Главное достоинство «Пеллы-Фиорд» — это тщательно отработанные обводы и конструкция корпуса, поэтому она и стала базой для создания последующих модификаций. Новая лодка, по нашему мнению, должна была стать вариантом «люкс», удовлетворяющим вкусам наиболее взыскательной части покупателей и пригодным для поставки на внешний рынок.
По воле судьбы мне представилась возможность побывать на крупнейшей международной выставке «Вене-90» в Хельсинки и ознакомиться с работой ряда фирм в Финляндии, которые занимаются производством лодок, катеров, яхт и шлюпок из стеклопластика. Побывал я также на шлюпочной верфи «Ватерман» в г. Турку, известной ранее как фирма «Фискарс», и поработал в течение нескольких месяцев в 1990 г. в качестве руководителя группы специалистов Ленинградского судостроительного завода «Пелла», направленных туда для освоения производства спасательных шлюпок. Любопытно, что из всего увиденного, несмотря на потрясающее великолепие и необъятные возможности в части выбора угодного душе предмета из морской тематики, я тем не менее пришел к выводу, что и наша продукция вполне могла бы конкурировать даже рядом с весьма именитыми фирмами. Однако не все так просто в этом мире, и чтобы добиться успеха в таком деле, надо иметь ясную цель, возможности для ее реализации и большую силу духа. Сейчас я думаю, что нам удалось решить такую задачу, хотя работа по организации серийного производства новой лодки еще не закончена.
Эта лодка получила название «Пелла-Фиорд 21», она экспонировалась на двух крупных международных выставках в Ленинграде и Гамбурге и уже поставляется за свободно конвертируемую валюту в Финляндию и Венгрию. Кстати, цена ее не так уже и мала — 452 $ США.
Производство этой лодки, как и производство освоенных в кооперации с финской фирмой «Ватерман» стеклопластиковых, закрытых, самовосстанавливающихся, танкерных спасательных шлюпок осуществляет организованное в этом году на базе одного из участков завода «Пелла» новое малое государственное предприятие «Навигатор». В планах «Навигатора», кроме выпуска лодок «Пелла-Фиорд 21» и спасательных шлюпок, — уже в этом году изготовить первую партию минишвертботов «Пелла-Фиорд 430» с базовым корпусом лодки «Пелла-Фиорд» и миниатюрной каютой-убежищем, в которой два человека могли бы внутри лодки переночевать или укрыться от непогоды. Эту лодку можно будет использовать и с парусом, и с мотором, и просто как гребную. В кормовой части оборудован ахтерпик, в котором свободно размещаются ПМ «Ветерок-8», якорь и другое шкиперское имущество. На таком швертботе удобно совершать как непродолжительные прогулки под парусом, так и более длительные путешествия в прибрежной зоне озер и водохранилищ.
В соответствии с программными целями «Навигатора» начата подготовка производства килевой микро-яхты длиной 4,0 м, стеклопластикового 8-метрового парусного катамарана для экипажа из 4 человек по типу «Страйдера» (см. «КиЯ» №147) и полутонника. Головные образцы микрояхты и катамарана мы надеемся предложить также в этом году.
Теперь несколько подробнее о лодке «Пелла-Фиорд 21». Это двухкорпусная лодка, т. е. кроме основной наружной оболочки у нее имеется внутренняя, отформованная из стеклопластика в отдельной матрице, благодаря которой всем внутренним элементам лодки удалось придать тот необходимый уровень отделки, который создает высококачественный товарный вид изделия. Конструкцией внутренней секции предусмотрены носовая и кормовая банки, удобные, на всю ширину ступни, упоры для ног, запалубленная носовая часть, продольные бортовые уступы-полочки. Для размещения гребцов используются две средние банки, сделанные из дерева и покрытые лаком. Лодка имеет четыре подуключины и может использоваться как двухпарка; к тому же она и комплектуется четырьмя веслами в отличие от стандартной двухвесельной (от «бедности» поставки) «Пеллы-Фиорд». Все элементы оборудования выполнены из нержавеющих сталей и латуни с хромоникелевым покрытием. На лодке имеются четыре дополнительных рыма, чтобы за них можно было завести стропы и поднять на высокую стенку или на борт судна с помощью талей. На средней банке установлены две дополнительные скобы-ручки, которые могут использоваться для крепления снаряжения, буксирного, якорного конца или оттяжки. В кормовой части расположены кронштейн для флагштока и дополнительный буксирный рым. По желанию покупателя на транец лодки устанавливается навесной руль с подъемным пером. Предусмотрена также и специальная завинчивающаяся пробка для слива воды из меж-бортного пространства.
Лодка отвечает всем требованиям стандартов по безопасности плавания. Она абсолютно непотопляема, имеет большой запас плавучести и высокую статическую и аварийную остойчивость. Для большей надежности пространство между корпусами частично заполнено пенопластом, а для исключения затекания воды в межбортное пространство применены специальные подуключины с глухими отверстиями. В будущем часть объема между оболочками будет заполняться пенополиуретаном. Допустимая мощность подвесного мотора увеличена до 8 л. с. Внутренняя оболочка позволила значительно увеличить общую жесткость корпуса лодки и усилить транец. В местах установки оборудования имеются местные усиления из металла и дополнительных слоев стеклоткани.
Вес лодки с оборудованием и снабжением увеличился до 115 кг, что на 17 кг больше, чем у однокорпусного варианта, но, по нашему мнению, вполне приемлемо. Кстати, это даже на 10 кг ниже, чем у ранее выпускавшейся лодки «Пелла». Остается добавить, что по желанию покупателей можно заказать лодку белого, красного, зеленого или синего цвета. Еще совершенно неясен вопрос с ценой, но уже сейчас можно предположить, что стоимость новой лодки будет свыше 2 тыс. руб.
«Навигатор» начинает свой путь с выпуска продукции высоких потенциальных возможностей. Кроме имеющейся производственной базы и высокого уровня применяемой технологии у нас имеется возможность использования современных отечественных композиционных материалов и комплектующих изделий импортного производства. Лодки и яхты с маркой «Навигатор» — это новые горизонты и новые возможности как для тех, кто уже давно познал вкус соленого ветра, так и для тех, кто только собирается приобщиться к великому морскому братству.
Со всеми заявками на приобретение нашей продукции, как и с любыми другими предложениями о сотрудничестве, необходимо обращаться по адресу: 188694, г. Отрадное, Ленинградская область, Кировский район, ул. Центральная, д. 4, МГП «Навигатор».