Угловые поворотно-откидные колонки, которыми комплектует карбюраторные двигатели мощностью до 1000 л. с. для морских гоночных катеров американская фирма «Кикхейфер Аэромарин», — давно уже не редкость. В последнее время в связи с выпуском легких и мощных, а главное надежных дизелей многие гонщики предпочитают устанавливать на своих катерах двигатели этого типа. Это тем более выгодно, что в классе I, например, вместо карбюраторного двигателя с рабочим объемом 16 л можно установить дизель объемом 32 л — таковы правила Международного союза водно-моторных гонок УИМ, введенные еще в те времена, когда дизели по своим весовым показателям не могли конкурировать с бензиновыми моторами.
Идя в ногу с требованиями рынка, «Кикхейфер Азромарин» освоила в прошлом году серийное производство угловых трансмиссий, рассчитанных на передачу мощности от 37S— 300-сильных дизелей.
Поскольку дизели развивают вращающий момент значительно большей величины, чем высокооборотные бензиновые двигатели, пришлось усилить конструкцию опор валов, сами валы и шестерни передачи. Интересной деталью является передача момента через два вертикальных вала и две конические передачи. размещенные в корпусе колонки. Благодаря такому решению удалось уменьшить попа речное сечение корпуса редуктора и диаметр гондолы, в которой расположены нижние пары передачи. Соответственно снизилось и сопротивление движению катера — обычно его доля, приходящаяся на погруженную часть колонки, достигает 50%.
Новая колонка снабжена гидравлическим приводом поворота (его цилиндр расположен сбоку внизу) и откидки от транца (нижний цилиндр). Предусмотрены сменные шестерни передач, позволяющие выбрать из пяти вариантов наиболее выгодную частоту вращения гребного винта. На колонке могут быть использованы винты диаметром 400—460 мм и шагом 580—840 мм, так что владелец катера имеет возможность полностью утилизировать мощность двигателей.
Новые колонки прошли испытания на 14-метровом гоночном катере «Скараб», оснащенном парой дизелей 3208 ТА «Катерпиллар» с турбонаддувом. При мощности по 425 л. с. этот дизель весит всего 944 кг или 2,22 кг/л. с. Большинство бензиновых двигателей такой мощности имеют моторесурс 300—400 часов, а дизели — в 3—4 раза больше.
Колонки «Кикхейфера» достаточно надежны и прочны чтобы применять их на 10—17-метровых «крейсерских» катерах.