Начнем с обвинения в адрес «КиЯ», имеющего ключевое значение для всего последующего разговора. Упомянутый уже А. Мирошниченко считает, что журнал «Катера и яхты» представляет собой «жуткий тематический винегрет». Не станем оспаривать и согласимся с мнением автора, хотя наш «винегрет» все же по возможности систематизирован по разделам.
Действительно, в силу некоторых обстоятельств мы вынуждены были расширять «набор» тем, затрагивающих самые разнообразные интересы любителей отдыха на воде и водных видов спорта. По этой причине в журнале и уживаются мирно, казалось бы, абсолютно несовместимые направления: проблемы судостроения и моторостроения — чисто спортивная методика, парусный спорт — водно-моторный спорт, техническое творчество — воспитание высокой морской культуры, проекты судов с обилием чертежей — литературно-художественные произведения, защита водно-моторников от запретов — статьи научно-познавательного характера...
Столь широкий и противоречивый спектр разделов и публикаций обусловлен, с одной стороны, принадлежностью «КиЯ» к двум непохожим и не имеющим между собой ничего общего организациям — Госкомспорту СССР и НТО судостроительной промышленности имени академика А. Н. Крылова. Именно они являются нашими издателями. С другой — объективной необходимостью. Если во многих развитых странах издаются десятки аналогичных журналов, то в СССР «Катера и яхты» остаются в гордом одиночестве. Стоит нам исключить любой раздел, скажем, консультации по эксплуатации и ремонту подвесных лодочных моторов или «Вам отвечает ГИМС», и огромная часть читателей окажется «обезоруженной»: наши темы не освещает ни одно другое издание страны. Вот почему редакция не вправе «изгонять» со страниц журнала мотолодки по настойчивым рекомендациям яхтсменов или навсегда распрощаться с парусами по требованию водномоторников. Корректировка редакционной программы и самого содержания «Катеров и яхт» возможна лишь при условии открытия в стране родственных нам изданий. Кстати, московская фирма «Яхты и катера», как нам стало известно, намеревается издавать газету или журнал «Яхтсмен».
Говоря о противоестественности сочетания паруса и мотора в рамках одного издания, многие читатели предлагают альтернативные варианты: переход на ежемесячный выпуск, разделение «Катеров и яхт» на два самостоятельных журнала, подготовка специальных приложений, вроде «Водные лыжи», «Виндсерфинг», «Буер» и т. д. И притом, не просто предлагают, а порой берут буквально за горло: «Прошу дать исчерпывающие ответы. Только говорите реальные вещи, а не отделывайтесь общими словами о нехватке, скажем, бумаги. Нет денег — не издавайтесь! Сейчас не нужны жалобы о том, чего нет. Вы отчитайтесь в том, что вы сделали, чтобы было».
Автор данного письма затронул самые больные для нас струны. Реализация различных читательских пожеланий невозможна именно по причине стопроцентной бесправности «КиЯ». У нас действительно нет ни своей бумаги, ни своих средств, хотя чистый хозрасчетный доход и составляет более 700 тысяч рублей в год.
Абсурдность ситуации сокрыта в чудовищной несправедливости некогда установленного порядка, когда одно ведомство зарабатывает, а другое — этот заработок тратит. Госкомспорт СССР, подразделением которого мы являемся, не получает от своего издания ни копейки, Госкомпечать СССР и его издательство «Судостроение», оказывая ряд технических услуг по выпуску журнала, благополучно съедают все прибыли. Госкомспорт, стало быть, не заинтересован в оказании журналу какой бы то ни было помощи, а от Госкомпечати ее не дождаться, так как для этого ведомства мы — чужие.
Возьмем такую острую проблему, как тираж «КиЯ». Ее, кстати, сполна прочувствовали на себе все почитатели журнала. Долгие годы Госкомпечать СССР устанавливала явно недостаточный плановый тираж в 150 тыс. экз. Во многие районы страны «Катера и яхты» не поступали вовсе, а в некоторых городах продавались в киосках «Союзпечати» из-под прилавка и даже с «нагрузкой». На все наши обращения и мольбы Комитет преподносил непрошибаемую мотивировку отказа — «в стране нет бумаги».
Не было ее для нас десять лет назад, не оказалось и нынче. Тираж 1990 года мог составить 253 тыс. экз., но всемогущий распределитель бумаг выделил фонды только на 205 тыс. Так скажи, дорогой читатель, может ли в подобной ситуации идти речь о выпуске специальных приложений, о разделении журнала на два самостоятельных издания и т. д.! Увы, и еще раз увы!
Коль скоро зашел разговор о тиражах, считаем своим долгом предостеречь тех читателей, которым журнал действительно нужен, и просим не полагаться особо на приобретение его в будущем через розничную сеть «Союзпечати». Почему! Наконец-то «КиЯ» был включен в Каталог и начал поступать в свободную подписку. Но 8 прошедшую подписную кампанию она оказалась не столь свободной, как хотелось бы. Кто-то о подписке не знал, где-то в ней читателям откровенно отказывали... В итоге подписной тираж на этот год составил всего 83 тыс. экз., а остальные 122 тыс будут распространяться «Союзпечатью» в розницу. Как нам объяснили в Управлении периодики Госкомпечати СССР, такое разрешение дано «Катерам и яхтам» в порядке исключения. Но в стране чудес возможны всяческие чудеса. А ну, как через год то же управление заявит, что «порядок исключения из практики исключен»! Одним словом, редакция настоятельно рекомендует вам заполнить помещенный на стр. 112 абонемент и непременно оформить подписку.
Все мы надеемся сейчас на всеочищающий процесс перестройки. События последних лет уже принесли с собой некоторые добрые перемены. Как и другие издания страны, мы начали забывать про закрытые и чуть ли не крамольные прежде темы, почувствовали смелость и раскованность читательской почты. С другой стороны, с нетерпением ожидали принятия Верховным Советом СССР прогрессивного Закона о печати. Только он мог обеспечить полную самостоятельность средств массовой информации, создать простор для творческой инициативы журналистских коллективов, реально приблизить осуществление отдельных пожеланий и читателей «КиЯ»... Сейчас же важно уже то, что ваши настроения редакции хорошо известны и при возможности мы постараемся не упустить свой шанс.
Довольно часто редакционная почта приносит настолько неожиданные вопросы и предложения, что мы в бессилии разводим лишь руками. Вот несколько из них.
— Корреспонденты «КиЯ», мы глубоко убеждены, с удовольствием гоняют за границу на всевозможные регаты и соревнования. Скажем, на Кубок Америки. Почему же нет в журнале подробнейших материалов о них?
— «Катера и яхты» не сделали практически ничего для налаживания производства и увеличения в стране выпуска маломерных судов и подвесных лодочных моторов. Когда же, наконец, начнете контролировать это производство?
— Будет правильно, если вся площадь с первой до последней страницы будет отдана под обстоятельные проекты и техническое творчество. Не нужно теории, не надо литературы, долой публицистику!..
Вряд ли можно ответить на все эти строки из писем не огорчив авторов.
В чем же неправы друзья «КиЯ»?
Зарубежные командировки на самые представительные соревнования сезона и крупнейшие международные выставки, простите, — голубая мечта редакции. Лишь единственный раз за четверть века одному человеку была предоставлена возможность побывать на Кильской регате в ФРГ. Чтобы понять, с каким трудом даются материалы «made in оттуда», вспомним летние Олимпийские игры в Южной Корее. В Пусан, где проходила регата, нам, естественно, пробиться не удалось — уж слишком много оказалось желающих «с суши». Члены советской делегации, с которыми редакция договаривалась о подготовке так необходимой статьи, не стали впоследствии утруждать себя несвойственной, якобы, работой. Редакции, учитывая интерес аудитории, пришлось в аварийном порядке организовывать материалы и слайды через японских и американских журналистов. Они-то и выручили.
Читая второй вопрос, трудно удержаться от соблазна провести аналогию. Ведь еспи всем действовать по такой схеме, то можно обвинить «Сельскую жизнь» за срыв продовольственной программы, а «Медицинскую газету» — за отсутствие шприцев разового пользования... У печати, извините, иные функции.
И, наконец, о последнем и самом распространенном требовании. Некоторые читатели, очевидно, полагают, что ради них в стране корпят над ватманом десятки КБ, мечтающих пачками выплескивать проекты на журнальные страницы, что в городах и весях ломают головы над чертежами сотни самодеятельных конструкторов, что, наконец, разработка проектов — святая обязанность редакции. Увы, нет таких КБ, как нет и одержимых идеей публиковаться конструкторов-любителей. И тем не менее «Катера и яхты» остаются единственным в мире изданием, помещающим более или менее подробные проекты различных судов. Почему же другие не позволяют себе ничего подобного! Разработка проекта любого суденышка требует огромных специальных знаний и труда, а они, надо полагать, заслуживают и соответствующего материального вознаграждения. Во всех странах проект и право на постройку оплачиваются довольно крупными суммами.
Не выдавая редакционных «секретов» скажем только, что количество и объем публикуемых нами конструкторских разработок полно отражают уровень сегодняшнего промышленного и любительского судостроения в стране. К тому же, многие читатели проследили важный поворот в судьбе «КиЯ», долгие годы являвшимся просто техническим сборником. Потом он получил качественно иной статус, став научно-популярным и спортивно-методическим журналом. Вот это и определяет сегодня его содержание.
Подобные претензии мы не склонны относить к разряду чудачеств и оставлять безответными. Природа рождения таких писем предельно ясна и легко объяснима. Поскольку журнал при своей «всеядности», малой «вместимости» и периодичности объединяет вокруг себя множество категорий читателей с противоположными интересами, значит все они оказываются ущемленными в объеме публикуемой для них информации. Естественным поэтому выглядит и их стремление к расширению именно своей «доли» в «Катерах и яхтах». К сожалению. удовлетворить сегодня сразу всех мы просто не в состоянии, хотя и пытаемся как-то регулировать пропорции. Но в лучшее все же хочется верить.
Никто не вправе запретить обращаться в редакции с любыми письмами. Более того, мы ревниво следим за количеством и содержанием почты, радуемся каждому письму, которое хоть что-то привносит в журнал. И огорчаемся, честно скажем, когда поступает «голая» критика — без конкретных предложений, подсказанных интересных тем и адресов для творческих командировок... Редкостью в почте становятся авторские статьи. А такая подпитка любому изданию жизненно необходима, без добротной обратной связи с читателями вряд пи можно рассчитывать на успех. Надо, чтобы это поняли и все заинтересованные в журнале.
Для «Катеров и яхт» участие квалифицированных авторов со стороны особенно важно в силу особой трудоемкости издания. Творческие сотрудники редакции кроме искусства владеть пером должны, по идее, отлично знать судостроение, моторостроение, морскую практику, парусный и водномоторный спорт и т. д. Таких специалистов, как показала практика, в природе не существует. Так что мы — за контакт, за «КиЯ» как продукт коллективных усилий и коллективного разума.
Кстати, призывы действовать сообща во имя решения всех волнующих водников проблем то и депо звучат в читательской почте. Вот самое свежее письмо. Прислал его житель г. Сарапула Удмуртской АССР А. Замараев:
«Дорогая редакция! Последние годы «КиЯ» был моим верным спутником, хотя доставал я его с большим трудом. Теперь вы сделали добрый шаг вперед, у нас появилась возможность свободно подписаться на «Катера и яхты». Значит, расширится у него круг читателей, а они, в свою очередь, помогут вам сдвинуть с места столь застоялый наш малый отечественный флот. С этого письма я начну активно сотрудничать с вами, чтобы стать более полезным общему делу. И еще думаю, именно так нужно поступать всем читателям: совместные действия принесут куда больше пользы. А то и вправду мы выглядим очень жалкими по сравнению с другими странами».
Спасибо за добрые слова, тов. Замараев. Спасибо всем, кто не только читает, но и пишет. Не только осуждает «КиЯ», но и помогает ему.
В. Ермолин, главный редактор журнала «Катера и яхты».