8 — Демонстрируются миниатюрные приборы для измерения глубины, разработанные специально для малых судов Лен. Научным Центром «Луч»;
9 — Надувные лодки производства кооператива «Турнир» (Набережные Челны) — двухместная «Кама-2» и двух-, трехместная «Нико» под мотор «Ветерок-8».