Приводим их в расчете на то, что для руководителей отечественной промышленности и сервиса эти статистические данные послужат еще одним аргументом в пользу расширения туризма и спорта, которые при соответствующей организации становятся прибыльным делом. Ведь обе страны по численности населения, протяженности береговой черты и площади водной акватории. пригодной для отдыха на воде, достаточно близки.
В 1989 г. американские любители отдыха и спорта на воде затратили 17 143 млн долл. для приобретения новых к находящихся в эксплуатации лодок, двигателей, разного оборудования, топлива, на страховку, ремонт и содержание судов.
В этом году было продано 430 тыс. подвесных моторов на сумму 1764 млн долл, средняя стоимость ПМ составила 4103 долл. Как и прежде, наибольшей популярностью пользуются мотолодки с подвесными моторами — американцы приобрели 291 тыс. таких судов на сумму 1134 млн долл. (средняя стоимость — 3897 долл.). На втором месте — катера с угловыми поворотно-откидными колонками — 133 тыс. на сумму 2354 млн долл. Парусных лодок и яхт продано 27 200 на сумму 271 млн долл.
Среди других типов судов — байдарки и каноэ (продано 80 100 лодок при средней стоимости 498 долл.) и надувные лодки (29 800 и 1570 долл. соответственно). Высокая стоимость надувных лодок объясняется тем, что подавляющее большинство их рассчитано на эксплуатацию с подвесными моторами, мощность которых достигает 100 и более л. с. Кстати, стоимость надувных лодок составляет около 10% общего объема лодочного импорта США — американская промышленность такие суда не производит, их импортируют из Франции, Италии и Англии.
Общая стоимость импортируемых лодок, катеров и яхт составила 509 701 тыс. долл.; объем экспорта в этой области — 414 467 тыс. долл.
Любопытно распределение зарегистрированных малых судов по отдельным штатам: на первом месте стоит Мичиган (788 453 единицы), а далее Калифорния (734 817), Миннесота (692 528), Флорида (675 474), Техас (607 111).
Вопросами обеспечения безопасности эксплуатации малых прогулочных судов в США занимается служба Береговой охраны (Coast Guard), отметившая в 1990 г. свое двухсотлетие. С 1961 г. Кост Гард ведет статистику аварий и несчастных случаев в прогулочном флоте.
В 1988 г. отмечалось минимальное за 27 лет число жертв среди людей, вышедших в плавание на катерах и яхтах: погибло 946 человек и 3476 получили различного рода увечья или ранения (за предыдущий год соответствующие цифры — 1036 и 3051).
На основании многолетнего анализа несчастных случаев руководство Кост Гарда твердо убеждено в том, что главной их причиной является управление лодкой в нетрезвом состоянии. По крайнем мере, 50% общего числа жертв 1988 г. обусловлено именно этим.
Основным средством борьбы с применением алкоголя на малых судах служит воспитательная работа с владельцами лодок, которую проводят на местах офицеры Кост Гарда. Законы некоторых штатов предусматривают административные меры к любителям плаваний «под градусом». Об эффективности профилактических мер можно судить по таким цифрам: если в 1985 г. погибло 6,9 чел. из расчета на каждые 100 тыс. зарегистрированных лодок, то в 1988 г. — уже 5,5 чел.
Если каждый инцидент, связанный с гибелью людей, тщательно расследуется и регистрируется, то далеко не каждая авария попадает в поле зрения Кост Гарда. Считают, например, что 6718 аварий с 8981 судном, зарегистрированных Кост Гардом в 1988 г., составляют лишь около 10% фактического числа происшествий. Чаще всего регистрируются случаи, связанные с возмещением материального ущерба либо произошедшие на глазах у инспекторов Кост Гарда. Кстати, общая сумма ущерба, нанесенного зарегистрированными за год авариями, составила довольно крупную сумму — 24,33 млн долл.
Ассоциация NMMA, созданная в 1979 г. и объединяющая ныне 1800 фирм, осуществляет техническое освидетельствование и выдачу сертификатов на производимую продукцию. Свыше 75% катеров и яхт длиной до 26 футов и 50% более крупных судов, построенных на верфях США, снабжаются табличкой «NMMA Certified», которая подтверждает, что судно отвечает требованиям стандартов NMMA, а значит, гарантирует его владельцу безопасную эксплуатацию. По свидетельству «Кост Гард» аварийность таких судов по техническим причинам в 5 раз ниже, чем построенных без наблюдения технического департамента NMMA.