О накале спортивной борьбы хорошо свидетельствует тот факт, что «Фазиси» отстала от победителей — новозеландской яхты «Штейнлагер-2» всего на 10 суток и 19 часов.
Таким образом можно сказать, что наши ребята, не плававшие в океане под парусами, на равных состязались с опытнейшими экипажами из яхтсменов-профессионалов.
О том, как обретались мастерство управления первой отечественной «макси» и опыт плавания на океанских ветрах, участники гонок на «Фазиси» расскажут в ближайших номерах журнала. Сейчас же предлагаем вниманию читателей интервью капитана яхты Скипа Новака, которое взял по просьбе редакции наш корреспондент в Новой Зеландии Дэвид Пардон.
Как видно, громадные океанские волны и изнуряющий ритм гонки были далеко не главными трудностями на пути советской яхты к финишу. Наши яхтсмены впервые познали известную на Западе истину, что исход соревнований во многом зависит от финансовой поддержки, оказываемой спонсорами.
Перед стартом очередного 4 этапа кругосветной гонки «Уитбред Рэйс» Скип Новак был полон энтузиазма и расточал похвалы в адрес советской яхты «Фазиси» и ее экипажа. Предыдущий этап протяженностью 3434 мили из Фримантла (западное побережье Австралии) до Окленда «Физиси» завершила десятой с результатом 13 суток 4 часа 40 мин 30 с — всего лишь на 11 часов позже победителя этапа и общего лидера — кеча «Штейипагер-2».
За кормой осталась половина всей кругосветной дистанции, но «Фазиси» была в превосходном состоянии. Единственное, что поначалу угнетало экипаж, это недостаток средств, которые нужны были для того, чтобы купить новые паруса, провизию и другое снабжение, необходимое для продолжения гонки. К счастью, на помощь пришли новозеландские любители парусного спорта: было собрано в виде пожертвований и в результате проведения специальной потерей более 200 000 новозеландских долларов (около 120 тыс. долларов США]. Этого хватило для того, чтобы экипаж «Фазиси» смог оплатить все задолженности, оставшиеся после стоянки во Фримантле, выполнить необходимый ремонт и укомлектовать яхту всеми необходимыми запасами и снабжением для четвертого этапа гонки.
Скип Новак сказал, что у экипажа нет больших проблем, касающихся яхты:
— Это поразительно, но «Фазиси» не имеет повреждений конструкций корпуса, лопнувших сварных швов или чего-либо подобного. Единственная существенная поломка — это треснувший гик, который нам пришлось ремонтировать во Фримантле. Гик был плохо сконструирован и изготовлен в Англии — не имел достаточного числа подкреплений, и нам пришлось его существенно доработать. Кроме того, на втором этапе появилась небольшая трещина на баллере руля. Ее заварили во Фримантле, но новая трещинка появилась уже в другом месте на пути в Новую Зепандию. Поэтому здесь пришлось полностью демонтировать рулевое устройство и усовершенствовать его конструкцию в условиях судоверфи. Работы вела яхтенная верфь Куксоиа — одна из лучших в Новой Зеландии. Кроме того была отпескоструена и покрыта нескользящей краской палуба, возобновлена необрастающая окраска подводной части корпуса, все устройства прошли текущее профилактичесиое обслуживание. Рангоут и такелаж были сняты с судна и обследованы при помощи гаммаграфирования — просвечены изотопами, чтобы убедиться в отсутствии внутренних трещин или ослабления.
Информация об изображении
Многие заботы советского экипажа на берегу взяли на себя местные активистки
Перед стартом 4 этапа в команде «Фазиси» были заменены три человека; кроме того в ее состав вошли французский тележурналист Тьер Ранио и корреспондент американского журнала «Лайф» Роджер Вохэн.
Многие заботы советского экипажа на берегу взяли на себя местные активистки
Новак явно был озадачен слишком большим экипажем — на борту оказалось 16 человек.
— Для того чтобы управлять яхтой, вполне достаточно 11 человек. Вес в гонке всегда имеет критическое значение, снижая скорость яхты. Мы заметили, что «Фазиси» в конце каждого этапа идет быстрее, чем на старте.
Особенно много мы потеряли на первом этапе, когда еще не знали, сколько питьевой воды, дизельного топлива и запасов провизии требуется экипажу. В результате на подходе к финишу яхта была примерно на 1,5 тонны тяжелее, чем это оправдывалось необходимостью.
Однако Новак вынужден был смириться с присутствием на борту «Фазиси» журналистов:
— Нам нужны публикации в прессе о советской яхте, особенно, когда мы придем в США. Это поможет собрать деньги, которые потребуются на последний трансатлантический переход на финиш в Портсмуте.
Лучший пробег «Фазиси» за 24 часа составил 387 миль, а на втором этапе в течение четырех суток подряд яхта проходила не менее 350 миль в сутки. И это, как считает Новак, не предел1.
— С опытным океанским гоночным экипажем и при благоприятных условиях «Фазиси» может легко и безопасно преодолевать по 400 миль. Дело в том, что хотя все советские яхтсмены на «Фазиси» — хорошие парусники, у них нет опыта управления крупными яхтами, необъективно сравнивать их с экипажами лидирующих яхт в «Уитбред Рэйс». Четырьмя лучшими «макси» управляют профессиональные яхтсмены, для которых парусный спорт и океанские гонки являются основным занятием. Поэтому естественна такая заметная разница в мастерстве нашего и тех экипажей. Если, скажем, поставить экипаж «Ротманс» управлять «Фазиси», советская яхта определенно выиграет, по крайней мере, два места в общем зачете только по той причине, что англичане располагают большим опытом управления рулем и парусами. Конечно, требуется многолетний опыт плаваний на крупных яхтах, чтобы достичь высшего уровня профессионализма.
Новак уверен, что оснастка «макси»-яхты кечем дает большое преимущество и что обязательно выиграет гонку один из кечей.
— Но я счастлив участвовать в гонке на «Фазиси». Советские конструкторы и судостроители сделали изумительную работу. Яхта управляется очень легко — ни разу не было необходимости ставить на руль более одного человека. Она хорошо отцентрована, небольшие по площади спинакеры и генуэзские стаксели не требуют больших усилий при управлении. К сожалению, для того чтобы состязаться с другими «макси», у «Фазиси» недостаточно парусов. Она развивает хорошую скорость в свежий бакштаг и фордевинд, но менее эффективна в слабые ветра. Когда погодные условия постоянно меняются, яхты с большей парусностью буквально выскакивают вперед при ослаблении ветра, но они так же хорошо сохраняют свое положение и в сильные ветра.
В Окленде шефство над экипажем советской яхты взяла местная радиостанция 89FM, которая организовала сбор средств и осуществляла всевозможные связи с администрацией. Это освободило экипаж от огромной доли забот и позволило ему сконцентрировать свое внимание на подготовке к следующему этапу гонки. Новозеландский премьер-министр Джеффри Палмер и шкипер новозеландского претендента на Кубок Америки Хрис Диксон выступили по радио с призывом поддержать советскую команду. Девяносто процентов собранного фонда «Фазиси» составили взносы простых жителей Окленда, причем их размер не превышал 100 нов.-зел. долл. Были и значительно более крупные взносы. Главными выигрышами лотереи были автомобиль марки «БМВ» и недельная поездка в США. Фирма «Фишер и Пэйкел» — спонсор одной из новозеландских «макси», участвовавших в «Уитбред Рэйс», — безвозмездно предоставила устроителям лотереи стиральные машины и холодильники. Королевское общество парусного спорта организовало благотворительный обед в пользу советской команды. В довершение. Оклендский супермаркет презентовал экипажу «Фазиси» фрукты и запас свежих продуктов, необходимых на переход до Пунта-дель-Эсте, а выставка новых моделей одежды, в демонстрации которых приняли участие первые красавицы Окленда и многие звезды спорта, добавила еще несколько тысяч долларов в фонд «Фазиси».
Из Окленда яхта стартовала со следующим экипажем: Скип Новак — США, капитан; Сергей Акатьев — Киев, штурман; Владимир Калиниченко — Одесса, парусный мастер; Абрам Лейбович — Рига, кок; Игорь Мироненко — Киев, ответственный за технику; Евгений Платон — Киев, механическая часть; Сергей Станецкий — Одесса, рулевой и ответственный за электронику; Эдгар Терехин — Рига, рулевой и настройщик парусов; Анатолий Верба — Одесса, рулевой; Дале Тремэйн — Новая Зеландия, вахтенный офицер; матросы: Валерий Алексеев, Сергей Бородино в, Москва; Виктор Погребное, Сочи; Джумбери Цомая, Поти; Роджер Вохен, США; Тьер Ранно, Франция.
Примечания
1. Во время этой гонки испанская яхта «Фортуна Экстра Ляйтс» установила новый рекорд мира для однокорпусных яхт, пройдя за 24 часа 393,8 миль.