Гидравлическая система дистанционного управления
Наибольшее распространение на катерах получили системы контроля подачи топлива и реверсирования двигателей с тросовой проводкой.
Голландская фирма «Ветус», специализирующаяся на выпуске различного оборудования для малых судов, освоила недавно производство гидравлической системы ДУ. Она состоит из двух цилиндров, золотник одного из них управляется рукояткой на пульте, а поршень второго цилиндра соединен с исполнительными органами на двигателе. Оба цилиндра связаны между собой трубопроводом, необходимое давление масла поддерживается работой штатного насоса масляной системы двигателя.
Работа гидравлического ДУ практически не зависит от изгибов трассы, регулирование подачи топлива осуществляется плавно и с повышенной точностью. Выпускаются системы для установки с одним и двумя двигателями, а также рассчитанные на управление с двух пультов (например, из рубки и с верхнего мостика).
Новый трос для бегучего такелажа
«Хайлит-32/2» — новая марка троса, вырабатываемого из полнолефиновых волокон «Спектра» английской фирмой «Норсеман Джиб Лимитед». «Хайлит» отличается высокой прочностью при малом относительном удлинении и стойкостью к воздействию ультрафиолетовых лучей. Фирма рекомендует трос для сильно нагруженных снастей бегучего такелажа — гика-шкотов, фалов, шкотов генуи и спинакера н т. п. Обширная программа испытаний «Хайлита» включала оснащение этими тросами макси-яхты «Ротманс» — участницы кругосветной гонки «Уитбред Рэйс» 1989—90 гг. После 9 месяцев плавания в океане экипаж дал новым тросам самую высокую оценку, считая их более надежными и износостойкими, чем тросы из кевлара — арамидных волокон.
Для сравнения укажем, что трос «Хайлит-32/2» диаметром 12 мм имеет разрывную нагрузку 6400 кгс, «Хайстрэйн» (из кевлара) — 5000 кгс и «плетенка» из дакрона — 2700 кгс.
Якорь стал надежнее
Налетевший в 1989 г. на побережье США ураган Хуго нанес непоправимый ущерб малому прогулочному флоту. Десятки тысяч лодок были сорваны ветром с якорей и выброшены на берег. Исследования, проведенные корпорацией «NAV-X» в Чарльстоне, показали, что наиболее распространенные на малых судах якоря типа Данфорта плохо держат в мягком илистом грунте, который обычно скапливается в спокойных бухтах и гаванях. В результате дальнейших испытании якорей нашли очень простое решение, которое втрое повысило удерживающую силу в таком грунте: потребовалось всего лишь увеличить стандартный угол откидки лап от веретена с 32 до 45°.
Так появились якоря «Фортресс». внешне не отличающиеся от обычных «Данфортов», но имеющие приспособление для фиксации лап в двух положениях: под 32 и 45° по отношению к веретену. При якорной стоянке с твердым песчаным или каменистым дном используется стандартная (32°) откидка лап, на илистом грунте лапы фиксируют во втором положении. Новые якоря изготовляются из прочного и коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава без применения сварки. Их конструкция одобрена Американским бюро судоходства и ВМФ. «Фортресс» в два раза легче стального якоря таких же размеров, благодаря чему его охотно используют в качестве резервного.