Наибольший интерес для водномоторников представляет тот факт, что данное устройство не только способствует значительному увеличению моторесурса, но и восстанавливает компрессию в цилиндрах в тех случаях, когда уплотнительные кольца еще не потеряли упругости. Не секрет, что на мотолодки и катера в большинстве случаев устанавливаются уже не новые двигатели.
Устройство имеет металлический корпус, в котором размещен рабочий орган, сделанный в виде фильтрующего элемента из обработанных определенным образом отходов титана» Перед фильтроэлементом помещена таблетка присадки из слаборастворимых солей плакирующих металлов. Дело в том, что при получении бензина посредством крекинг-процесса при температуре более 100°С вода из нефти в количестве примерно 0,5% объема переходит в бензин. Вот эта вода концентрируется перед фильтроэлементом, и в ней растворяется присадка, которая в цилиндрах двигателя восстанавливается до металлического состояния, образуя на зеркале цилиндров бронзовое покрытие. Значительная часть молекул бронзы вместе с выхлопными газами попадает в масляный картер, образуя такое же покрытие и на других поверхностях трущихся деталей, смачиваемых маслом из картера. Под воздействием выхлопных газов образуются окислы металлов, которые при восстановлении до металлического состояния поглощают угарный газ (СО). Поэтому содержание последнего в выхлопе столь мало, что при правильно отрегулированном карбюраторе прибор «ГАИ-1» для измерения содержания СО практически не улавливает его в выхлопе. Кроме того, благодаря использованию при изготовлении фильтроэлемента титана и его специальной обработке, молекулы бензина, соприкасаясь с поверхностью фильтроэлемента, разрушаются. За счет этого улучшается сгорание топлива и усиливаются его антидетонационные свойства.
Экономия топлива в первую очередь образуется за счет окисления свободных углеводородных соединений, которые ранее (без установки устройства для подготовки топлива) выбрасывались в атмосферу. Максимальная экономия топлива, достигающая 40%, наблюдается прежде всего у старых двигателей, в цилиндро-поршневых группах которых образовались зазоры, значительно снижающие компрессию. Поскольку при длительном использовании присадки компрессия восстанавливается, уменьшается и расход топлива.
Основные данные устройства
Величина пробега, тыс. км | 20 |
Увеличение моторесурса двигателя, % | 50—100 |
Среднее содержание СО в выхлопных газах, % | 0,25 |
Сокращение расхода топлива, % | 20—40 |
Повышение антидетонационной способности топлива, | 10 |
Увеличение мощности двигателя, % | 10 |
Масса устройства, г | 60 |
Несколько сот читателей газеты «Социалистическая индустрия», которая первая поместила на своих страницах информацию о новом устройстве, получило это изделие наложенным платежом. За полгода, прошедшие с начала рассылки устройства автолюбителям, НПИЦ «Протон» получил от них ряд замечаний. Большинство жалуется на то, что пробег автомашины до забивки фильтра не достигает гарантированных 20 тыс. км. Анализ жалоб и изучение топлива на местах позволили прийти к следующим выводам. В большинстве случаев забивка фильтра происходит из-за накопления в бензобаке воды, мазута или того и другого вместе. К этому приводит несвоевременный слив отстоя из бака. Мазут засоряет фильтроэлемент, а шарики воды, собираясь перед фильтроэлементом, не растворяются, а разрушают таблетку, частицы которой забивают фильтроэлемент и выводят его из строя. Первым признаком забивки фильтра является нарушение нормальной работы двигателя при форсажных режимах: обгоне или на подъеме. Учитывая эти замечания, разработчики предложили методику регенерации фильтроэлемента и начали комплектовать устройство дополнительным фильтроэлементом. Кроме того, с 1991 г. площадь фильтроэлемента будет увеличена в полтора раза.
Часть автолюбителей жалуются на то, что присадка осаждается в карбюраторе и засоряет жиклеры. Это происходит из-за некачественной сборки устройства самими автолюбителями после замены фильтроэлемента или таблетки. При сборке необходимо сначала установить в выточку крышки корпуса уплотнение, затем запрессовать туда фильтроэлемент, положить на его донышко таблетку и, держа устройство в вертикальном положении крышкой вниз, затянуть стяжные винты.
Хотя в инструкции рекомендуется устройство устанавливать в бензопроводе между насосом и карбюратором, однако после появления стойкого ожидаемого эффекта (обычно это происходит через 300—500 км) устройство можно переставить, установив его перед бензонасосом. В этом случае расход присадки уменьшается.
Жители Москвы и Московской области жалуются, что у них присадки не растворяются. Это объясняется тем, что в этом регионе продается неэтилированный бензин АИ-92, который получают из нефти при температуре до 100 °С. Этот бензин не содержит воды и его надо смешивать с АИ-76 при соотношении 50 на 50%. Так же надо поступать при использовании авиационного бензина. При использовании сильно загрязненного бензина мы можем рекомендовать устанавливать в баке рукав из синтетической ткани, не растворимой в бензине.
Принцип работы устройства защищен а. с. № 1586747 (БИ №31 от 1990 г.). Устройство для подготовки топлива особенно незаменимо при эксплуатации двигателей на автомобилях иностранного производства, рассчитанных на использование высокооктановых сортов бензина АИ-98 и АИ-95. В настоящее время даже бензин АИ-93 или АИ-92 не всегда бывает на бензоколонках. При установке этого устройства отпадает необходимость в платино-палладиевых нейтрализаторах выхлопных газов, которые ВАЗ покупает для комплектации машин, идущих на экспорт. Стоимость таких нейтрализаторов превышает 1100 долл., тогда как стоимость комплекта с устройством для подготовки топлива составляет всего 30 руб.
Устройство для подготовки топлива прошло государственные испытания на АЗЛК. Те любители, которые заинтересованы в приобретении устройства для подготовки топлива и запасных элементов, могут получить его наложенным платежом, обратившись с заявкой по адресу: 252680, г. Киев-142, ул. Кржижановского, д. 3, НПИЦ «Протон».